Къэбакъ утраченный атрибут адыгского игрища

«Крестовина на шесте, в которой укреплено 8 стержней с фигурками: пять птичек, одна из которых утка, олень, кабан и всадник на лошади…. Шест с крестовиной обычно устанавливали в ступицу лежащего колеса от телеги… для использования во время праздника вак1уэихьэж, приуроченного к возвращению пахарей» (1). Так описывается вак1уэихьэж къэбакъ – мишень для стрельбы из лука в «Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея». Этот ныне утраченный атрибут традиционного адыгского игрища еще век назад являлся главным атрибутом весеннего праздничного обряда «возвращение пахарей».

Символ праздника, «посвященного божеству плодородия и воскрешению сил природы» и являвшегося значительным событием в земледельческом быту адыгов (черкесов) (2, 43), къэбакъ заготавливался заранее перед выездом пахарей на пахоту и находился всё время на поле в ходе весенне-полевых работ. Как и знамя пахарей, другой важный обрядовый атрибут, его могли украсть во время пахоты, если бы за ним бдительно не следили (2, 44).

Для его изготовления старший из пахарей приглашал плотника, проявляя особую заботу к этому атрибуту (2,45). После того, как он был сделан, его прикрепляли к арбе так, чтобы шест къэбакъ крепко держался вертикально. Верхнюю часть атрибута украшали  специально зооморфным орнаментом, а затем к нему прикрепляли деревянные фигурки зверей, животных и птиц. Со временем их стали заменять на так называемые «базарные вещички» - зеркальца, платки, кольца и т.д. (3, 76-77).  Украшением къэбакъ могли стать и расшитые золотыми или серебряными нитями кисеты, кошельки, носовые платки, сафьяновые ноговицы, плетеные шнуры, которые искусно изготовлялись аульскими мастерицами (3,77).

Для чего же насаживали искусно вырезанные из дерева фигурки различных животных и птиц: коров, буйволов, лошадей, кур, ворон и т.д. на длинный деревянный шест, при этом его длина доходила до 80-100 см? И зачем колесо с плотно забитым в его ступицу шестом укреплялось вертикально в арбе? Ответы на эти вопросы заключены в самом обряде вак1уэихьэж - «возвращение пахарей».

- Как описывает обряд Сараби Мафедзев, при возвращении пахарей с весенне-полевых работ тогда как на первую арбу устанавливали знамя пахарей, арба с къэбакъ, запряженная самыми сильными волами, следовала последней. Шест с резными деревянными фигурками служил мишенью для стрелков из лука, скакавших следом за этой арбой. Смелые стрелки старались сбить на скаку одну из фигурок, потому что за это они могли получить особый приз. Наградами за меткость, чаще всего, служили предметы снаряжения и золотошвейные изделия, - рассказывает этнограф, кандидат исторических наук Нуриет Теучеж.

Участники игрища, провозглашавшего благополучное завершение пахоты, готовились к нему заранее, тренировались в стрельбе, готовили своих коней (2,44). Все свои наезднические умения и меткость они, молодые всадники, наглядно демонстрировали, преследуя арбу с къэбакъ, завершавшую процессию арб пахарей перед въездом в аул или селение. Подзадоривал их ажэгафа – главный персонаж игрища – «весельчак и балагур в маске, в вывернутой шубе, с хвостом, длинной бородой и с головой, увенчанной козлиными рогами, вооруженный деревянными саблей и кинжалом» (2,47).
 
- Если на шесте къэбакъ всё ещё оставалась хоть одна не сбитая фигурка, арба с ним продолжала ездить вокруг глубокой плужной борозды, которая окружала место для игрища, до того момента, пока последняя фигурка не будет сбита. А если в аул возвращалась арба с пустым шестом, то на этом состязание завершалось. В селении после этого къэбакъ отвозили либо в дом с новобрачными, либо в семью, где был новорожденный, - поясняет Нуриет Теучеж.

Большое значение для къэбакъ имело колесо, на котором в арбе устанавливался шест с фигурками. Для адыгов это был один из символов солнца, олицетворявшего конец и начало жизни. Поэтому ажэгафа, сопровождавший арбу с главным обрядовым атрибутом, разыгрывал сценки смерти и воскрешения, словно призывая природные силы к возрождению (3,77).

Само обрядовое празднество «возвращение пахарей» продолжалось несколько дней. А стрелки, проявившие свою меткость и сбившие стрелой фигурки на скаку, награждались ценными подарками. Самые меткие из них удостаивались особой похвалы, их называли «мыуэщхъу» - «бьющие точно в цель» (3, 79). Со временем в этом обрядовом состязании лук со стрелами заменили ружьями и пистолетами.

В наши дни зрелищный весенний обряд вак1уэихьэж - «возвращение пахарей» полностью утрачен. Последний раз «возвращение пахарей» проводилось в 1940-х годах (2,54). Да и его главный символ «вак1уэихьэж къэбакъ» тоже канул в лету и даже не изготовляется современными мастерами по художественной обработке дерева ни как выставочный экспонат, ни, тем более, как движущаяся мишень для стрельбы. Впрочем, среди современных адыгов не так много умелых всадников и ещё меньше метких стрелков из лука, да ещё на полном скаку. Поэтому реконструировать это захватывающее обрядовое действо сегодня будет не так просто.

Полная утрата обряда по разным причинам повлекла за собой потерю атрибутов его игрища. Правда, его главный персонаж – ажэгафа продолжает иногда веселить народ на свадьбах и аульских праздниках. Но, возможно, с восстановлением джигитовки и наездничества у современных адыгов в их традиционные игрища вернется и мишень для стрельбы из лука  вак1уэихьэж къэбакъ - «крестовина на шесте, в которой укреплено 8 стержней с фигурками: пять птичек, одна из которых утка, олень, кабан и всадник на лошади» (1). Снова мастера-плотники станут заранее вырезать для него фигурки из дерева и крепить их на длинном шесте. И тогда этот обрядовый атрибут возродится, а не останется лишь забавным экспонатом Российского этнографического музея, одним из навсегда утраченных предметов культуры адыгов (черкесов).

Источники:
1. Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея (авт.В.А.Дмитриев, В.Б.Мастафов). АО «Славия», Санкт-Петербург, 2016 – С.126
2. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов в XIX – начале XX века. Книжное издательство Нальчик, «Эльбрус», 1979 – с. 43-54
3. Шортанов А.Т. Адыгские культы. Нальчик. «Эльбрус», 1992.

Иллюстрация из "Предметы культуры адыгов в собрании Российского этнографического музея" 


Рецензии