Посылка в Вечность

Не раздражай Бога плачем об умершем, но умилостивляй Его; если перенесешь мужественно, то отсюда будет утешение и умершему, и тебе. (святитель Иоанн Златоуст)



Умерла наша мама под праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Оказавшись без матери, которая, как нам казалось, - будет вечная, мы растерялись.
В любое время, дня и ночи, когда приезжали домой, - мама встречала нас с улыбкой, и произносила:
- «А я, как знала, что приедешь и твой любимый чай со слоном заварила, - садись к столу».

В эти страшные минуты, мы не вникали во всевозможные детали по проведению похоронных ритуалов.
Хотя слово «обряд» происходит от слова обряжать, т.е. приводить в должный вид усопшего.
Все организовывал младший брат, который проживал в родном городе.
Но обычаев, и он по молодости не знал.
Дедушек и бабушек у нас не было, и хоронить нам никого не приходилось.
А родная сестра матери, приехала только в день похорон, и потому не успела подсказать племянникам особенности погребения.

Мы же с сестрой были в каком-то ступоре от свалившейся на нас беды.
В общем, - не обрядила я маму в Вечность, и не одела на её голову покров, как полагается покойной по канонам.
И даже, когда отпевали в церкви, никто не подсказал.
Было это в советское время, и потому могли не знать.
Я спохватилась тогда, когда тетя спросила: «Оль, а в какой платок мать обрядили?».
Мама с детства страдала головными болями от перенесенного тифа, и потому никогда не одевала холодные – штапельные, а носила только шерстяные полушалки.

Тогда то, я и прочитала у святых отцов духовный совет, что, подавая милостыню за близких, мы помогаем прежде всего самим себе.
Так как, утихает боль и тоска по ушедшим через пожертвования, и молитва наша становится «легче» …
В церкви священник сказал на проповеди: «Мертвым помогают приношения, совершаемые живыми».  (Ефрем Сирин)

И стала я, с маниакальным постоянством, в продолжении многих лет, раздавать платки при любой возможности, чтобы загладить свою вину перед почившей матерью.
- Она с непокрытой головой никогда не ходила, а мы в Вечность отправили её простоволосой…
Когда подавала на канун «панахеду», то в пакет с кагором, чаем, и конфетами, - обязательно клала платок, - на помин души родительницы.
Покупала шали соответствующих расцветок, чтоб потом отдать в церковь: фиолетовые, красные, голубые и белые.
- И в пасхальные дни, однажды увидела, что алым, как пламя, моим жертвенным платом, облачен был стол в алтаре.

В таких душевных, покаянных - терзаниях прошло много лет.
И однажды в родительскую субботу, вышла я из храма, а тут пожилая женщина, как репей пристала с обычной «песнью»:
- «Теть, дай деткам на хлеб! Дай, - Бог, тебе поможет».
А я не взяла с собой в этот день сумки, а пошарив по карманам не нашла и мелочи.
Женщина же, стала громко и так естественно причитать: «Дай, тетя деткам, дай – не пожалей! Бог тебя отблагодарит».
И я машинально сдернула со своей головы платок, с которым стояла на службе.
Больше мне нечего было подать просящей в тот момент…
Куплена шаль была, кажется, в Словакии, и была очень приличной для того времени.
Отдаю её со словами:
- «Возьми за упокой моей матери, а денег тебе у меня нет», - и простоволосая пошла домой.
Около школы, я почему-то обернулась назад.
Смотрю, а женщина стоит, как я её оставила, и на вытянутых руках все еще держит «посылку» на тот Свет…
После этого случая моя навязчивая «паранойя» прошла, как и не было.
Больше платков я не раздавала.
«Пожертвовала, верно последний, что связывала меня с прошлой жизнью, и Слава Богу!».

Белова О.В.
2003 год.

PS:
По вероучению Православной Церкви, назначение погребального обряда — облегчить душе умершего путь в Царство Небесное
А за усопших принято приносить жертву на панихидный стол (канун) — различные продукты, кагор…


Рецензии