Память смертная

                1. Роль памяти смертной в духовной жизни

«Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий» (преп. Иоанн Лествичник).  Почему?

«Трудно если не невозможно последовать Христу  не возымев попечения об исходе из сей жизни.»

«Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда сие пресечено со смирением, то вместе отсекаются и другие страсти» (прп. Иоанн Лествичник).
 

              2. Память смертная  заключается в следующем:

1) «Нужно осознать и убедить себя, что наша жизнь в сей юдоли плачевной (долине плача) есть ни что иное, как путь к вечности и приготовление к ней» (схиигум. Иоанн Алексеев). В этом приготовлении  цель нашей временной жизни, а не в удовольствиях и заботах. Использовать её не по назначению крайне неразумно.

2) «Помни, что не сегодня – завтра, однако обязательно умрёшь» (схиигум. Иоанн Алексеев). Особенно перед молитвой.

3) А потому «Теперь надо позаботиться и похлопотать, пока ещё есть время, запастись тем, что требуется для вечного нашего жития.  Вонмем!» (схиигум. Иоанн Алексеев).


                3. Молитвы о памяти смертной

«Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий» (преп. Иоанн Лествичник). Поэтому нужно молить Господа о даровнии её:

1) «Господи, даждь ми слезы и память смертную и умиление» (св. Иоанн Златоуст).

2) «Господи, помози нам, грешным положить доброе начало, чтобы подойти к переходу не с пустыми руками, чтобы было чем уплатить встретившим нас воздушным мытарям» (схиигум. Иоанн Алексеев).

3) «Господи, помоги нам, грешным, благоугождать Тебе, и пошли христианскую кончину» (схиигум. Иоанн Алексеев).


                4. Чему учит память смертная?

1. «Не лакомься на чужие вещи, ибо   и  с в о и   в с е   с к о р о   о с т а в и ш ь» (митрополит Исаия Копинский).

2. «Не скорби,  ибо все здешнее невечно пребывает, но каждая вещь в веке сем является   на  в е с ь м а   м а л о е   в р е м я» (митрополит Исаия Копинский).

3. «Сластолюбивое (одних приятностей ищущее) сердце во время исхода бывает темницей и узами для души, а трудолюбивое (любящее себя озлоблять и утруждать наперекор себе, Господа ради) есть отверзтая дверь (в другую жизнь)» (преп. Марк Подвижник). Поэтому «не отягчай себя невоздержанием».


                5.  Пример размышления о смерти

«Сердечно благодарю за образ преподобного Серафима; созерцаю его житие и рассматриваю свое пустожитие; жутко делается, иногда готов волосы свои на голове рвать, за свое нерадение.

Время жития моего в сей юдоли плачевной [см.: Пс. 83, 7] приближается к концу, и бренное мое тело взято из земли, и в землю паки опустят. Пишу эти строки и плачу. Господи! Помоги же мне, грешному извергу, принести истинное покаяние... Опять плачу, кончаю писать и ложусь в постель, продолжая плакать, и слезы текут струей на подушку. Тишина. Огонь погашен, братия улеглись спать – и опять усиленный плач.

Суетный мир продолжает жить своей жизнью, а многогрешное мое тело лежит в холодной могиле, тело взято из земли и возвратится… в землю… а дух возвратится к Богу, который дал его, говорит Екклесиаст [12, 7]. А ты что приобрел в будущий век? А? Мученики покажут язвы за Христа, преподобные – подвиги, а ты что? Напялил схиму на себя, обещался пред Евангелием и пред братией нести подвиги, а как живешь? Продолжаю плакать» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Приведённое схиигуменом размышление о смерти сопровождается слезами. Начинающим не нужно стремиться к слезам. Они придут сами и в своё время.


                6. Враги памяти смертной

1) Враги памяти смертной -  попечения и молвы житейские, а таке же  печаль, уныние или отчаяние, которыми сопровождается  у неопытных размышление о смерти и от этого нежелание иметь её и тем более молить Бога о даровании её.

2) «Кто хочет непрестанно сохранять в душе своей память смерти и суда Божия, а между тем предается попечениям и молвам житейским, тот подобен хотящему плавать и в то же время плескать руками <хлопать в ладоши>.» (прп. Иоанн Лествичник)

3) Нет ничего хорошего, чего нельзы было бы испортить. Это касается и памяти смертной. При неправильном пользовании ею и она может послужить во вред. «Хорошо иметь память о смерти, но с разумом – когда она служит к отречению, к умилению, к сокрушению духа, к смирению. Если же она производит уныние, то и самая память смерти будет вести не ко спасению, а к погибели. Во время уныния полезнее иметь память милости Божией, Его благодати, Его дарований, туне нам посылаемых, – спасения, даруемого нам Им обстоятельствами жизни и самими нашими падениями. Все хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред» (игумения Арсения).



            7. Память смертная необходимое условие духовной мудрости

«Начало премудрости страх Господень» (Пс. 110:10), а начало страха Господня «память смерти и мучений» (авва Дорофей). И вот почему:

«Если же многие больше боятся законов человеческих, нежели Божественных, это нимало неудивительно. Ибо человеческие законы устрашают людей более грубых тем, что немедленно налагают наказание, Божественные же пренебрегаются, потому что здесь наказывают они редко, непременно же наказывают там. А будущее ясно не для многих, именно же — только для имеющих прозорливый ум и в точности проникающих в свойство вещей» (преп. Исидор Пелусиот).

Тот, кто осознаёт близость смерти, тот понимает и близость наказания, потому и страх справедливого воздаяния за нарушение завоведей начинает иметь свою актуальность и силу.


                8. Память смертная начало  «истинной христианской философии»

«Истинная христианская философия» закоючается в том, чтобы помнить четыре последняя человеков: смерть, суд, ад и рай.

«Памятовать последняя четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Сих всегдашняя память и верное размышление отвращает от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на оный век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. По суде две дороги откроются: едина во ад, которою поженутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут тою праведнии и святии. Сих размышление есть истинная христианская философия, которая   н а у ч а е т   не натуру вещей   и с п ы т о в а т ь,   но  с у е т у   м и р а,   краткость времени  и   д о л г о т у   в е ч н о с т и   п о з н а в а т ь,  и сердце обращать от видимых к невидимым и от временных к вечным. Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39)» (свт. Тихон Задонский).


Смерть – это дверь в иной,   в е ч н ы й    м и р . Память смертная подводит нас к этой двери и, распахнув её, показывает величайшие таинства, которые открываются за нею: Страшный Суд, ад и Царство Небесное. Это вИдение несравнимо ни с одной картиной, поэмой, трагедией, фильмом или панорамой. Это созерцание бесконечной божественной вечности переворачивает всю душу человека. Одно только предчувствие его вдохновляет поэта сказать:

                «Всё глупостями занимаемся,
                О пустяках всё беспокоимся —
                А между тем какое таинство,
                Какое небо нам откроется…»
                (Игорь Чиннов)

Что же говорить о тех, кто увидел это таинство, от которого душа приходит в священный трепет и бесконечно расширяется.

«Реквием» Моцарта, «Чакона» Баха, «Адажио» Альбинони, «Страшный суд» фра Анжелико и Микельанжело, «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, «Хождение Богородицы по мукам» дают лишь слабое представление об этом видении.

Философы не могут объяснить его, мистики не могут передать его, а богословы и поэты не в силах воспеть его.

Вновь и вновь человек подходит к этой двери и не может оторваться от этого захватывающего видения, забыв обо всём земном. В эти минуты вечность похищает его из этого временного мира, он умирает для всего временного.

От этого видения открываются источники покаянных, а затем и благодатных слёз. Об этих слезах преподобный Анастасий Синайский говорит: «Но бывают слезы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке. В сих последних слезах, если мы помедлим и поболезнуем, то они обращаются в духовные слезы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, ради утешения, просвещения и радования о Святом Духе».


        9. Что бывает с теми, кто имеет память смертную  и с теми кто её не имеет?

«Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир.7:39).

«Не помяну последних своих и низведеся пречудно: несть утешаяй его» (Плач.1:9).

 


Рецензии