Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 6 частЪ
оценили и его доклад на английском языке был опубликован
не только в сборнике работ конгресса,
но и «Журнале Общества американистов».
Следующий конгресс должен был состояться в 1958 году
в Сан-Хосе, но по ряду политических причин
советская делегация не смогла его посетить...
Скунсо-противниками были американские критиКАКАны
из опровержителей верности дешифровки Кнорозова.
Тем не менее доклад Кнорозова был опубликован
в сборнике работ конгресса на испанском языке.
1 ноября 1956 года Кнорозов был удостоен премии
Президиума АН СССР в размере 5000 рублей за монографию
«Система письма древних майя».
После защиты диссертации, с 6 апреля 1955 года
он получал зарплату 2000 рублей, и с 18 мая 1956 года
был утверждён в должности старшего научного сотрудника
с существенным повышением оклада.
Несмотря на то, что научный отчёт Кнорозова не сохранился,
можно подсчитать, что за этот год учёный выпустил 21 публикацию.
\\* Сектор Америки МАЭ *//
Отдел Америки существовал в Кунсткамере ещё до войны
и не смотря на все организационные перемены,
основной состав его сотрудников поддерживался и функционировал.
Ещё в 1957 году Кнорозов добился перевода в Кунсткамеру
Ростислава Кинжалова, который служил тогда в Эрмитаже.
После воссоздания в 1963 году сектора Америки МАЭ
как самостоятельного структурного подразделения,
главой сектора был назначен именно Кинжалов.
Ранее, в 1962 году МАЭ посетили мексиканские политические
деятели — Сапата Веладе и генерал Эриберто Хара,
с ними встречался Кнорозов и лично разъяснял свой метод
дешифровки письменности майя в радость слушателям.
В январе 1964 года Юрий Валентинович принял фактическое
научное руководство над Валерием Гуляевым,-
формальным его руководителем был Г.Ф. Дебец.
В 1966 году Л.П. Потапов выдвинул кандидатуру Кнорозова
на выборы в члены-корреспонденты АН СССР, но безрезультатно.
30 мая 1967 года Юрий Валентинович был награждён медалью
«За трудовое отличие». 31 марта 1969 года Ю.В. Кнорозов
прошёл аттестацию и был переизбран на очередной срок
старшим научным сотрудником.
В Секторе Америки Ю.В. Кнорозов держался обособленно,
поскольку с 1960 года возглавлял междисциплинарную
исследовательскую группу дешифровки древних письменностей.
Начав с хараппского письма, которому посвятил много лет,
Юрий Валентинович интересовался также проблемой
письменности Древнего Перу.
В соавторстве с И.К. Фёдоровой Кнорозов опубликовал
обзорную статью об этой проблеме.
Кнорозов поддержал гипотезу Виктории де ла Хара
об использовании зёрен несъедобной фасоли
с естественными узорами и символическими знаками
в качестве мнемотехнического* средства
до или параллельно с кипу.
\\мммммммммммммммм//
мнемотехнического средства:
\\мммммммммммммммм//
Виктория де ла Хара опубликовала каталог 294 символических
знаков (токапу), встречающихся на фасоли
и на деревянных сосудах,- керо.
На инкских сосудах встречались большие группы символов
в несколько рядов, сопровождающих некие сюжеты.
Делалась также попытка отождествить эти знаки с символами
богов и небесных светил и т. д. Также Ю. В. Кнорозов
выдвинул предположение, что письмо килька, сохранившееся
у кечуа и аймара, и используемое для записи католических
молитв в области Анд, не что иное, как деградировавшая
древняя письменность Перу, запрещённая инками
ещё до испанского завоевания.
В 1958—1973 годах Кнорозов активно общался и переписывался
с В.А. Кузьмищевым, возглавлявшим одно время сектор культуры
в Институте Латинской Америки АН СССР.
Кузьмищев сыграл большую роль в пропаганде достижений
Юрия Валентиновича, писал о нём в популярных журналах.
По мнению Г. Ершовой, именно Кнорозов «уговорил» Кузьмищева
заняться переводом и подготовкой к печати «Истории государства инков»
Гарсиласо де ла Вега. Книга эта вышла в «Литературных памятниках»
под редакцией самого Кнорозова. Предыстория этого проекта включала
также конфликт между В. Кузьмищевым и Ю. Зубрицким, поскольку они
в 1965 году одновременно подали заявку на издание и перевод.
В силу негласных запретов в АН СССР Кнорозов не мог посещать
зарубежные научные мероприятия. Так, безрезультатной оказалась
попытка направить Кнорозова на I международный семинар
по изучению письма майя в Мериде в декабре 1966 года.
При этом существует версия, что организатор семинара
Альберто Рус Луилье делал его специально «под Кнорозова»;
косвенно об этом свидетельствует и их переписка.
В 1967 году была предпринята ещё одна попытка направить
Юрия Валентиновича в длительную командировку
в Латинскую Америку в составе делегации Общества дружбы,
подружившиеся с последней на долгие годы.
\\* Семья Юрия Кнорозова *//
В 1959 году супруги Кнорозовы получили
отдельную двухкомнатную квартиру
на Малой Охте (Гранитная улица),
неподалёку от Александро-Невской лавры.
С мая по октябрь снимали дачу в Озерках.
Несмотря на то, что Юрий Валентинович по советским меркам
хорошо зарабатывал и смог купить родителям новомодный телевизор
ещё в сентябре 1955 года, из-за дефицита книжные полки
и некоторые другие детали обстановки ему пришлось сделать самому.
23 января 1960 года Валентина Михайловна
родила единственную дочь — Екатерину.
В 1962 году скончалась мать учёного —
Александра Сергеевна Кнорозова,
а в 1969-м и отец.
В 1967 году у майяниста Кнорозова обнаружили туберкулёз,
о чём он сам сообщил 24 апреля В.А. Кузьмищеву,
поскольку из-за командировки в Москву должен был остановиться
у него дома. Вероятно, с болезнью удалось быстро справиться,
однако это породило у Юрия Валентиновича мнительность
относительно ленинградского климата.
После кончины родителей и из-за сложных отношений с братьями,
Кнорозов всецело сосредоточился на своей жене и дочери.
Из-за последствий ленинградской блокады сильно ухудшилось
состояние здоровья Валентины Михайловны, и к середине 1960-х
годов ей пришлось оставить не только науку, но и работу;
она занималась домом. По свидетельствам дочери и внучки —
Е.Ю. Кнорозовой и А.А. Масловой — Юрий Валентинович уделял
много внимания дочери. Кнорозов, сам получив суровое воспитание,
стремился в своей семье избегать любых строгостей и принуждения,
при том что никогда не отличался лёгким характером.
Например, родные и ученики отмечали его щедрость:
он никогда не скупился на подарки и мог отдать любую
свою вещь по принципу: «Зачем дарить то,
что мне самому не нравится?».
\\*Деятельность Ю. В. Кнорозова в 1970—1980-х годах*//
Летом 1970 года Кнорозова посетила в Музее этнографии
его американская коллега Татьяна Проскурякова.
Находясь на конференции в Вене, она решила проехать в Ленинград,
воспользовавшись оказией; пребывание её в СССР продолжалось
всего три дня. Кнорозова на рабочем месте она не застала,
но вечером он появился в её гостинице вместе с Р. Кинжаловым.
Во второй день Кнорозов и Кинжалов свозили её на экскурсию
в Петергоф, наутро следующего дня Юрий Валентинович
смог пообщаться с Татьяной Авенировной на тему дешифровки.
Однако в архиве Кнорозова не удалось найти никаких записей
об их общении; свидетельства же самой Проскуряковой крайне
лапидарны. Впрочем, по уверению Г. Ершовой, Кнорозов
однажды сообщил, что визит Проскуряковой оказался крайне
важен для него в момент, когда учёный был невыездным...
с 1956-го по ..1990-й...
{{{{{{{{{{{*&&&&*}}}}}}}}}}}}}}
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 1 частЪ
http://proza.ru/2022/11/19/1920
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 2 частЪ
http://proza.ru/2022/11/19/1929
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 3 частЪ
http://proza.ru/2022/11/20/28
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 4 частЪ
http://proza.ru/2022/11/20/63
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 5 частЪ
http://proza.ru/2022/11/20/1687
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 6 частЪ
http://proza.ru/2022/11/20/1733
Кнорозова Юрия почитает Латино-мир!!! 7 частъ.
П\с - 2:
Автор благодарен воспоминаниям учеников
Юрия Кнорозова Галине Ершовой и Маргарите Альбедиль,
как и другим ученикам и уважИтелям майяниста Кнорозова !!
Свидетельство о публикации №222112001733