Рацлавицкая панорама и другие жители земли

Когда-то в бесконечно далёком прошлом в безусловно культовом молодёжном журнале тех лет - "Ровесник",  читала прикольную статью о том, что существует такое интересное соревнование: посетить Лувр, обойдя его экспозицию как можно быстрее. Есть там и жёсткие правила: бежать категорически запрещается (дисквалифицируют, ведь это культурное место - музей, а не Центральный парк какой-то), минимальный маршрут, несколько обязательных ритуалов - возле Моны Лизы надо остановиться и что-то в её адрес произнести, вокруг Венеры Милосской - обойти... И ещё что-то было третье, уже не помню. Рекорды прохождения естественно что фиксировались, и обсуждалось их улучшение. Всё измерялось в минутах...
Если спустя сорок лет я помню эту статью и хоть смутно, но и коллажи к ней, то определенное неизгладимое впечатление эта информация в юном сознании оставила. Этот жёсткий стёб над подобного характера экскурсиями не дал мне когда-то сесть в туристический автобус и посетить пять стран Европы за семь дней, включая Париж за полтора и Монте-Карло за два часа.
Подобный минимальный маршрут за рекордное время есть во всех туристических Мекках. Из обзорных роликов и статей о Вроцлаве начитала, что кроме пешеходной прогулки по центру городу, тут надо обязательно посетить Зоопарк, ГидроПолис, Рацлавицкую панораму и СкайТауэр...
До зоопарка по внутренним причинам - возникшей лет десять назад неприязни к самому виду решёток так пока и недотянула. В СкайТауэр и ГидроПолис хоть и при одинаковых вынужденных обстоятельствах, но попала - заблудилась и "бац", смотрю - оно: "И чтоб не зря  уже день прошёл, то раз оказалась рядом, то схожу-ка я  уж в это культурное место, а то потом и не найду где оно есть..."
Но сегодня не об этом. Кстати, об этом уже раньше было.

Следующий обязательный туристический объект - круговая  Рацлавицкая панорама битвы, это которая случилась между поляками- повстанцами под водительством Тадеуша Костюшко и российскими войсками.  Сама битва произошла 4 апреля 1794 года, а картину по заказу совета города Львова, в то время находившегося под австрийским правлением, написали  к её столетию  Ян Стыка, Войцех Коссак и Зигмунт Розвадовский.  Масштаб полотнища: длина сто четырнадцать метров,  высота - пятнадцать и соответственно - опоясывающий круг диаметром почти сорок метров. И вот её я твёрдо вознамерилась не посещать. Почему? Примерно потому же, что и Зоопарк.
Объясняю подробнее: на панораму "Оборона Севастополя" я уже несколько раз ходила... Не то чтоб меня туда так сильно влекло, но как-то маршрут вырисовывался. Первый раз - с экскурсией по городу включено было, второй- тоже, но с другой компанией. Третий - ребёнка отвела посмотреть...
Короче, насмотрелась я на эту Крымскую героическую оборону. Правда никак не могла понять как они до той обороны дошли, и что за ней последовало... Но это в музее не могла понять, а как выйду, метров на десять отойду, то из головы всё моментально на фоне крымской природы выветривалось.  Что именно выветривалось? Вопрос: "когда и как мы потом всё же победили?" Мы же вроде всегда в конце побеждали, кроме ига, из-за которого до конца ХХ века в магазинах колбасы не было.
И только когда мою собственную жизнь всеми этими невойнами истрепало, то вцепилась в изучение матчасти - истории, и открылись мне дико любопытные вещи.
Не может быть, что я до такой степени рассеяно в школе историю учила, чтоб такими кусками фактический материал пропустить... Какой? Ну, например, что обороняли они ту панораму, обороняли, да и невыобороняли. И весь Крым турко-англо- франки в 1856 от Империи отъели. А вернулся он только после мирных переговоров в обмен на что-то там в другом месте героически откушенное. То есть мог и не вернуться?
И Крымскую войну оказывается сами же и затеяли. Хотелка была короткая и самая позитивная: пытались исток свой - Константинополь очередной раз оттяпать вместе с  "Никогда я не был на Босфоре, ты меня не спрашивай о нём" проливом. Так что вся эта героическая оборона  случилась в следствии собственного  плана...   А как потом рухнула! Редуты при отступлении вместе с ранеными взрывали. Тысячами... Ужас какой-то.

Мама всегда говорила, что я - её доченька очень увлекаюсь историей... Так вот, раньше я хз как слышала и хз как понимала, но есть подозрение, что в школе примерно так и рассказывали. Если бы учителя чуть-чуть более доходчиво поясняли, что доблестная Империя сама на османов напала, как и все предыдущие разы, чтоб забрать исконно и исторически своё  - по праву Третьего Рима, то есть проливы (ищем по карте). Ну не только Босфор, а и хорошо бы сразу и Дарданеллы тоже, чтоб два раза не вставать.
А в результате приплыли все эти козлы, вписались за турок и по ходу оттяпали Крым. Тот самый, который пришлось сначала безрезультатно, хоть и героически защищать... Ну, как героически? Вроде бы Лев Толстой это в своих рассказах осветил, но я не читала. Я про войну - избегаю, мне пожалуйста только про мир, про Наташу Ростову, любовь/ морковь.
Короче, повторюсь, Крым назад вернули по договору, заключенному на Парижском конгрессе в 1856 году в обмен на кучу древних армянских земель, то есть его передали без героических боёв, а путём дипломатического слова. Вот этого факта  особо с картинками не расписывали.
Зато хирургия и полевая медицина за счёт открывшегося широкого доступа к практическим занятиям очень в ту войну продвинулась. Мази, наркоз, ампутации без счёта... Природа из любых дерьмовых ситуаций находит за счёт чего продвигать прогресс.

По итогам у меня после этой панорамы в Севастополе осадок рвотно - неприятный  каждый раз оставался, аура резко ухудшалась. Видеоряд с разложенными на переднем плане недопогибшими в крови, боли, муках, бинтах этому дико способствовал.
 
В юности ещё Бородинскую панораму посещала. Но это я ещё в 1981 году туда ходила. Скажем прямо, тоже особого позитива от осмотра не припоминается. Победили и победили. Иначе бы почему Наполеон из Москвы ушёл? Он бы  наверняка там навсегда жить и остался. Логично? Для 1981 - да. В бэкграунде - только летающий над Москвой пепел и до сих пор откапываемые на раскопках пуговицы.
С возрастом и под воздействием информации пришло осмысление  разрозненных фактов: "в связи с какими событиями Наполеон вообще на Москву направился?"  И опять же  какова суть этого исторического манёвра: победить/ отступить? Но в те годы углубляться в междустрочье учебников не особо приветствовалось, это как в Талмуде противоречия для обсуждения собирать.

Ещё одну  - Волгоградскую панораму хоть и хотела посмотреть, но не ездила, меня в автобусах сильно укачивает. А луганские туда очень многие на экскурсию мотались, потому что - близко ведь совсем. Для просторов СССР четыреста - пятьсот км это почти как за углом. Там - про Сталинградскую битву.
И мне из истории всё время было про америкозов  интересно: что они за привычку взяли - вступать в войну в самый последний момент, когда и без них уже до победы рукой подать.  Чисто присоединялись к победителям? Как пару месяцев до окончания войны - так и они тут как тут и в Первую мировую, и во Вторую. И почему у меня ход мыслей в другую сторону не поворачивало: как америкозы высадятся - так и капец?

Вот исходя из этого своего накопленного опыта решила я больше по панорамам не шариться. Чтоб мне на мои же деньги ауру портили? Лучше больше внимания уделять голубям на площадях. От них и покой, и позитив... Конечно, если ты не памятник обос*.
Но не давала мне покоя другая "птичка" - напротив  пункта обязательной программы "Вроцлав за один день". Я-то тут шарюсь, прости, Господи, немножко дольше уже... И вот уеду, значит... А меня там спросят, а я и не была...  Нехорошо как-то.

С первыми холодами я с улиц вынужденно ушла в крытые обогреваемые пространства. О том, что заморозки уже есть обнаружила одним ранним утром, когда с остановки зашла в автобус и бац- очки плотно запотели. С непривычки даже сначала удивилась, потом что-то вспомнила, вздохнула, протёрла стёкла и загрустила.

Сидела я в кафе и страдала: "Чем бы по холодам заняться?" И разговоры свои  на собственном новоязе с собой вела. Это такая гремучая смесь из русско- украинско- польского, где польских слов всё больше, а матов на удивление - меньше... Есть головы такие, что им собеседник нужен как козе баян. Тут всё уже своё - весь круг общения: и два, и три - в одном, и "а сколько вам надо?"
Кто бы сомневался о ком я сейчас собираюсь развить тему... Так вот, сидела в кафе и обсуждала своим узким коллективом больной до невыносимости вопрос: "А если бы Порошенко остался президентом, то война бы была? Вот почему даже самые интеллектуально здоровые люди честно признаются, что им говорили, а они до самых пяти утра не верили?" И Дмитрий Гордон, и Белковский... Один Байден верил... Да потому что это за гранью логичности, и абсолютно субъективно, как древняя загадка с птичкой: "Жива она в моих руках или нет?" - "Всё в твоих руках".
Люди не просто не верили (я -тоже), было муторно, паскудно, но мы всем миром  посылали сигналы в космос: "Сейчас - двадцать первый век, другие ценности и правила! Не верим!" Мы не просто не верили, мы заговаривали небо, что такого не должно произойти. Но бездна ненависти и тупости оказалась значительно бездонные маленького холмика гуманизма человеческой цивилизации. Остановить  морок человечеству не удалось.

Когда-то в прошлой жизни - года полтора назад я написала миниатюрный текст "Эпоха имени Собчак", где  в своих потоках сознания пришла к выводу, что нынешнее время будет носить такое имя, и  опёрлась в рассуждениях на знаменитый анекдот про "эпоху Аллы Пугачевой". Тут же на меня наехали неизвестные, что я не права. Я конечно же для начала очень обрадовалась: "Выходит тут ещё и читают что я пишу?!" И как всегда бывает со мной при виде хейтеров, глубже развила свою мысль и ещё больше  утвердилась в этом мнении.
Так вот, когда Собчак выставила свою кандидатуру на президентских выборах, то не было ли это для страны шансом? Неужели же она хуже бы справилась? Эта территория наконец-то перешла бы к обустройству, и уж точно не начала саморазрушительной войны.
Так что когда над  выдвижением Собчак смеются, то смеются над собой, над проё* шансом. И всё странно агрессивное к ней отношение зиждется на зависти и ревности. Да, господа, так выглядит воля: говорю/ делаю что хочу и мне за это ничего не будет.

Вернёмся. Типовой вопрос: "Как тебе  было не скучно три часа с одним капучино в кафе сидеть?"  Не скучно! Даже улётно: от своих проблем, через новости дна, к Собчак, и - к войнам прошлого... Тут уже в очередной раз стала я решать: идти смотреть панораму, или нет.
Кстати, нарисовался и новый для меня объект  "Математическая вежа"-  в главном здании Университета башня смотровая. За пару дней до того, ещё по теплу я уже местность внешне  разведала и, у кассирши справилась о наличии отсутствия лифта. Так что это посещение пока тоже подвисло под вопросиком.
А панорама? И туда я один раз до кассы доходила, на месте изучала цену билетов и длину очереди.  Билеты- по десять баксов, а "жаба" на расходы - как все сто...

Как убить в себе излишние копания в простой проблеме? Да просто пойти и сделать, особенно если это касается жабы на расходы. Короче, пошла я таки в ту панораму. В отличии от Бородинской и Севастопольской, где героизм сопротивления плотно замешан на пласты трупов с последующем отступлением, польский эпос был о противоположном. Он был светлый, как небо панорамы, торжественный и победоносный.
Через несколько минут обзора включился лектор, который с динамикой футбольного комментатора - вспомнили, как это -  рассказал об эпохальном победоносном сражении. Имя Костюшко повторялось и повторялось. 
Проникнувшись позитивной ритмикой речи диктора - лектора "Ура, мы ломим!"  я смотрела и слушала. В достаточно плотно заполненном зале посетителями в подавляющем большинстве были старшеклассники, которых свозили сюда автобусами. Добрая половина из них умудрилась стоять спиной к полотнищу и разговаривать. Я подумала, что они явно за билет своих денег не отдавали, иначе бы раз уплатили, то уже бы как-то и смотрели.
По окончании сеанса, а там время каждой группы нормировано,  когда все отправились на выход, то я увидела - несколько человек селфятся на фоне полотен битвы, подумала: "Что ж я сама-то не додумалась?!" и срочно начала  свою такую же фотосессию. Можно же потом доказывать, что ты и в прошлом  побывал!
Когда я вышла из зала, то увидела - часть людей устремилось не к гардеробу, а куда-то в угол. Естественно, что я пошла следом и пришла в малую диораму, которая оказалась интерактивной. Хорошо, что я её заметила.
Так вот, туда зашла очередная группа молодёжи. Смотрели и слушали они в этом зале со значительно большим интересом. Рассказывалось естественно примерно то же самое, но на меняющемся видеопроектором фоне. Это зрителям конечно было ближе - больше напоминало экран смартфона, и не давало задремать. Вспомнился анекдот о великом  Гайдне, который глядя как под его музыку дремлют слушатели, следующую симфонию написал так, чтоб через равные промежутки октав врубались "трам/бам" взбадривающие литавры.

Что я хочу добавить к этому тексту? Ну, то что особенно заинтересовало меня  - о трудной судьбе этой панорамы. Напомню, её открыли во Львове в 1894 году, то есть в шестистах километрах за двумя грядами гор от Вроцлава. Какими же судьбами она перебралась сюда? Это же не Джоконда, которую свернул в рулончик и - на выход, это панорама.
Короче,  в 1946 году слегка попорченная бомбёжками панорама из Львова  была перевезена в Польшу. Как я поняла - вслед за ранее депортированным  туда всем польским - библиотекой Львовского Университета и десятками тысяч людей, сталинское "забирай свои игрушки".  И теперь самое интересное:  при коммунистах в силу политических /социалистических причин панорама эта лежала рулончиком в какой-то школе. На ней ведь прославлялась победа польских повстанцев именно над русскими, хоть и царской эпохи.
Только 1980 году,  в  период возросшего авторитета «Солидарности» польские власти начали реставрацию полотна и строительство нового здания. Вновь панораму открыли в 1985 году.
Короче говоря, у меня остался в обязательной программе только Зоопарк, а из необязательной - во Вроцлаве на полжизни музеев и памятных мест.
 


Рецензии