Красота из точки покоя

(из личного чтения Библии)

«Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10).

Павел пишет это послание уверовавшим евреям, которые всерьез подумывают о возвращении в иудаизм. Если они оставят Христа, то разделят судьбу отцов, которые не вошли в Божий покой. А входят в него уверовавшие во Христа. Уверовать, как говорит здесь Павел, значит успокоиться от дел своих, т.е. принять дело Христа, Первосвященника великого. Пытаться спастись и угодить Богу по-другому, не через Христа – значит быть непокорным.

Слушал рассказ немецкого скрипичного мастера о том, как он выбирает древесину для скрипок. Он говорит, что у каждого кусочка древесины для будущего инструмента есть свое звучание. Мастер, который изготавливает инструменты, должен услышать этот голос. Узнать материал, чтобы понять, какому скрипачу подойдет скрипка из этого кусочка дерева.

Он начинает изготовление инструмента с того, что разговаривает с музыкантом, старается понять его индивидуальность, что он за человек, какая у него душа, а потом ищет – иногда годами – подходящую для него древесину. Он помогает скрипачу найти свой голос.

Этот мастер описал случай, когда альтистка, которая в 22 года уже была концертмейстером в Дрезденской филармонии, а в настоящее время работает в Берлине, приехав за скрипкой, материал для которой он искал три года, взяла ее в руки и начала на ней играть виолончельную сюиту Баха в переложении для альта.

Через две минуты она остановилась, потому что на инструмент ручьями потекли слезы. Она годами мечтала найти свой голос и даже не догадывалась, что ее голос может быть таким.

Новичок при знакомстве с материалом берет досочку как попало и стучит по ней как попало. Мастер берет древесину в определенном месте – он называет ее точка покоя – и стучит по ней тоже в определенных узловых точках, чтобы извлечь звук и понять, что это за материал. Если держать досочку неправильно, звук извлекается глухой и некрасивый.

Можно постараться ударить посильнее, но красивого звука все равно не будет. Скрипичный мастер показывал эти правильные и неправильные прикосновения и простукивания – я диву давался, насколько разный звук выходит из одной и той же досочки.

Так и в жизни: иногда человек устал, выгорел, опустошен и думает, что для того, чтобы зазвучать, ему нужно больше сил. Он напрягается больше и больше, прилагает усилие, а красоты не выходит, звучание не получается. И тогда надо прийти в свою точку покоя.

В противном случае человек только колотит собственную или чужую душу. Мы «знаем», как нам или кому-то надо звучать, как надо себя вести, какие говорить слова, какие принимать решения, но если мы добиваемся всего этого не из точки покоя, то это насилие, которое приводит к депрессии.

Секрет, который открывает древесина для скрипки, таков: нам надо, чтобы кто-то держал нас правильным образом. Доверие означает: не ты держишь свою жизнь, а тебя кто-то держит. Ты зазвучишь, если будешь жить доверием.

За всю свою жизнь мы окружили себя жировой прослойкой религиозности, и через нее может быть сложно пробиться простой искренней молитве доверия. Тот изготовитель скрипок даже сказал так: он представляет себе, что Бог, услышав молитву такого человека, закатывает глаза и думает: «О нет, опять он молится».

И тогда Небесный Скрипичный мастер говорит: «Я тебя не слышу». И мы как кусочки древесины сами чувствуем: «Не звучим мы». А дадим Мастеру взять нас, как умеет только Он, и прикоснуться, как может только Он – и откроется перед Ним наша сущность, и получится красота.

21.11.2022


Рецензии