Ментальное программирование и вторая грамотность

Ментальное программирование, тектология и вторая грамотность

/ «Пантеон»: https://panteono.ru/2022-11-21

В наши дни во многом уже предана забвению одна из важнейших идей знаменитого советского академика Андрея Петровича Ершова (1931-1988), которую он сформулировал в своём докладе «Программирование — вторая грамотность» на 3-й Всемирной конференции IFIP и UNESCO (Лозанна, Швейцария, 27–31 июля 1981 г.).

Немного предыстории. В октябре 1980 г. А. П. Ершов получает письмо от Пьера Бобилье (Pierre A. Bobillier), президента IFIP. В те годы Международная федерация по обработке информации (IFIP, International Federation for Information Processing) была едва ли не ключевой организацией, координирующей усилия учёных и инженеров США, Европы, СССР и Азии по развитию компьютерных наук и информационных технологий. Она была создана ещё в 1960 г. под эгидой UNESCO. Иными словами, признавалась и поощрялась со стороны ООН. В настоящее время продолжает действовать, но во многом благодаря усилиям американцев и британцев роль и влияние её существенно уменьшены.

Бобилье предлагал Ершову (единственному представителю от СССР) выступить с ключевым докладом по достаточно нейтральной теме: «Основополагающая роль компьютеров в образовании». Неожиданный акцент Ершова на вторую грамотность вызвал в те годы широкий резонанс в кругах специалистов и стимулировал ряд работ в этом важном направлении (не только в нашей стране).

Увы… Спустя 40 лет можно с сожалением говорить о том, что глубокого осознания самой сути революционного взрыва Ершова так и не произошло.

В чём же был тот грандиозный замысел? Компьютерный классицизм и романтизм 1950-1980-х шли к своему закату. Их сменяли, как и положено, модернизм, авангард, постмодернизм, сюрреализм и конструктивизм. Во всех их проявлениях.

К программированию уже тогда относились не как к науке и искусству, а больше как к профессии (ремеслу): кадры, рабочие руки, инженерные и даже чисто рабочие специальности. Но в этом плане, с этих позиций видится просто неприемлемым насквозь пронзать каким-то там компьютерным программированием практически всё население: от школы до семьи.

Школа ведь не должна скатываться в конкретные профессии. Её предназначение — давать основы основ. Полноценную грамотность. Для всех случаев жизни.

И тут Ершов как гром среди ясного неба. Не просто часть образования, не просто компьютер как инструмент, не просто новые профессии… Нет! Именно вторая грамотность. Для всех.

Аргументы ведущего советского академика: книгопечатание привело ко всеобщей грамотности. К умению читать и писать. Воспринимать информацию и делиться ею. Печатный станок и компьютер — вот исторические параллели, проведённые Ершовым. Значит, надо сконцентрироваться на том, чтобы программирование (не просто работа с компьютером, а созидание, конструирование) стало аналогом процесса изложения мыслей на бумаге. Их отчуждения.

Ершов пишет: «Как грамотность, так и программирование являются выражением органической способности человека, т. е. способности, подготовленной организацией его нервной системы и присущей человеку во всех его социальных функциях: в общении друг с другом, в труде, в созерцании природы и в борьбе с ней… Пожалуй, самое главное: грамотность и программирование не только выстраиваются в параллель, соединяясь мостиками аналогий, но и дополняют друг друга, формируя новое представление о гармонии человеческого ума».

Гармонии человеческого ума… Превосходная идея. Высокая. Сопоставимая с великими и нетленными воззрениями античности.

Но циничная действительность сильно приземлила её. Исказила, опорочила, а затем и закатала в асфальт.

Оглядываясь назад, можно сказать, что компьютер за эти годы проник повсюду, чуть ли не в каждый чайник и утюг. Что даже карапузы могут с лёгкостью орудовать этими костылями человеческого разума (речь, разумеется, о компьютере).

Но вот до гармонии ума и до второй грамотности — по-прежнему как до Луны.

Отчего так? Программирование — суть инженерная деятельность. Ментальная. Очень непростая. В основе которой лежат созидание, разработка, конструирование. Причём сначала в голове. Т.е. ментально. А сейчас приоритет отдаётся рукам. С минимизацией мозговой деятельности.

Разумеется, никто не требует сегодня умения самому срубить и построить дом. Или же, имея собственную машину, быть хорошим автомехаником. Зачем? Когда всё это можно делегировать другим. За деньги. Мы же будем только потреблять: жить, ездить, наслаждаться.

Справедливости ради стоит сказать, что и внутри компьютерной отрасли понимания важности сверхзадачи Ершова не наблюдается. А зачем? Принцип разделения компетенций и искусственного неконтролируемого роста сложности решают более насущную и прагматичную задачу сиюминутности и банального обогащения. Основы рабского поклонения «денежной цивилизации», если следовать В. Ю. Катасонову. Это то, о чём безуспешно долгие десятилетия били тревогу сподвижники Андрея Петровича Ершова, трое лучших компьютерных учёных Европы: Эдсгер Дейкстра, Тони Хоар и Никлаус Вирт.

Не секрет, что многие технические продукты вполне могут создаваться на десятилетия. Что уж тут говорить об информационных и программных. Которые вполне могут быть нетленными. Но это неизбежно входит в конфликт с интересами крупнейших магнатов и ключевых производителей. Потому нас буквально вынуждают многие вещи менять куда чаще, чем это реально требуется. Намеренно. Дабы не допускать кризиса перепроизводства и не терять свою захваченную долю рынка и столь лакомую прибыль. Прямая аналогия со здравоохранением. Кому же выгодно иметь миллионы здоровых пациентов, которые в итоге существенно снизят свои финансовые платежи за медицинскую помощь?

С мозгами и программированием дело обстоит особо. Мало того, что слишком много ментально грамотных людей нынешнему миру не требуется. Да и никогда в истории человечества не требовалось, ибо чересчур опасно для государственных устоев и господствующего класса. Так ещё и сама интеллектуальная элита крайне далека от осознания потенциала и необходимости развития ментального программирования. Иными словами, ментального конструирования абсолютно в любой сфере человеческой деятельности.

В основе философии и математики лежит особая древняя наука. Вполне самостоятельная и независимая. Уберите её, и эти устои знания, эти две глыбины просто рухнут вниз со своей неземной высоты.

Речь о логике. Она же лежит и в основе программирования. Любого. И ментального.

Вернёмся к Ершову. Да, он был абсолютно прав, говоря о второй грамотности. Но при этом, к сожалению, готов был довольствоваться лишь уровнем создания операционной обстановки вокруг компьютера, вокруг ЭВМ. Т.е. по сути встраивания человека в компьютерный мир.

Полагаю, вполне уже настало время всерьёз призадуматься об обратном: о встраивании достижений компьютерного мира, компьютерного программирования в человека. Но не прямого, а опосредованного: на уровне программирования ментальности. И не извне, а осмысленно, самим человеком. Который, владея необходимыми познаниями, мог бы выстраивать свою систему ментальной защиты от внешних потрясений, свою ментальную иммунную систему... Это грандиозная по своему масштабу задачу.

Но для этого как минимум нужно решить задачу ревизии современных достижений программирования, вычленения и обобщения его главных строительных блоков и гармоничного отображения на сложный ментальный мир человека.

Т.е. по сути вернуться к самым истокам кибернетики, к тектологии. К позабытым идеям русского революционера и энциклопедиста, друга Горького и Луначарского, по образному выражению академика М. Н. Покровского, «великого визиря этой большевистской державы», некогда второго человека в партии большевиков после Ленина. Главного его идеологического оппонента в преемственности идей марксизма в России, которого мягко и непринуждённо убрали в сторону. Из политики в науку. Впрочем, во многом это был и его осознанный выбор.

Человека, который сумел предвосхитить и упредить как общую теорию систем австрийского биолога Людвига фон Берталанфи, так и кибернетику американского математика Норберта Винера. Человека, богатое и непростое наследие которого стоит глубоко изучать программистам, историкам, философам, политикам, экономистам...

В августе 2023 г. исполнилось 150 лет со дня его рождения. Имя этого русского учёного-революционера — Александр Александрович Богданов-Малиновский…

== Профессор Богданов. Тектология

Александр Александрович Богданов-Малиновский (1873-1928)... Соратник Ленина, один из лидеров Первой русской революции (1905-1907 гг.), профессор политической экономии Первого Московского университета (1918-1921), член Президиума Коммунистической академии (1918-1922), идеолог Пролеткульта при Наркомате просвещения (1917-1924).

В наши дни интерес к этой неординарной личности заметно вырос. Полагаю, не последнюю роль в этом играет не только созданное им единое учение об организации систем (тектология), но и его непримиримая идейно-политическая борьба с Владимиром Ильичом Лениным. В самом деле, до 1911 г., когда Богданов отошёл в сторону, он был одним из самых сильных конкурентов Ленина в борьбе за влияние на революционные умы. Более того, и на партийную кассу. Которую тогда (в 1905-1907 гг.) контролировали три человека: Ленин, Красин и Богданов, составлявшие руководящую тройку РСДРП.

Ключевой для разрыва с Богдановым стала книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), где в борьбе за своё понимание чистоты диалектического и исторического материализма будущий вождь Октябрьской революции обрушил беспощадную теоретическую и политическую критику на головы австрийского физика Эрнста Маха, швейцарского философа Рихарда Авенариуса и русского мыслителя Александра Богданова.

«Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии» — главный философский труд Ленина (объёмом в 360 стр.), который был выделен в отдельный том (т. 18) Полного собрания сочинений Ленина (1968).

Несложный контент-анализ работы Ленина показывает, что термин «эмпириокритицизм» встречается 206 раз. «Махизм» (именно так Ленин на свой манер именовал эмпириокритицизм; разумеется, в негативном свете) — 84 раза. Термин «махист» — 260 раз.

Из персоналий больше всего в разящей критике упоминаются имена Эрнста Маха — 471 раза, Рихарда Авенариуса — 309, Джорджа Беркли — 155 раз. Имя Александра Богданова в том же ряду заклеймённых «сектантов» философии. Оно упоминается 221 раз.

В позитивной коннотации у Ленина — Маркс и Энгельс. «Марксизм» — 74 раза, «марксист» и «марксистский» — 68. Имя Карла Маркса упоминает 178 раз, Фридриха Энгельса — 370.

Да, Богданов в теоретической полемике не стеснялся обвинять Ленина в искажении учения Маркса. И это Богданов, который переводил и редактировал третий русский перевод «Капитала» Карла Маркса (1907-1909), тот самый перевод, который стал эталонным и получил высокую оценку Ленина. Понятно, что в такой ситуации Ленин как прожжённый практик уже бил своего прямого конкурента наотмашь, навсегда приклеив к нему позорный ярлык «русский махист Богданов».

Второе издание «Материализма и эмпириокритицизма» вышло в сентябре 1920 г. В предисловии к нему Ленин продолжил клеймить Богданова: «Под видом „пролетарской культуры“ проводятся А. А. Богдановым буржуазные и реакционные воззрения».

И хотя «Тектология» Богданова имела весьма отдалённое отношение к его учению об эмпириомонизме (как развитии эмпириокритицизма), очевидно, что шансов на продвижение тектологии, этой новой научной концепции, в Советской России после приговора Ленина было исчезающе мало. Даже несмотря на поддержку со стороны Бухарина.

Русское издание книги А. А. Богданова «Всеобщая организационная наука (Тектология)» вышло в 2-х частях 1912-1917 гг. в С.-Петербурге, в издательстве М. И. Семенова. Берлинское издание (издательство З. И. Гржебина) — в трёх частях в 1922 г. Третье издание (переработанное, посмертное) — в Ленинграде и Москве (издательство «Книга») в 1925-1928 гг.

Книга Богданова вышла в Германии на немецком языке в 1926 г. Как впоследствии выяснилось, её изучали и американский математик Норберт Винер (1894-1964), отец-основатель кибернетики (Cybernetics, 1948), и австрийский биолог Карл Людвиг фон Берталанфи (1901-1972), автор Общей теории систем (General System Theory, 1968).

В переписке Ленина с Николаем Ивановичем Бухариным (1888-1938) в сентябре-декабре 1920 г. вопрос о связи философии и тектологии Богданова поднимался. Бухарин писал: «Раньше Богданов стоял на точке зрения признания философии. Теперь он философию уничтожает… «Тектология» есть, по Богданову, замена философии. Она исключает «гносеологию». Ход его рассуждения таков:

Всё можно рассматривать как системы, то есть элементы в определённом типе связи.
Если это так, то можно вывести некоторые общие законы.
Тогда философия становится излишней и заменяется всеобщей организационной наукой».
Ленин упорно стоял на своём: «Богданов Вас обманул, переменив и постаравшись передвинуть старый спор. А Вы поддаётесь!»

Анализируя и другие исторические документы, можно прийти к выводу: Ленин, увы, так и не читал «Тектологию» Богданова, а передоверялся другим критическим оценкам, в частности, суждениям Владимира Ивановича Невского (1876-1937), ректора Коммунистического университета им. Я. М. Свердлова, зам. Председателя ВЦИК.

Так что же такое тектология и какое она отношение имеет к программированию — компьютерному и ментальному? Сразу скажу, что переоценивать её не стоит. Равно как и недооценивать. Идеи, заложенные в эту теорию, интересны и фундаментальны. Другое дело, что их изложение достаточно размытое и позволяет интерпретировать положения Богданова весьма вольно.

В свете нынешней рукотворной «пандемии» искусственного интеллекта идеи тектологии крайне важны.

Вот что пишет в своём труде А. А. Богданов: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность — техническую, общественную, познавательную, художественную — можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. <...> Всего чаще термин «организовать» употребляется тогда, когда дело идёт о людях, об их труде, об их усилиях. «Организовать предприятие», «организовать армию» или «кампанию», «защиту», «атаку», «исследование» и т. п. — значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе целесообразного единства. <...> Организатор предприятия объединяет работников, комбинирует их трудовые акты. Многие из этих актов могут быть замещены движениями машин. Когда вводится машина, то перед организатором задача выступает в таком виде: координировать, т. е. целесообразно сорганизовать действия работников с работой машин. Организуемым объектом оказываются и живые, и мёртвые активности, взятые вместе. <...>

Когда изобретатель комбинирует и строит машину, то у него элементами, которые он организует для заранее поставленной цели, служат вещи с их специфическими энергиями: «мёртвая» машина может и в отдельности рассматриваться как некоторая организованная система, хотя эта её характеристика едва ли привычна для обыденного мышления.

В общем, весь процесс борьбы человека с природой, подчинения и эксплуатации стихийных её сил есть не что иное, как процесс организации мира для человека, в интересах его жизни и развития. Таков объективный смысл человеческого труда.

Ещё очевиднее организационный характер познания и вообще мышления. Его функция заключается в том, чтобы координировать факты опыта в стройные группировки — мысли и системы мыслей, т. е. теории, доктрины, науки и проч.; а это значит организовать опыт. Точные науки организуют всю современную технику машинного производства; они способны к этому лишь потому, что сами представляют организованный опыт прошлого, прежде всего также технический.

Художественное творчество имеет своим принципом стройность и гармонию, а это значит организованность. Оно своими особыми методами организует представления, чувства, настроения людей, тесно соприкасаясь с познанием, часто с ним прямо сливаясь, как беллетристика, поэзия, живопись. В искусстве организация идей и организация вещей нераздельны. Например, взятые сами по себе архитектурное сооружение, статуя, картина являются системами «мёртвых» элементов — камня, металла, полотна, красок; но жизненный смысл этих произведений лежит в тех комплексах образов и эмоций, которые вокруг них объединяются в человеческой психике.

Мы видим, что человеческая деятельность — от простейших до наиболее сложных её форм — сводится к организующим процессам.  <...>

Если общества, классы, группы разрушительно сталкиваются, дезорганизуя друг друга, то именно потому, что каждый такой коллектив стремится организовать мир и человечество для себя, по-своему. Это результат отдельности, обособленности организующих сил, результат того, что ещё не достигнуты их единство, их общая, стройная организация. Это борьба организационных форм.

В общей схеме перед нами развернулось всё содержание жизни человечества, и теперь можно подвести итоги. Старый учитель научного социализма Ф. Энгельс выразил их формулой: производство людей, производство вещей, производство идей. В термине «производство» скрыто понятие организующего действия. И мы сделаем формулу точнее: организация внешних сил природы, организация человеческих сил, организация опыта.

Что же оказалось? У человечества нет иной деятельности, кроме организационной, нет иных задач, кроме организационных. <...>

Было бы мало пользы для практики и теории, если бы дело свелось к философскому положению: «всё есть организация». Для практики и для теории нужны и важны методы. Вывод по отношению к ним ясен: «все методы суть организационные». Отсюда задача: понять и изучить все и всякие методы как организационные. Это может быть большим шагом вперёд, но при одном условии: чтобы организационные методы поддавались научному обобщению.

Если бы организационные методы в одной области были одни, в другой — другие, совершенно с ними несходные, в третьей — третьи, например в организации вещей, т. е. в технике, не имеющие ничего общего с методами организации людей, т. е. экономики, или организации опыта, т. е. мира идей, то овладеть ими стало бы нисколько не легче от того, что все они будут обозначены как организационные. Совсем иное, если по исследованию окажется, что между ними возможно установить связь, родство, что можно подчинить их общим законам. Тогда изучение этой связи, этих законов позволит людям наилучшим образом овладевать этими методами и планомерно развивать их и станет самым мощным орудием всякой практики и всякой теории».

По сути уже во введении мы видим полноценный манифест новой теории. Откуда взялся термин «тектология»?

Богданов: «Всеобщую организационную науку мы будем называть «тектологией». В буквальном переводе с греческого это означает «учение о строительстве». «Строительство» — наиболее широкий, наиболее подходящий синоним для современного понятия «организация».

Александр Богданов так разъясняет филологические истоки: «С русским глаголом «крыть» связано множество слов: «кора», «корень», «короб», «корабль», «череп» — «черепаха» и проч.; в других родственных языках таких слов тоже много, например, немецкое «korb», французское «corbeille» корзина, французское «;corce» — кора, «cro;te» — корка и пр. Во всех них скрыта идея одного и того же организационного приёма, в технике и стихийной природе: соединение менее устойчивого, более нежного содержания с более прочной оболочкой, защищающей его от разрушительных внешних воздействий. В греческом от корня «rdj», опять-таки распространённого и в других родственных языках, происходят слова «таттейн» — строить, «тектон» — строитель, «таксис» — боевой строй и вообще порядок, «технэ» — ремесло, искусство, «текнон» — дитя и масса других аналогичных. При величайшей разнородности этих понятий во всех них заключена общая идея организационного процесса.

Нередко слово сохраняет организационную идею там, где раздробленное мышление личности уже совершенно утратило её. Например, организующая роль религии в социальной жизни вполне ускользает от обыденного среднего сознания нашей эпохи.

Между тем само слово вполне ясно указывает на эту роль, происходит ли оно от «religare» (латинское — связывать) или от «relegere» (собирать). Аналогичным образом если не состав, то употребление слова «душа» в русском и других родственных языках, если его внимательно проследить, даёт разгадку одной из наиболее тёмных тайн науки и философии. Оно часто применяется в смысле «организатор» или «организующее начало», например, такое-то лицо — «душа» такого-то дела или общества, т. е. активный организатор хода работ или жизни организации; «любовь — душа христианства», т. е. его организующее начало, и т. п. Из этого ясно, что «душа» противополагается телу именно как его организатор или организующее начало, т. е. что тут «простое перенесение на человека или на другие предметы понятия об определённой форме сотрудничества», разделения организатора и исполнителя, или авторитарной трудовой связи. А это и есть действительное решение вопроса о том, как произошла идея «души». Коллективный гений языка в этом случае, как и во многих других, оказался выше индивидуальных усилий учёных-специалистов, детей разрозненного, анархичного общества.

Далее, житейский опыт сохраняется и в более сложных формах так называемой народной мудрости: в пословицах, притчах, баснях, сказках и т. п. Многие из них являются выражением самых широких законов организации в обществе и природе. Например, пословица «где тонко, там и рвётся» есть образное, не научное, но верное выражение самого общего закона, по которому происходит дезорганизация на всех ступенях вселенной; какое бы то ни было целое начинает дезорганизовываться, если только в одном его пункте сопротивление окажется недостаточным сравнительно с действующей извне силой: ткань — там, где она всего тоньше; цепь — там, где есть непрочное или проржавевшее звено; организация людей — там, где связь её слабее; живой организм — там, где его ткани менее защищены; научная или философская доктрина — там, где соединение понятий уязвимее для критики, и т. п.»

Почему же актуальна всеобщность такой теории, такого учения? Дискретизация науки, атомизация нашей жизни. Системная проблема, о которой заявлял ещё в 1908 г. Павел Флоренский.

Александр Богданов: «Специализация — необходимый этап в прогрессе форм организационного опыта. Благодаря ей в каждой отрасли труда и познания было собрано огромное количество материала и методы совершенствовались несравненно быстрее, чем это было раньше. Но она имеет и другую сторону, которая с её развитием выступает всё сильнее и резче.

Специализация ведёт к расхождению методов. Развиваясь самостоятельно, каждая отрасль, практическая или научная, идёт своими особыми путями и всё более отдаляется от других. Вследствие этого их общение между собой уменьшается, а это ведёт к их ещё большему взаимному отдалению. Методы одной не подвергаются влиянию методов другой, между ними не происходит заимствований. В каждой создаётся свой особенный язык, так что даже вполне сходные соотношения в них выражаются различно, и этим маскируется само сходство; а в то же время одинаковые слова получают совершенно разное значение, чем взаимодействие отраслей ещё более затрудняется».


Подводя краткие итоги и переосмысливая работы А. П. Ершова и А. А. Богданова...

Тектология — наука об организации систем, объектов и процессов. Кибернетика— наука об управлении системами, объектами и процессами. Если сопоставлять с традиционными искусствами, тектология — зодчество (архитектура); кибернетика — театр.

Тектология — не просто предтеча, а особая философия кибернетики. Причём философия активная, а не пассивная. Если традиционная философия есть философия созерцания, то тектология есть философия действия.

На уровне стратегии мышления это ментальное зодчество, зодчество любых систем. На уровне тактики это ментальное программирование.

В 1950–1970-е годы понятие «кибернетика» применительно к миру компьютеров было первичным. Понятие «программирование» — вторичным. Более того, алгоритмическое программирование превалировало над компьютерным программированием. Затем понятие кибернетики с подачи американцев было полностью изъято из обращения. В том числе и в Европе. Оно стало маргинальным. А компьютерное программирование было сведено по сути к кодингу: решению тактических задач не программистами, а кодерами. Фактически мы наблюдаем роботизацию мышления в крайних формах (приоритет низкоуровневому мышлению). Примерно так, как это можно видеть по впечатляющему Uber-феномену (2009) в сфере услуг городского такси. Водитель стал примитивным придатком сетевой системы распределения заказов. Как и в области продуктов питания, рынок стал управляться торговыми сетями — узкой группой компаний, диктующих свои правила игры.

А что же программирование? За последние годы за счёт глобального наступления технологий искусственного интеллекта, сильного конъюнктурного акцента на данные (Data Science), радикальной смены приоритетов в навыках на рынке труда (Всемирный экономический форум) подготовлена почва к полному вытеснению кодеров грядущими ИИ-инструментами генерации программ.

Тем актуальнее становится задача кардинального пересмотра сферы и потенциала компьютерного программирования (наука, образование, производство), а также возможного ренессанса тектологии и кибернетики.

Ментальное программирование постепенно станет новой ареной борьбы умов, стран и технологий.


Руслан Богатырев — математик, поэт, публицист, историк науки и искусства, директор Европейского центра программирования им. Леонарда Эйлера, вед. эксперт Комитета национального наследия, главный редактор арт-журнала «Пантеон».


Рецензии