47. В том же году, Тохтамыш

-Твой отец, Туй-Хожда, схвачен и казнён по приказу Уруса, - сообщили Тохтамышу запыхавшиеся от спешки беки. - Спасай свою жизнь, ибо совсем скоро сюда примчатся воины сыгнакского улусбека, посланные расправиться со всем вашим семейством.

Мангышлакский оглан Туй-Ходжа был троюродным братом и приближённым Уруса. Он помогал своему своему господину завладеть Сараем, надеясь занять освободившееся место в Сыгнаке. Однако Урус оставил его за собой и Туй-Ходжа затаил обиду. Она выразилась в том, что оглан не шевелил даже пальцем, когда Сыгнаком овладевали дерзкие сепаратисты. Урус был вынужден собственноручно возвращать Сыгнак и в очередное его отсутствие Сарай захватил Шибанид Каганбек. Туй-Ходжа тайно сговорился с ним. Оглан признавал Каганбека ханом, а Каганбек обязывался после их совместной победы над Урусом признать Туй-Ходжу сыгнакским улусбеком. Готовясь к открытому выступлению, мангышлакский вождь перетянул на свою сторону многих беков. А потом Урус вызвал его на большой совет, куда Туй-Ходжа поехал из желания узнать о дальнейших планах своего предаваемого господина и который оказался ловушкой для него.

«Кто-то из беков выдал отца!» - понял Тохтамыш.

Предаваться печали было некогда, предстояло спасать собственную жизнь. Тягаться с Урусом в одиночку Тохтамыш не мог, а Каганбек, по слухам, бежал из Сарая, услышав о приближении сыгнакского повелителя.

«Куда же мне податься? - лихорадочно размышлял сын покойного Туй-Ходжи. - В ком найти союзника и покровителя? Шибанидам я — естественный враг, у владыки западных степей Мамая есть собственная марионетка. Там меня быстро убьют за ненадобностью. А что если отправиться к верховному эмиру Турана? Да, точно! Они с Урусом непримиримые соперники, эмир Тимур непременно захочет воспользоваться мной, чтобы посеять смуту в Сыгнакском крае!»

С горсткой верных слуг Тохтамыш поспешил к Самарканду, убегая от следовавших по пятам урусовых отрядов. Лишь переплыв Амударью, беглец понял, что находится вне досягаемости от врагов. Эмир Тимур довольно быстро узнал об ищущем его защиты Чингисиде, являющимся кровником Уруса и приказал явить его пред свои очи. Повелитель Турана пообещал дать Тохтамышу войско, чтобы тот смог отомстить сыгнакскому узурпатору за отца.

Слово Тимура не разошлось с делом. Дважды Тохтамыш возглавлял храбрых багатуров, дважды вступал в битвы с сыновьями находившегося на западе Уруса — и дважды потерпел позорные поражения.

-Видно мне самому придётся сокрушить опасного северного соседа, - вздохнул Тимур.


Рецензии