Заповеди говорят о том, какими мы можем стать

«Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые (Мк. 2, 21-22).
О чём здесь идёт речь? Речь идёт о том, что Христос принёс еврейскому народу (и через еврейский народ того времени – всему миру) совершенно новое учение: не теоретическое учение, не какие-нибудь философские взгляды, а новую жизнь, жизнь, которая не может уложиться в какие бы то ни было формальные категории. Разницу между этим учением и учением Ветхого Завета можно определить так. В Ветхом Завете всё покоится на законе; в Новом Завете дышит свободно Дух Божий, Который является духом благодати, тем даром Божиим, который делает нас свободными, то есть самими собой – и вместе с этим детьми Божиими. Если сравнить действие ветхозаветного закона с действием заповедей Христовых, которые часто рассматриваются как приказы от Бога, как тот же самый закон, только перенесённый в Новый Завет, исходящий из уст Христа вместо исшедшего из уст Моисея, то мы видим, какая тут глубинная разница. Исполняющий законы Ветхого Завета мог себя считать праведным перед Богом. Он ничем не нарушил Его волю, ему не в чем в этом отношении каяться, он чист перед Богом, он может стоять с открытым лицом перед Ним, и Господь может только принять его как Своего верного друга и слугу.
В Новом Завете, в Евангелии, есть место, где Христос говорит, что мы должны выполнить всё Им заповеданное, и прибавляет: но когда вы всё это выполните, считайте себя недостойными слугами (см. Лк. 17, 10). Что это значит? Значит ли это: что бы мы ни делали, всё равно мы ни на что не годимся? Конечно, нет. Но это значит, что когда мы исполним все заповеди Христовы, мы не можем сказать: «А теперь мы (простите за выражение) с Богом «квиты»; с нас ничего не спросится». Разница между ветхозаветной заповедью и заповедью Христовой именно в том состоит, что заповедь Ветхого Завета, как я уже сказал, может человека сделать праведным перед Богом, то есть идеально законопослушным; заповеди же Христовы не являются законом внешнего поведения. В форме указаний, как человек должен жить, они нам описывают человека, каким он должен быть. Иначе говоря: пока заповедь не станет для нас второй природой, вернее, пока наша грешная природа не будет вытеснена нашей истинной природой, пока мы не станем как бы иконой Божией, образом Божиим на земле, формальное выполнение этих заповедей нас всё равно праведными не сделает. Эти заповеди нам говорят о том, какими мы должны быть внутри, и как, будучи такими в глубинах наших, мы должны поступать. Это различие очень важное. И поэтому место, которое я только что прочитал, говорит нам о том, что мы не можем взять новозаветные заповеди, не можем принять жизнь, какую нам предлагает Христос, и просто выполнять то, что Он нам сказал, - рабски или с расчётом на награду. Нам надо совершенно перестроиться; нам надо не искать внешней праведности перед Богом, то есть не искать безопасности перед Его судом, а надо постепенно как бы приобрести, выражаясь словами апостола Павла, ум Христов (1 Кор. 2, 16), - можно было бы прибавить: сердце Христово, дух Христов, - с тем, чтобы жизнь по заповедям Христовым была естественным нашим состоянием.
И вот Христос нам говорит: не переносите категории Ветхого Завета в Новый, не думайте, что можно просто исполнять заповеди Нового Завета, жить Новым Заветом, новой полнотой жизни, которую Я предлагаю, так же просто, как вы жили ветхозаветной праведностью. Вино новое, ещё бушующее, ещё кипящее жизнью, надо вливать в крепкие новые мехи, потому что если влить это вино в старые мехи, то молодое вино их прорвёт. И так оно и случается. Каждый раз, когда люди обращаются ко Христу и думают, что выполнением Его заповедей, будто простых приказов, они делаются праведными перед Ним, они перестают быть христианами. Они остаются людьми Ветхого Завета, которые ещё не поняли, что закон Христа – закон свободы; не произвола, а той царственной, дивной свободы, которая нам даётся через сыновство, когда мы делаемся подобными Христу и когда всё, к чему Он нас призывает, делается для нас естественным порывом души, когда всё, что мы творим, является именно плодом той новой жизни, которая в нас родилась.
митрополит Антоний Сурожский (Блюм) (1914-2003)

Все эти слова глубоко понятны человеку, живущему церковною жизнью. Ибо та жизнь, о которой говорит митрополит Антоний, рождается в человеке постепенно через его участие в таинствах исповеди и причастия (а сначала крещения), ибо творить заповеди может только Сам Христос, вселяющийся в нас в причастии Его Тела и Крови. Медленно и постепенно меняется человек в Церкви, и внешние его посещения храма, исповеди и причастия, молитвы и беседы с духовником со временем изменяют его внутренне, в нём зарождается иная жизнь, и он перестаёт себя чувствовать скованным рамками этой жизни, ощущая в себе то, над чем не властна смерть, не властны порядки этой жизни. Даются силы терпения, внутренний покой, способность любить, непосредственные духовные вразумления (иногда во сне), несомненная вера, основанная на личном опыте. Всё это Господь даёт Своим, действительно идущим за Ним в Церкви, которую Он основал для всех, желающих спастись. Все наши надежды могут сбыться только через Христа в Церкви. Возможность искреннего вхождения туда зависит от искренности нашего отношения к Богу и ко Христу вообще. Только отдав себя можно себя спасти. Иначе остаёшься в плену того, что считаешь собою, от чего страдаешь сам и что загораживает тебе Бога. Пленённость собою рождает чувство бессмыслицы, уныния, раздражительность, желчь, одиночество, отчуждённость, гибель. Имеющий уши да слышит.
14.02.2005 (из письма дяде)

http://proza.ru/2022/10/24/1751

https:// ridero.ru/books/apologiya_pravoslaviya/


Рецензии