Антон Плоткин. Лучший российский журнал комиксов

  Комиксы, комиксы, комиксы... По ним снимают полнометражные фильмы (иногда - наоборот), рисуют мультики, создают качественный мерч. И хотя кинематографической вселенной "Marvel" всего десять лет, в США индустрия задолго до этого была поставлена на поток. В Японии, на родине манги и аниме, этот вид искусства бурно развивался после окончания Второй Мировой войны.
  В советской России в тысяча девятьсот двадцать четвёртом году начинается выпуск детского журнала "Мурзилка", однако до формата комиксов ему было далеко: авторы отдавали предпочтение рассказам и фотографиям. Молодым Советам нужно было влиять на не окрепшие умы, поэтому логично, что журнал использовался преимущественно для пропаганды. Уже после войны и развенчания культа личности Сталина стал выходить известный многим журнал "Весёлые картинки". Там-то зрители впервые увидели знакомых сейчас персонажей: Самоделкина, Карандаша и других. Этих персонажей можно было увидеть и в полнометражных мультфильмах, которые очень часто в сатирической форме высмеивали западные ценности. Пропаганда никуда не делась, но подавалась более лайтово. С мультфильмами, как и с журналом, я успел познакомиться в глубоком детстве.
  Начало перестройки логично подстегнуло интерес советских людей к западной массовой культуре, и в СССР стали появляться западные приключенческие комиксы. С появлением новых стран на карте мира появилось и огромное количество авторов, которые начали издавать свои комиксы. Однако русские комиксы этого периода выпускались ограниченным тиражом и до современных масштабов не выросли. С девяностых годов разные издательства выпускают небольшие комиксы: "Война со снеговиками", первый русский журнал комиксов "Мишка", который продержался шесть выпусков, "Андрей Брюс - агент "Космофлота"" и многие другие. В Питере даже вышел комикс "Звёздные войны" по мотивам первого фильма киносаги. Конечно ни о каких лицензиях на выпуск тогда и не думали.
  А в далёком тысяча девятьсот девяносто четвёртом году на базе редакции газеты "Симбирские губернские ведомости" команда художников и сценаристов стала выпускать журнал комиксов "Серёжка". И он мог также остаться на задворках истории, вызывая приступы ностальгии у самых преданных фанатов, если бы не был самым продолжительным изданием российских комиксов в девяностые годы.
  Я познакомился с ним во втором классе. В школьной библиотеке вместе с еженедельно пополняемой подшивкой "Комсомольской правды" стопкой лежали и выпуски моего любимого журнала детства. Брать его на дом категорически запрещалось, и не помогали ни уговоры, ни уникальные предложения от школоты, - библиотекарь сопротивлялся до последнего, - поэтому журнал зачитывался до дыр в читальном зале.
  Лишь несколько лет назад я узнал, что его издавали в моём родном городе. Мне всегда казалось, что выпуском занимается столица. Оно и понятно, - география распространения по тем временам поражала: Москва, Челябинск, Саратов, Курск, Саранск и даже Новосибирск.
  Кроме уникальной узнаваемой рисовки журнал выделялся и рядом других моментов. К нам уже постучался Дисней со своими воскресными мультфильмами и рисованными изданиями, поэтому стоит отдать должное авторам: они сохранили самобытность журнала. В нём я впервые познакомился с таким понятием как "игротека". Сейчас этим никого не удивишь, но тогда даже детских кроссвордов был дефицит. В журнале выходили модели для сборки из бумаги, полезные советы для школьников и даже защита от дразнилок. Да, можно было нехило забафать себя и давать отпор мелким хулиганам.
  Отдельно стоит выделить сами истории из комиксов: они были как одинарные (помещались на нескольких страницах) так и продолжительные, растянувшиеся на многие выпуски. Фентезийные путешествия по Лемуриде (сейчас они мне почему-то напоминают "Властелина колец"), "Приключения звёздного фрегата "Весёлый"" и основанные на народном фольклоре сказки о карикатурном царе Берендее и его зяте, - простом русском Иване. Вдобавок к этим историям выходили и настолки: карту нужно было вытаскивать из журнала, склеивать фигурки и игровую валюту. И любая настолка сопровождалась нехилым таким лором с прописанными персонажами и своей вселенной. Играть было увлекательно и интересно, это вам не "Ваха".
  По телеку уже шли знаменитые программы "Зов джунглей" и "Денди. Новая реальность" с Сергеем Супоневым, - дядей Серёжей, как мы, - дети, - любовно его называли. А глянцевый "Серёжка" стал для многих лучшим другом. Передача "От винта!" с ведущими Бонусом и Гамовером стала выходить только в мае девяносто пятого года, а в "Серёжке" уже с марта печатали информацию по компьютерным играм, советами по прохождениям и чит-коды. "Mortal combat", "Super Mario" и даже второй "Doom", - все они засветились на страницах журнала.
  Авторы постарались сделать журнал интересным для мальчиков и девочек. Главными героями были дети обоих полов. Для девочек выходили свои полезные советы и поднимались интересные темы. Был в журнале и такой персонаж как вечный дух, - местный аналог доктора Эммета Брауна, - который мог перемещать главных героев в разные временные эпохи и обсуждал с детьми интересные темы и альтернативные версии исторических событий: "греческий огонь", открытие Америки финикийцами, кто такие неандертальцы, тайна создания человеческой расы! Подача материала была такой клёвой, что заставляла задуматься: а всю ли правду нам пишут в учебниках истории?
  В девяносто седьмом году "Серёжка" переживает ребрендинг и становится "Арбузом". Редакция в подробности не вдавалась, но недавно стало известно, что на такой шаг пришлось пойти из-за каких-то тёрок с тогдашним губернатором области.
  Видя что я проявляю сильный интерес к журналу, родители подарили мне на десятилетие годовую подписку на грядущий тысяча девятьсот девяносто девятый год. Но дефолт девяносто восьмого года распорядился с журналом иначе: на пятьдесят втором выпуске в феврале девяносто девятого "Арбуз" прекратил своё существование. Я не получил ни одного выпуска, денежные компенсации мне, как ребёнку, были неинтересны. Вот так я и столкнулся с версией "МММ" для самых маленьких.
  Наткнувшись недавно на полную подборку выпусков, я углубился в чтение и могу сказать, что журнал и сейчас лихо доставляет. В нём собраны и приключения, и юмор, и серьёзные темы. Кто-то скажет, что я излишне ностальгирую, но этот журнал я рекомендую всем у кого есть дети: он по-настоящему добрый, сделан с душой и для многих моих ровесников остаётся той связующей с детством ниточкой.
  Я выражаю авторам журнала, - главному редактору Араму Габрелянову, художникам Андрею Васину, Андрею Минякову, Дмитрию Никулушкину, сценаристу Сергею Юрьеву и всей редакции, причастной к созданию этого журнала, - огромное спасибо! Простите, если кого-то забыл упомянуть!


Рецензии