48. I половина 1377 года, Мамай

Потеря власти над Булгарией больно ударила по авторитету беклярбека. Получалось, что северо-восточная Урусия во главе с Москвой не только сбросила с себя даннические обязательства, но и отобрала территорию Джучиева улуса, а Мамай ничего не мог поделать, кроме как послать своих людей разорить жалкий Новосиль и ещё несколько вшивых местечек. Для возвращения контроля над Урусией требовался масштабный поход. Мамай же боялся покидать степи.

-Без меня и значительной части войск здесь сразу вспыхнуть восстания, - утверждал он. - Литовские беки тут же воспользуются смутой, чтобы пройтись по моим землям огнём и мечом, как 14 лет назад. Сарайские узурпаторы тоже захотят взять под свой контроль то, что плохо лежит. Я потеряю всё и буду вынужден сражаться на три фронта. Нет, нужно найти другой способ, как поставить на колени Москву и её союзников.

Хлопот добавила разразившаяся среди подданных Мамая чума. Стало вообще не до Урусии. Кое-как вспышку эпидемии удалось пережить. Тем временем на нижнем Итиле произошла очередная перемена власти. Каганбек куда-то испарился, Урус продолжал решать свои проблемы на востоке, а столицу занял Шибанид Музаффар, избравший себе имя-титул Араб-шах. Мамай не обратил бы внимания на очередного временщика, но тот, перейдя Дон, вступил в его владения.

Беклярбек собрал войска и пошёл навстречу наглецу. Оба не вступили в битву тотчас из-за страха значительно ослабить себя даже в случае победы. Начались переговоры. В ходе них стороны обнаружили готовность к компромиссам. Дело закончилось тем, что Араб-шах признал Мухаммед-Булака повелителем всех степей к западу от Дона, а Мамая — его регентом. Взамен те оставляли Араб-Шаху Сарай и обязывались выступать на его стороне в случае посягательства на столицу третьих лиц. Ещё они уговорились вернуть Джучиеву улусу Булгарию и власть над Урусией. Походы назначили на вторую половину лета. Делёжку будущих сфер влияний не обговаривали.

-А зачем? - усмехался Мамай. - После того, как Московия будет приведена к покорности, Араб-Шах станет не нужен. Его сокрушу либо я, либо очередной желающий сделаться ханом. Помогать Араб-Шаху в отстаивании Сарая я не собираюсь.

Далее беклярбек занялся обдумыванием будущих действий.

-На Московию я отправлю примерно половину имеющихся войск, -делился он планами с ближайшим окружением. - Этого должно хватить для успеха предприятия. Их возглавит кто-нибудь из мурз, а мне с другой половиной придётся сторожить литовских правителей. Недавно венгро-польский хан Людовик вторгся в их земли, забрал Галицию и принудил Любарта Волынского с подольскими Кориатовичами сделаться его слугами. Мои лазутчики доложили, что велика вероятность подписания ими союза против меня. Так что сами видите: мне ни в коем случае нельзя оставлять степи без присмотра.


Рецензии