Поездка в Тарханы

Выхожу один я на дорогу...
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.  М.Ю.Лермонтов

Когда впервые услышала эти потрясающие стихи Лермонтова, я уже и не помню.  Читать я начала с четырёх лет, но думаю, такой серьёзный и убористый текст прочесть в раннем детстве мне было не по силам, но стих я  читала  осознанно и выразительно. Конечно, это очень нравилось всем бабушкиным гостям, собиравшимся часто в наш дом на музыкально-литературные вечера. Среди них были эвакуированные актрисы - подруги нашей бабы Ани ещё по совместному обучению на женских  курсах в Петербурге.  Было это обучение ещё до революции, так что я считала  их  совсем старыми и не стеснялась декламировать. А они охали, ахали и предсказывали мне великое будущее. Потом кто-нибудь садился за старый рояль  и начинался концерт  старинного романса лучше, чем по репродуктору…

Вспомнилось мне это,  когда я попала в Тарханы на празднование двухсотлетия  со дня рождения Лермонтова. Удовольствие началось уже от Пензы. Сто километров до Тархан  мы ехали по живописной дороге то поднимающейся в горку, то опускающейся в красивые долины. 
Усадьба расположена на большом участке, где есть кроме барского дома, хозяйственные постройки, конюшня, церковь Марии Египетской, сады, дубовая роща и три красивых пруда.
Сразу душа настраивается на поэтический лад, особенно, когда  думаешь о том, что всё  это видел своими глазами  великий поэт.  Правда, старый дуб не произвёл такого впечатления, как в Тригорском у Пушкина. А уж очень  умиротворённая и простоватая скульптура Лермонтова  на скамье не имела ничего общего  со сложившимся  образом поэта.
-
Глядя на картинную ухоженность усадьбы, недавно сделанный ремонт в доме и  в хозяйственных  постройках, никак было не настроиться на девятнадцатый век. Стихи
Лермонтовские были здесь как бы чужими, и закрадывались мысли, что в таком красивом,  барском поместье мятущейся душе поэта было просто не ужиться.
Можно было, конечно, удовлетвориться уже тем, что твоя нога ступала по земле, хранящей в глубине своей памяти
мгновения общения с Поэтом. Через какое-то время память отредактирует увиденное, и придёт осознание общности времён.  Но когда в конце экскурсии желающим предложили остаться  в усадьбе  переночевать, чтобы с утра принять участие в театрализованной реконструкции,  конечно, я согласилась, хоть и не люблю это современное увлечение реконструированием событий прошлого.

Гостиничные номера располагались в бывшей конюшне и были очень даже комфортабельны. Ближе к ночи  я решила пройтись по  окрестности за пределами усадьбы. Это были луга, пригодные, как и в былые времена, для выпаса коней. Здесь пахло раздольным  воздухом ковыльных степей, а не успевшая ещё заматереть трава колыхалась на ветру, словно морские волны.А на горизонте, там, где алеет тонкая полоска уходящего дня, мелькнул белый парус. И память стала выдавать прекрасные лермонтовские стихи…
Дорога вокруг усадьбы, совсем как в прошлые века, была выложена каменными булыжниками. А над головой засияли яркие звёзды. Как-то сразу перенеслась моя душа из нашего суматошного века в бескрайние просторы Вселенной, и захотелось думать о том, как много в юности хочется добиться, и как мало удаётся сделать за жизнь!


 


Рецензии