Брянский фронт. Часть 3. Дорога к своим. Глава 10
Оперативная сводка за 28 ноября
Утреннее сообщение 28 ноября
В течение ночи на 28 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
Вечернее сообщение 28 ноября
В течение 28 ноября наши войска вели бои с противником на всех фронтах.
За 27 ноября уничтожено 39 немецких самолётов. Наши потери - 12 самолётов.
За 28 ноября под Москвой сбито 19 немецких самолётов.
https://www.soldat.ru/doc/sovinfburo/1941/1941.html
Рассвет занимался на востоке, пробиваясь сквозь тяжёлые облака. Прямо, на пути движения окруженцев, шёл интенсивный бой:
– Неужели к фронту вышли? – с надеждой выдохнул Михаил Михалёв.
– Подойдём ближе, увидим, – рассудил старшина Филатов, – осторожность надобно соблюдать, если к переднему краю выходим, здесь фрицев должно быть немеряно. Наткнёмся, отбиться нереально. Силёнок у нас не густо, да и с патронами беда.
Бой тем временем то стихал, то разгорался с новой силой буквально в нескольких километрах. Путники ускорили движение, надеясь выйти к своим. Вскоре, впереди показались просветы среди деревьев, явно обозначая границу леса, за которой просматривалось толи поле, толи луговина. Осторожно приблизившись, стали наблюдать. Место оказалось возвышенным, полого понижающемуся, благодаря чему открывалось пространство впереди. Виднелась река, через которую переправлялись в брод наши бойцы.
Они молча брели по пояс в ледяной воде и, выбравшись на берег, ложились на землю, выливали воду из сапог, вставали и, ускорив шаги, устремлялись к оврагу, разрезавшему обозримое пространство на две половины. Поток людей не иссякал. На противоположном берегу реки накапливались грузовики с прицепленными орудиями. Обрывистый берег не позволял организовать переправу техники. Было видно, как какой-то командир, отдавал распоряжения, энергично жестикулируя. Вскоре кабины покинули водители, засуетились вокруг техники и автомобили один за одним зачадили, а за тем, вспыхнули ярким пламенем. В небе появилось несколько немецких самолётов. Безнаказанно стервятники выстроились в круг и принялись пикировать на наших бойцов. Казалось, спасения нет, но, после налёта люди вставали и, пошатываясь, шли в сторону реки, переправляясь на противоположный берег. Вскоре людской поток иссяк и тут-же, угрожающе рыча двигателями, появились несколько танков и бронетранспортёров с крестами на бортах, в сопровождении мотоциклистов. Немного постояв перед водной преградой, гитлеровцы принялись танками сталкивать остатки уничтоженной нашей техники в реку. В результате уровень воды стал подниматься и её потоки хлынули в овраг, укрывавший красноармейцев.
– Что творят сволочи, – сжал кулаки Зазинбеков, – люди в ледяной воде долго не продержатся.
– Тихо, – цыкнул Филатов, кивнув в сторону нарастающего шума моторов.
Глянув в ту сторону, бойцы обомлели: на луговину выкатывались грузовики с немецкой пехотой. Из кузовов посыпались гитлеровцы и деловито принялись занимать позиции. Пулемётный расчёт расположился прямо напротив наших бойцов, в метрах в пятидесяти:
– Сейчас я им покажу, – клацнул затвором винтовки Исмаил…
– Погоди ты, – остудил пыл товарища старшина Филатов, – своим выстрелом ты только переполошишь фрицев. У наших один выход: прорываться сюда, к лесу. Начнут атаку, мы и снимем пулемётчиков. Во время боя нас не услышат или не сразу обнаружат, а начни сейчас палить, в миг засекут и уничтожат, зря головы сложим.
– Ты, к сожалению, прав, Иван Петрович, – сжал кулаки Зазинбеков, – будим ждать.
Немцы принялись оборудовать стрелковые ячейки. В это время, прибывающая вода вынудила наших бойцов выдвинуться к лесу. Заметив выход красноармейцев, фашисты открыли огонь. Исмаил, державший на мушке пулемётчика, плавно нажал курок. Надо отдать ему должное: несмотря на кавказский темперамент, стрелял он мастерски. Немец уронил голову, не произнеся не звука. Его помощник отодвинул тело и, заняв место за пулемётом, деловито приготовился к стрельбе. Грянул второй выстрел. Пуля настигла цель. Противник лишился огневого преимущества. Произошедшее не осталось незамеченным. Рядом находившийся фашист истошно закричал:
– Руссишь золдатен! Руссишь золдатен! – тыча пальцем в сторону леса, одновременно пытаясь прицелиться.
В этот момент, воспользовавшись отсутствием пулемётного огня, хлынувшая на луговину из оврага волна бойцов и командиров стала угрожающе приближаться.
Бежали молча, экономя силы даже на крике и, стреляя на ходу. Немцы, оказавшись под перекрёстным огнём на открытом месте, заметались в поисках укрытия. Большая часть бросилась в сторону ушедших грузовиков, отстреливаясь от атакующих.
Май 2022.
Свидетельство о публикации №222112101707