20 11. Дойти до Пишгора

       

Рассказывает сержант Шабанов Андрей Викторович, командир отделения разведки 10 батареи 4-го реактивного дивизиона «Град»:
 
 - В декабре 1984-го года Третий батальон дошел до Киджоля, поднялся на хребет, получил боевую задачу прикрывать продвижение остальных сил полка на Пишгор. Таким образом для Третьего батальона операция была на Киджоль, а для всех остальных - на Пишгор.
В конце 1984-го года на Пишгор провели две операции. Одну в ноябре, вторую в декабре. На ноябрьскую операцию я не попал по такой причине, что моего командира взвода старшего лейтенанта Ефремова комиссовали. Он дважды переболел гепатитом, получил проблемы с печенью, его отправили в Союз. А командир батареи капитан Курлыков сбежал в госпиталь.
       Буквально за несколько дней перед 7-8 ноября комбат Курлыков пришел на КНП и сказал мне:
 - Шабанов, готовься. Скоро мы пойдём на корректировку с разведротой Рухинского полка в Пишгор.
     А чего мне готовиться? Я пришел с гор, АКБ отдал связистам чтобы заряжали. Боеприпасы и одёжка у меня были готовы. Я ответил, как положено:
 - Есть. Так точно. Я полностью готов.
    Через пару дней, буквально завтра или послезавтра нам уже пора уходить, снова пришел на КНП комбат Курлыков, сказал:
 - У меня яйца чего-то опухли. Боюсь, как бы я чего не подцепил. Я быстро слетаю в Баграм, в госпиталь. Если там ничего страшного нету, то я вернусь, и мы с тобой уйдём на корректировку.
       Он же тётенек с вашего полка очень любил. По части тётенек он был большой специалист. Я рассказывал, как он СОБа с КНП выселил на ночь. https://youtu.be/KAlC4qSQz3E
       Улетел комбат в Баграм и не возвращался несколько недель. Таким образом, ноябрьскую операцию на Киджоль он добросовестно… прямо если сказать, то он засцал. Всё время, что я в Рухе служил, он на корректировку летал один раз на вертолёте. Всё остальное как мог косить, так и косил. Ефремов ходил, Тремба ходил. Ах, да, комбат вернулся из Баграма 18 ноября 1984 года. Он привёз с собой двух офицеров. Один из них стал моим командиром взвода Тремба Александр. А второй офицер стал командиром 2-го огневого взвода. Вот так я пропустил первую операцию на Пишгор. Я в ней не участвовал.
      Вторая операция без меня не обошлась. Тремба уже пришел, комбату было кого отправить вместо себя. Поэтому Тремба пошел на корректировку. Соответственно, взял с собой меня.

Рассказывает ст.л-нт Тремба Александр, командир взвода управления 10 батареи «Град»:
 
 - Наша батарея была придана 682-му полку. То есть она поступила в распоряжение начальника артиллерии полка. Он командовал своим артдивизионом и точно так же нашей батареей. Задачу на выход на Пишгорскую операцию ставил нам начальник артиллерии полка. Он поставил задачу Курлыкову, а Курлыков, соответственно – мне. Задача была поставлена предельно кратко, мол, собирайся и выходи на корректировку. Всё. Никакой конкретики мне, командиру взвода, никто никогда не объяснял. Цели и задачи операции командиру взвода знать не полагалось.
       С началом операции мы выдвинулись на боевой разведывательной машине (БРМ-1) командира разведроты Николая Владимировича Москалёва. Было нас три человека: я (командир взвода управления), сержант Шабанов (командир отделения разведки), ефрейтор Маламанов (дальномерщик). Мы должны были корректировать огонь 4 установок «Град», расположенных на позициях в Рухе.
       До Барака мы добрались в составе колонны. Прибыли на место уже к ночи. Часов 7 вечера было, темнело уже. Мы пересекли реку Панджшер, остановились возле большого дувала, похожего на крепость.
 
Мы там, разложились, чаю попили. Душманы нас обстреляли из безоткатного орудия. Первый же выстрел так хорошо положили, что попали прямо в костерок кому-то, блин. Там четыре раненых получилось сразу.
       Заночевали мы в машинах, в которых приехали. Весь следующий день занимались какой-то хернёй. К вечеру пришел командир разведроты Москалёв, поставил задачу выдвинуться в кишлак Ходжари, расположенный на входе в ущелье Хазара, перекрыть передвижение противника из этого ущелья, обнаружить безоткатное орудие. По возможности его уничтожить.
       Мы поднялись в кишлак, заняли дувал. Провели там пол дня и всю ночь. За это время засекли в ущелье перемещения противника и позицию безоткатного орудия. Они сдуру пару раз из неё выстрелили. Мы скорректировали огонь нашей батареи «Град», накрыли позиции душманов, перепахали там всё, как положено.
 
Разведчики Москалёва пошли вперёд, взяли склады с боеприпасами к безоткатке. Ротный разведчиков к нам присвистел, говорит: - «Пойдите, посмотрите чё мы нашли такое». Мы пришли, стояли на террасах, разглядывали 106-мм выстрелы от безоткатки. С длинными лопастями.
 
       Укрепрайон душманов был обнаружен и уничтожен, колонна могла двигаться дальше. Поэтому мы оттуда спустились, погрузились на технику и поехали вперёд. Конечным пунктом нашего движения был Пишгор.
 
  Там вся каша заварилось из-за того, что духи вышибли с поста «зелёных», захватили у них танк и боеприпасы к нему. Этот танк «шестьдесят двойка» вёл огонь по нашей колонне. Духи по нам стреляли из танка. Мочилово такое было, что я укрывался от осколков, «залёг» на гусянке БМПшки. Если бы БМПшка поехала, то меня раздавила бы. С другой стороны, если бы я туда не втиснулся, то мне так и так пришел бы «кирдык». Танк лупил по нам прямой наводкой. Как только мы высунулись из-за поворота, он начал долбить. Я так понимаю, что душманы заранее пристреляли это место и сидели, ждали, когда мы высунемся. Там больше никаких вариантов не было, откуда мы можем появиться. Вот духи и дали нам просраться!
       Танк этот мы сожгли к едреней матери. Наши БМП вошли в Пишгор. После этого пошла афганская колонна. Помню, мы ещё смеялись – нехилый у них «сухпаёк»! Живые бараны, козы - ЗИЛ-130 шел полностью набитый ими. Нас всякой ерундой кормили, а их такими вещами хорошими, блин.
        Потом колонна эта тыловая афганская остановилась, из неё вышел советник и сам к нам подошел. Выяснилось, что дойти до Пишгора – это только часть боевой задачи. Следующий этап состоял в том, чтобы вернуть контроль над господствующими высотами. На них душманы вырезали стационарные посты «коммандосов» и заняли их. Нам предстояло отбить посты обратно.


       


      


Рецензии