Поменял я обиду на однокурсника на прощение

      Эпизоды жизни
      ОСТАЛСЯ ПОДАРОК НА СТОЛЕ…
      2003 год, июнь
    
     В июне 2003 года у нас  была очередная  встреча выпускников журфака  МГУ на факультете. Перед нами выступили первый  декан Ясен Николаевич Засурский, наши любимые преподаватели, а потом звезды российской журналистики и представители  курсов,  у которых. были  круглые даты - юбилеи.  Все было как обычно.

    Не в моих правилах на такие торжества приходить с пустыми руками, поэтому я захватил несколько своих книг, чтобы подарить их однокурсникам. Когда было застолье, оказался я рядом с Михаилом Б., с которым у нас были общие семинарские занятия  Для меня он  был интересным однокурсником, хотя на занятиях мы нередко спорили.
   Раз мы оказались за столом рядом, я решил подарить свою новую книгу «Район имени поэта Некрасова»,  полагая, что Миша не забыл прекрасные лекции о замечательном поэте Николае Алексеевиче Некрасове.
   –  В книге я написал о селах Грешнево, Аббакумцево, где жил поэт Некрасов, показал,  чем и  как живет  родная сторона поэта.
   –  Спасибо, - сказал Миша с улыбкой. Только потом узнал, что она означала.
      Когда вечер закончился, Михаил ушел в числе первых, а  я обнаружил, что моя книжка осталась на столике, где он сидел.  То ли Миша забыл её, то ли некуда  было ему положить  издание. Так  или иначе, мне стало обидно. Видно, не интересуют его, экономического обозревателя из газеты «Известия»,    некрасовские места. А может, неинтересен ему  и сам автор.
    Словом, в душе остался  неприятный осадок, обида.

     15 ЛЕТ СПУСТЯ. 2018 год, 1 июня.

     РАЗГОВОР С ДЕКАНОМ ЖУРФАКА МГУ
     ЕЛЕНОЙ ЛЕОНИДОВНОЙ ВАРТАНОВОЙ

     На очередную  юбилейную  встречу я подготовил новую книгу « В сердце моём журфак-2» - воспоминания и  размышления о годах учебы на факультете. На этот раз о нашем курсе. Таких изданий на факультете за полвека не было. Зашел я к декану факультета журналистики Елене Леонидовне  Вартановой.
   – У нас таких книжек об отдельном курсе не было. Очень интересная верстка и фотографии замечательные. Ваши?
   –  В основном. Я всегда снимал встречи нашего курса.
   – А тексты?
   – Я был первым комсоргом курса, поэтому весь курс знал, и мне  всегда было интересно, как сложатся судьбы однокурсников.  На  своем сайте «Выпускники журфака  МГУ (1973 -1978 гг.)»   я разместил часть своих воспоминаний о курсе, а также фильмы о наших встречах  в разные годы в ЮТУБе.
    Выслушав меня, Елена Леонидовна сделала совсем неожиданное предложение:
   – Если так, то давайте выступите на встрече выпускников всех поколений от имени  своего курса  ,- начала она.-  Повод   есть вашему курсу исполняется в этом году 40 лет. Об этом ваша книга. А то мы хотели предложить сделать это  вашему однокурснику Владимиру Славкину, который преподает у нас на факультете. Не очень ловко, когда наш сотрудник… Тем более, что у вас в книге  написано, что вы автор 22 книг и шестикратный лауреат премии союза журналистов ЯО РФ. Не все выпускники у нас так проявили себя в творчестве.
   –  Согласен, мне есть, что сказать коллегам. Я действительно автор двух десятков книг. Два часа назад сдал в Московскую государственную библиотеку ( в бывшую  Ленинку)   в подарок очередную партию из своих книг, в том числе       "В Сердце моем журфак-2"для истории.  Мне сказали, что их обработают и поместят данные  во все каталогах библиотеки и сайтах интернета.

   Так я  согласился представить свой курс, поздравить однокурсников с 40-летием окончания журфака МГУ. До начала торжественного собрания, когда в зал вошел наш бессменный  декан  Ясен Николаевич Засурский весь зал - его ученики встал и долго аплодировал. Вместе с другими преподавателями он расположился на первом ряду. Еще с 2003 году также на встрече выпускников я подарил декану первую версию книги « В сердце моем журфак», поэтому вполне логично было мне подойти к Засурскому и вручить ему вторую цветную, по объему в два раза большую книгу «В сердце моем журфак-2. (2018 г.).
   – Благодарю,- сказал Ясен Николаевич. Это хорошо, что об однокашниках не забываете. Жаль, что  таких  единицы.
   На торжественном собрании сначала выступили закончившие факультет 60 лет назад, позже 50.Затем пригласили меня сказать слово от имени завершивших учебу 40 лет назад. Начал с добрых слов в адрес наших замечательных преподавателей, назвал их поименно, затем чему учили они нас и каких высот однокурсники достигли в творчестве в редакциях газет, журналов, радио и телевидения, в издательствах. А закончил я свою речь так:
  – Дорогие коллеги, мы благодарны журфаку за то,  что учил нас писать. Свою книгу я назвал «В сердце моем журфак3» вполне искренне, чистосердечно, неподдельно. На нашем курсе было немало интересных личностей,  о которых я рассказал, разместив и их фотографии. Хочу сказать вам, дорогие коллеги, каждый из вас вписал свое имя в историю. Поэт Вениамин  Голубовский написал, что о каждом должна остаться книга. Если еще не т издания о вас   и ваших однокурсниках напишите брошюру, книгу.
   За нас журналистов это никто не сделает.  Не откладывайте на завтра и послезавтра. Это надо делать, пока есть силы и вдохновение.
Со сцены я ушел под аплодисменты.

     ОПЯТЬ С ОБИДЧИКОМ ЗА ОДНИМ СТОЛОМ

     После торжественного  собрания, по традиции был банкет. В греческом ресторане на  Цветном бульваре Москвы оказалось так много гостей, что мест за столом не всем хватало. В двери появился Михаил Б с женой, которая тоже окончила наш факультет.. Оба искали, где бы  присесть. Рядом со мной справа было одно место. 
Несмотря на прошлую обиду с книгой о некрасовских местах, позвал однокашников присоединиться к нам.
   –  Мне надо два места,- ответил он.- Я с женой.
   – Тогда мы уплотнимся с Юрой Айдиновым , Сергеем Капковым, Колей Швецовым. 
   Я предложил соседям сесть потесней. Таким образом, чета Михаила села за общий стол. Мы все оказались, как бы в президиуме банкетного заседания.  Нам было всех видно.
   В самом начале разговора Миша Б. спросил:
   – Ты показывал свою  книгу на общем заседании про наш курс. У тебя еще остались книги о курсе?
   – Есть несколько.
   – Давай две: мне и жене. Она тоже с нашего курса.
   – Ну как же узнал её.
   – А зачем две книги?- полюбопытствовал  я
   – Она покажет своим . я - своим. А потом это память. Многих однокурсников и преподавателей же нет. А тут и фотографии их.
Есть тут и про нас страницы. Есть интерес.
    Я вытащил из сумки два экземпляра и отдал ему. Там были фотографии и тексты о его судьбе журналиста, бизнесмена Михаила Б. Вместе с женой они погрузились в просмотр цветных страниц эксклюзивного издания. Потом соседи попросили их посмотреть, и те уже искали себя на страницах книги. Михаил Б., чтобы никто не выпросил « В сердце моем журфак 2 » отнес  два экземпляра  в машину.

   P.S.
    На этот раз  после окончания банкета не осталось  ни одной книги на столах.  Понятно, тема для однокурсников  близкая.  Как   бы то ни было, книгу попросил один из  выдающихся  наших однокашников.
Я тогда,  подумал, что нет отношений без ссор и обид. Сильные люди ссорятся,
обижаются, но остаются вместе. Только слабые ищут замену.
    Обида 15-летней давности померкла.  Полагаю, что подаренная мною книга   просто оплошность. Чего после банкета не бывает. Пора менять обиду на прощение.

    В конце вечера подошли просить книгу еще Сергей Беляев, в прошлом работавший в правительстве РФ и в посольстве в Германии,  Алексей Воробьев из газеты «Независимое обозрение»,   Сергей Капков из Госдумы РФ, ресторатор Сергей Акулинин,, а также  Федорова, дважды депутат Московской областной думы, которая обиделась, что книга ей не досталась. Я ответил всем:
   - Больше книг нет.  Это были сигнальные экземпляры. Не расстраивайтесь. Что вы будете   читать о других?!  Лучше напишите свою творческую биографию,   и пришлите два фото студенческого времени и современную, и я подготовлю  «В сердце в моем журфак-3 в лицах». Вам про себя будет интереснее читать..
 И тогда у нас  будет сериал. Теперь ведь так – все делается с продолжением.

                Михаил Сафиканов,
                9 июня 2018 г.


Рецензии