Ненаучное 3. Наш мир
НАШ МИР (ПО РАБОТЕ А. ШОПЕНГАУЭР).
«Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающихся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т. е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением. … Мир есть представление.» (А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление.)
(Я бы добавил, - всякая единица, отстаивающая своё существования в этом мире, уже имеет элементы «познания», и поэтому может считаться «субъектом».)
Сложность нашего, человеческого Мира, его непростое отражение, представление нашим сознанием, давно занимало умы мыслителей, из которых нам хорошо знакомы: Аристотель, Кант, Дидро, Шопенгауэр.
Необычность восприятия этой темы в их работах, говорит о не примитивности данного вопроса, поверхностного упрощённого решения не получается, а углубляясь в тему, сознание вязнет всё в новых и новых пониманиях и абстракциях, «узорах» реальности. И всё же один из выводов прорисовывается достаточно ясно: Объект (т.е. Мир) для познающего субъекта (для нас) настолько же будет прост или не прост насколько сам субъект уникален, разнообразен и разносторонен, а по сути, настолько же «прост или не прост», т.е. для всякого мудреца здесь найдётся довольно загадок, размышлений и новизны открытий. И действительно имея (такое) «рефлективно-абстрактное сознание», «созерцание», оно же «представление», для такого субъекта не может быть простым, на примитив он не согласен; посади его в пустоту, начнёт её украшать и разнообразить своими представлениями, правда, такими, какие имеет. (Может быть поэтому: «человек – целый мир».)
Вот ещё одно из характерных высказываний.
«То, что все познает и никем не познается, это — субъект. Он, следовательно, носитель мира, общее и всегда предполагаемое условие всех явлений, всякого объекта: ибо только для субъекта существует все, что существует. Таким субъектом каждый находит самого себя, но лишь поскольку он познает, а не является объектом познания. Объектом, однако, является уже его тело, и оттого само оно, с этой точки зрения, называется нами представлением. Ибо тело — объект среди объектов и подчинено их законам, хотя оно — непосредственный объект.» (А. Шопенгауэр. Мир как воля и представление.)
А разве субъект не может оказаться объектом для другого субъекта. Да, здесь это невозможно, но кто решил, что существует, имеет право только это «здесь» и кроме этого («здесь») больше ничего нет? Иначе, познающий сам может оказаться лабораторным экземпляром, а раз так, то свобода познания, правдивость (а с ним аналогия и сходство) представления субъекта под вопросом.
И всё же для нас интересен субъект, поскольку из всех размышлений о нём выходит, что это качественно не объект и не явление, а есть (интуитивно) нечто иное, не от мира сего и ему (миру) не принадлежащее – иная субстанция. Метаморфозы (глобальные) «непосредственного объекта», т.е. тела, в плоть до полной утраты никак не должны повлиять на существование субъекта, иначе, субъект был бы пусть и непростым, но всё же одним из свойств объекта и копья здесь напрасно бы ломали.
«В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк.1:23-27).
Я не тещу себя иллюзиями – ведь «представления» всегда под рукой, их можно взять, а можно и не брать, а можно переработать для собственных нужд, тогда выйдет идея, - эврика! И какие мысли, образы возникают у познающего после сего явления «в синагоге»: возможно и кантовская «вещь в себе» и «мир как воля и представление», а отсюда, с такой точки зрения, эта сцена уже выглядит, как Христос, выгоняющий субъект из не принадлежащего ему объекта, возвращая его (объект) хозяину. Итак, субъект и объект оказались отдельными, и в каком-то смысле независимыми друг от друга, имеющими собственное существование, а отсюда собственные «представления», т.е. собственные миры. Хотя с этим утверждением вряд ли согласятся родоначальники понятий «объекта» и «субъекта». Но заметим, раз в «непосредственном объекте» (теле) может быть нечто не его, чужеродное, но уже полностью владеющее им на правах «хозяина», то почему отказываем телу в том, что там есть нечто своё, родное наподобие «субъекта», а по-нашему - души?
Они, находящиеся в синагоге, «ужаснулись» и «друг друга спрашивали» …, т.е. ошарашены недоумением (неразумением). Так что же мешает им, как этому «духу нечистому», увидеть, распознать в облике (а точнее под обликом) Этого Назарянина Божью Сущность – Сына Божьего? А Он ещё запрещает духу свидетельствовать о Себе, так и оставляя всех в недоумении. Нет прямого контакта, воздействия, познания, … я не знаю, чего именно, но уверен, вот там и потом без посторонних, без посредника, без этой храмины, нашего тела, все они, присутствующие, единым духом, узрят и воскликнут – Воистину, Сын Божий!
ПРОСТО.
Итак, что вы, что вы! Нам «просто» никак нельзя с нашим разумом, для нас это не понятно, это сложно, это за пределами нашего разума, тогда как «замудрование» – это свободно и легко.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф.10:16).
Или вот ещё.
«Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.» (Рм.16:19).
И что это, и как это понять? Никакого интеллекта не хватит!
(Пример «простоты» из классики
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.» (А.С. Пушкин. Движение.)
Там у поэта-пророка есть продолжение, но изменить начальный посыл оно уже не может.)
Нет в нашем сознании ничего такого, чтобы мы не взяли, не парадировали из «представления». Иногда кажется:
- Вот новое!
Посмотришь пристальней:
-А-а нет, уже было или что-то мне это напоминает.
Выдумка, она базируется на известных фактах сознательно или подсознательно. Иначе здесь в познании («представлении») я сторонник апостериори, хотя врождённые знания и можно отнести к априори, если закрыть глаза на гены, наследственную информацию, как тоже на передачу знаний пусть и необычным образом. И всё же считаю, что важнее для человека не сами знания, а способность их получать и усваивать, т.е. обучаемость, поскольку от этого зависит умение приспосабливаться, вживаться и творить.
PS. Немного фантазии о знании. Комар считает, что он знает больше нас и тем самым губит себя. Если бы он обладал человеческой способностью, то вряд ли он с нами связывался. Иногда по отношениях к Природе человек подобен комару, если не сказать всегда, только Природа терпеливее нас.
(О ПРИТЧАХ)
«Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
еще ли не понимаете,» (Мф.15:15-17).
А помните, как Он объяснял своим ученикам смысл притч, на сколько они просты и доходчивы, а какая там глубина! невозможно остаться равнодушным и не дивиться?
И ещё помните, как мудрецы фарисеи пытались уловить Его в мудрости своей (этого «неуча») и как просто и легко Он низлагал их «мудрость», что им даже неловко было за свою глупость и некомпетентность, да настолько, что отучил их даже задавать вопросы не рискуя попасть в смешные положения, а ведь это по-нашему профессора и академики, т.е. те, для которых все остальные - «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин.9:34))
«И уже не смели спрашивать Его ни о чем.» (Мф.20:40).
(Так кто же «во грехах» родился?)
«Не смели спрашивать»! Если бы они знали, как Он отвечал сатане тогда в пустыне, то не приставали бы к Нему со своими пустяками. Никто не может тягаться в премудрости мирской с этим «змеем» - это кладезь коварства, за многовековую практику он настолько поднаторел в мудровании козней, что не оставил ни одного шанса человеку – его козни всюду и во всём, сила, охват которых была показана преподобному Антонию.
«Когда святой Антоний увидел распростертыми все сети диавола и, вздохнув, вопросил Бога: «кто же избегнет их?», то отвечал ему Бог: «смирение избегает их», а что ещё более удивительно, присовокупил: «они даже и не прикасаются ему». (Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания.)
Так вот смирение и есть: «быть просты как голуби». Перед тобой, перед твоими глазами будет злое, угроза, нападение, звери хищные, земля гореть, камни сыпаться, … , но оно тебя даже не коснётся и если потерпишь немного, то как дым всё растает и забудется – будто не было – вот какая сила у просто-смирения!
«ПО ОБРАЗУ» И «ПО ПОДОБИЮ».
И ещё о «Просто». Говоря об образе и представлении в нашем сознании Бога, мы опираемся на слова из Св. Писания.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бт.1:26).
Для нас это такой «образ», какой внешний вид мы из себя представляем.
Святитель же Василий Великий остерегает от неправильного понимания сих слов, как рассуждений о внешнем сходстве и вот что он пишет по этому поводу.
«Но устрани из сердца непотребные выдумки (представления). Отбрось от себя мысли, не соответствующие величию Бога. Бог не имеет очертаний, Он прост. …»
И далее помимо таких беспредельных характеристик, как Величие, Могущество, (Бог) Всевышний, Всеобъемлющий, Вседержитель, Он Бесконечен и Беспределен, и к ним же святитель добавляет – «природа Его (Бога) проста»! Удивительно! Это почти ускользающая от нашего сознания Его сущность, но она всеохватна и пронизывает всё МироТворение и даже нас с вами. Простота во всём и везде до той самой завораживающей красоты и гениальности. Нет, ни строением нашим мы «образ» и «подобие», ни этим, но заложенным в нас внутренним потенциалом, нашим призванием.
«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.» (Пс.81:1-7)
Итак, «вы – боги»! Но творя неправду, а попросту, поступая по беззаконию, вы прах, «вы умрете, как человеки».
Простота противостоит мудрёности, лукавству, хитрости, наговору, обману, обиде, жадности, гордыни и к ним же, и от них же бесконечному сонму душевного нездоровья, а попросту – греху. Всё это не Божье, а (наше) человеческое, а, следовательно, отгоняя это «человеческое», мы облечёмся в Божье, в «здравое».
«Не пытайся представить Его внешние очертания – Бог познается в могуществе, природа Его проста, величие неизмеримо. Он присутствует везде и над всем избыточествует; Он неосязаем, невидим. Он – то, что ускользает от восприятия твоего разума; Он не ограничен величиной, не имеет (досл.: «не охвачен») внешних очертаний, не соразмерен никакой силе, не связан временем, не заключен ни в какие границы. К Богу не приложимо то, что приложимо к нам.» (Василий Великий. Беседы на Шестоднев).
Иисус Христос, Господь наш – Вторая Ипостась, Второе Лицо Святой Троиц – Бог Сын! …Бог!
В Евангелиях нет ни одной строчки, даже намёка на Его внешний вид, внешний образ. Мы знаем только, что Ему было 33 года и что Он носил хитон («Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.» (Ин.19:23)). Есть лишь Предание о запечатлении Иисуса - лика нерукотворного.
Но здесь, среди нас, на Земле: Его слова, разговоры, поступки, желания, дела, даже радость, огорчение, раздражения, переживание, мучения (терзания), манера говорить и многое ещё чего даже неуловимого всё, всё это настолько человеческое, наше родное, близкое, куда ещё мы можем быть близки по образу и по подобию, даже с родителями не всегда мы так близки и по искренности похожи. Так в чём же наше подобие и образ Божий, когда мы здесь один в один?
А Там, где уже нет внешности и тел?
«А Та-ам», …«Там» будем ли «подобны» Ему? – зависит уже от нас здесь!
Если в нас:
«любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гл.5:22-23).
(И если следуем призыву ап. Павла.)
«но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.» (Еф.4:32).
То мы - образ и подобие Божие.
А не то, что руки, ноги, глаза, уши, также ходим, едим, спим и даже речи, голос будем слышать, руками осязать, глазами видеть, но павловские призывы к добру будут нам чужды, «инородны» нашей душе, то что ожидаем в будущем как не это.
«И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.» (Мф.7:23).
Так в чём же «образ» и «подобие»? В том, что если мы «образ» и «подобие» Ему, то и с ним будем везде – и здесь, и там! Разве мышь живёт с кротом, а может кот водится с рыбой, или вместе - цапля и лиса.
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.» (2Кр.6:14-18).
Яснее и точнее, чем здесь, что написал Павел коринфянам, ещё недавно бывшим язычникам, а ныне ставшими народом Божиим, уже не скажешь. Именно, вчера мы ещё никто – «человеки», а сегодня, хотя внешне (телом) всё те же, но уже - «по образу» и «по подобию», да на столько, что даже «усыновляемся» Ему!
PS. А о могуществе и силе разве Он это Небесным говорит, а не нам? Послушайте!
«… имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет.» (Мк.11:23).
Нет, именно нам, тем, которые в мускулах и жилах.
(Продолжение см. "НЕНАУЧНОЕ 4")
Свидетельство о публикации №222112001738