Ираван 1898 года глазами французского фотографа

Ираван 1898 года глазами французского фотографа
Сегодня изучать историю можно и по старым фотографиям. В конце 19 века фотографировали много, это было модным увлечением. И путешествовали с различными целями тоже много. Путешественники, ученые, историки, этнографы ездили по отделенным уголкам планеты с фотокамерой.
Повышенный интерес вызывала многонациональная  Российская империя с ее мало изученными этносами,и старинными городами. Одним из ученых с фотокамерой был французский барон Жозеф де Бай (1853-1931).
Амур-Огюст-Луи-Жозеф Бертло, барон де Бай был представителем старинного французского рода, путешественником и археологом, посвятившим себя изучению антропологии и доисторической археологии, членом Парижского географического Общества, почетным членом Уральского общества любителей естествознания, а также членом Особого Комитета по устройству в Москве Музея 1812 года.
Де Бай впервые приехал в Российскую империю уже сложившимся ученым с богатым опытом ведения раскопок и многими опубликованными трудами. В 1890 г. он принял участие в VIII всероссийском Археологическом съезде в Москве. Барон совершал археологические экспедиции по Центральной части страны, посетил Урал, Сибирь, Крым, Кавказ и Закавказье.
В общей сложности ученый был в Российской империи 14 раз. По результатам этих поездок он издал многочисленные этнографические и археологические брошюры.
Кавказ Жозеф де Бай посещал много раз. В Закавказье, в различных губерниях и уездах Азербайджана, он был минимум три раза: в Баку и Гяндже – в 1900 г., в Иревани – в 1898 г.
Будучи в Ираване де Бай снимал жителей города, где ещё большинство населения составляли азербайджанцы. Француз сделал  много снимков азербайджанских мечетей того времени. Впоследствии армяне разрушили около 15 иреванских мечетей.
Несмотря на все попытки фальсифицировать историю в Республике Армения правду скрыть не удается. Особенно вспоминая прошлое азербайджанского города Иревана, ныне уничтоженного до основания с поголовно изгнанным коренным азербайджанским населением. Вот, например, статья Артура Акопяна «Ереван в XIX веке» была публикована на сайте «В строках». Хотя автор старался писать ее «с армянских позиций», но скрыть что  Ираван был азербайджанским городом автор не смог.
 Артур Акопян «Ереван в XIX веке»:
«Никто бы не подумал, что Ереван XIX века когда-нибудь мог бы стать столицей армянского государства. В то же время, несмотря на то, что будущая армянская столица была тогда ещё мала, местами неухоженная и с ужасной канализацией, Ереван уже тогда имел интересные на фоне остальных городов черты.
По мнению русских наблюдателей, Ираван был лучшим местом развития садоводства во всей Российской империи: здесь можно было взращивать любой вид плода, регионального и даже иностранного. Проблема была в том, что местные садоводы не особо интересовались этим. Кстати, из Еревана были самые хорошие персики и яблоки. В общей сложности было 692 сада. Огороды здесь также имели немалый размер, правда армяне пользовались овощами чаще всех за столом, и не начинали без них обед. Тогдашние тюрки Еревана придумали пословицу: «Достоинство розы соловей знает, а достоинство зелени — армянин». Местные армяне стали постепенно возводить полноценные магазины, а не просто базарные лавки. За товаром же ездили в Тифлис, Москву, Варшаву и Вену. Это были основные пункты. Учились с городе с трудом, но энтузиазм армян был больше местных тюрков по банальной разнице в образовательной традиции. Тюрки учились в кельях во дворах мечетей, где вовсе не было понятия дисциплины. Единственным крупным заведением была высшая мусульманская школа, куда поступали человек 60 из действительно устремлённых. При этом не они платили мечети за образование, а она им платила. Армяне же учились в духовных семинариях и церковных училищах, имевших собственные библиотеки. Раздражала всех ужасная бюрократия, когда для решения вопросов одной семинарии приходилось обращаться и в Эчмиадзин, и к епископу епархии, и к инспектору семинарии, и к попечителям. Образование в школах велось усердно, но из-за сложной иерархии имелись немалые проблемы. Несмотря на множество проблем, Ираван всё же смог стать в дальнейшем главным узлом будущей Первой Республики. Более обширный и ремесленный Александрополь проиграл по одной простой причине: пока в нём была широко развита мануфактура, в менее развитом Ереване уже развивались капиталистические отношения. Ираван перехватил инициативу.» Конец статьи.
Самое интересно, что автор с самого начала признает, что «никто бы не подумал, что Ираван XIX века когда-нибудь мог бы стать столицей армянского государства.». Т е это был почти полностью азербайджанский город с незначительной армянской торговой прослойкой. Необходимо отметить, что до завоевания Иреванского ханства российскими войсками 20% от 20-ти тысячного населения города, т.е. 4 тыс. человек, составляли армяне, а 80 %, т.е. 16 тыс. человек – азербайджанцы. После завоевания российскими войсками население города составляло 12 тыс. человек, из которых 40 %, т.е. 4 800 человек – армяне, а остальные 60%, т.е. 7 200 человек – азербайджанцы. Следовательно, из 16-ти тыс. азербайджанцев, проживавших в городе до завоевания, 8 800 человек либо покинув город, переселились в другие места, либо погибли в результате войны. На основании приведенной статистики можно сделать вывод, что после русского  завоевания, азербайджанское население города уменьшилось на половину. В сведениях о населении города Иаеван в военно-статистической сводке Ираванской губернии, составленной капитаном Генерального штаба российской армии Петром Усларем и изданной в 1853 г., сообщается, что в Ираване проживает 1 437 татарских (т.е. азербайджанских) и 1 169 армянских семей, т. е. 55,2 % населения города составляли азербайджанские семьи, а 44,8 % – армянские. Усларь также указывает на количество семей по сословиям: 42 – мусульманских духовников, 3 – ханских, 48 – бекских, 27 – сейидов, 3 – дервишей; армянских семей – 33 священнослужителей, 2 – меликов.
По сведениям Императорского Русского Географического Общества от 1865 года, в городе Ираван проживало 6 900 татар (т.е. азербайджанцев), 5 770 армян. В процентном отношении азербайджанцы составляли 54,5, а армяне 45,5 %.
В 1886 г., во время переписи населения, в городе Иреван было зарегистрировано 14 738 человек (2 968 семей). 49,04 % (7 228 чел.) населения города составляли азербайджанцы, а 48,45% (7 142 чел.) – армяне.
В 1897 г. впервые была проведена всероссийская перепись населения. В этот период в городе Ираван проживало 29 006 человек, из них 43,15 % (12 516 чел.) составляли азербайджанцы, а 43,19 % (12 529 чел.) – армяне. Статистика показывает, что в Иреванском уезде, в состав которого входил город Иреван, из 2 542 потомственных дворян 59,045 % (1501 чел.) составляли азербайджанцы, а 12,03 % (306 человек) – армяне.
Начиная с конца XIX в., вследствие подавления армянских восстаний в Турции, десятки тысяч армян бежали на Южный Кавказ. Большая часть из них поселилась в Иреване. В 1905-1906 гг. в Иреване, для расселения беженцев армян, были учинены четыре резни азербайджанского населения, в результате которых большинство азербайджанцев либо погибли, либо покинули свои дома.
В 1896 г. на Южном Кавказе проживало 900 тыс. армян, а в 1908 г. их численность достигла 1 301 тыс. В 1914-1916 гг. из Турции на Южный Кавказ прибыло еще 350 тыс. армян, часть их поселилась в Ираване, что еще более усугубило тяжелое положение азербайджанцев.
В 1918-1920 гг., в период правления дашнаков, в Иреване был учинен настоящий геноцид против азербайджанцев, в результате их осталось в городе считанное число.
После установления Советской власти в Армении лишь небольшая часть азербайджанцев смогла вернуться в свои дома. В 1922 г. в Иреване проживало всего 5 124 азербайджанца, а численность армянского населения достигла 40 396 чел. В 1926 г. в городе проживало 4 968 азербайджанцев, армянское же население составляло уже 57 295 чел., в 1931 г. численность азербайджанцев составила 5 620 чел., а численность армян возросла до 80 327 чел.
В 1939 г., в Ираване, население которого достигло 200 тыс. чел., азербайджанцы составляли всего 3,3 % (т.е. 6 569 чел.). Для расселения армян, прибывших из заграницы в Армению, 23 декабря 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление «О переселении колхозников и другого азербайджанского населения из Армянской ССР в Кура-Араксинскую низменность Азербайджанской ССР». Это постановление должно было касаться азербайджанцев, живущих в сельских районах, но руководство Армении, воспользовавшись ситуацией, добилось депортации большинства азербайджанцев, живших в городе Ираван. В 1959 г., во время переписи населения, в Иреване почти с полумиллионным населением, было зарегистрировано всего 3 413 азербайджанцев (0,7%). Хотя с 1939г. за 20 лет, в результате естественного прироста населения, численность азербайджанцев живущих в городе Иреван должна была достигнуть по меньшей мере 10 тыс. человек.
Во время переписи населения, проводимой в 1979 г., в городе Ираван, население которого достигло 1 миллиона, азербайджанцы составили 0,2 % (2 341 чел.), армяне – 95,8 % (974 176 чел.)
Между тем, в отличие от процессов, идущих в Армении, в Азербайджане, в том числе и в Баку, численность армян из года в год росла. В частности, поток армян в Баку и другие регионы Азербайджана увеличился после установления Советской власти. К примеру, численность армянского населения Баку в 1970 г. достигла 207,5 тыс. чел., а в 1979 г. она составляла уже 215,8 тыс. чел. Если сравнить эти цифры со статистическими данными 1914 г., согласно которым численность постоянно проживающего армянского населения в Баку составляла 9 281 человек, то можно увидеть, что увеличение армянского населения в городе составило 22,3 % в 1970 г. и 23,3 % – в 1979 г.
В феврале 1988 г., после начала сепаратистского движения армян в Нагорном Карабахе, началась этническая чистка азербайджанцев не только в Иреване, но и в целом по Армении, завершившаяся в основном к концу года. После начала военной агрессии со стороны официального Ереваном, с целью аннексии Нагорного Карабаха, армяне, живущие в Баку, вынуждены были постепенно покинуть город.
18 июля 1988 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР, посвященном ситуации вокруг Нагорно-Карабахской Автономной области Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев задал вопрос, выступающему в это время ректору Ереванского Государственного Университета, академику Сергею Амбарцумяну: «Скажите, в начале века, сколько процентов в Ереване составляло азербайджанское население?» Ректор затруднился ответить. Тогда Горбачев сказал: «Вы обязаны знать. Я вам напомню – 43 процента азербайджанцев было в Ереване в начале века. Сейчас какой процент азербайджанцев?» на что Амбарцумян ответил: «Сейчас очень мало. Наверное, один процент». Таким образом, опираясь на статистические данные, можно проследить, как происходило вытеснение азербайджанцев с их исконных исторических земель, и если в начале XIX века  азербайджанцы составляли 80 % населения города Ираван, в конце века они составляли уже приблизительно 50 %, а в результате этнической чистки, проводимой с конца 80 гг. XX в., в Армении не осталось ни одного азербайджанца.
Ираван XIX века остался лишь в старых фотографиях и в воспоминаниях как исчезнувшая (а точнее варварски разрушенная) самобытная и уникальная азербайджанская культурная среда. Но история не закончена. На лжи и фальсификациях, на этнических чистках долговечное государство построить невозможно. 
 

 
       
 

 
 
 


Рецензии