Киномеханик

Никогда образование не бывает лишним, только вот понять, что конкретно в жизни вам пригодится, а что нет очень сложно. Но чему бы вы не научились – это вам обязательно пригодится.
 Есть в моей биографии отрезок времени, когда я работала на ярославских бандитов. Времена были очень сложные, в одночасье все, что было построено в СССР превратилось в ничто и люди выживали, как умели.
 Особенно тяжело было тем, кого посадили на десять, а то и пятнадцать лет за то, что к моменту их выхода на волю стало именоваться «бизнесом» и именно такие люди обычно обращались ко мне за советом для четкого понимания: действительно ли уже это все можно, или это «разводка» такая. Бывали даже случаи, когда родственники сидельцев по спекулятивным статьям пытались пересматривать дела, но казус состоял в том, что новых обстоятельств для пересмотра уголовных дел не было, а наличие повсеместной спекуляции по всей стране таким обстоятельством не являлось.
 Много интересного и занятного было в 90-е годы в России. И как раз в то время произошла у меня интересная встреча.
 Я консультировала по разным вопросам одного известного человека. Вопросов лишних мы старались клиентам не задавать, и в конторах эти люди старались лишний раз не «светится» и забирал меня для встреч с клиентом водитель, мужчина, на тот момент меня существенно старше, но сегодня я бы назвала его молодым человеком, так как сорока лет ему тогда точно не было. Во время одной из поездок мы попали в пробку на мосту через Волгу, в ту пору мост был только один, и деваться было некуда: приходилось стоять и ждать не один час. И в ожидании мы разговорились. Сначала, как обычно бывает, о природе, о погоде и порядком надоевших пробках. А потом и на личные темы. Имени я этого человека не помню, поэтому назовем его Сергеем. А клиента моего я имя помню, но по понятным причинам называть его не буду. Но в данном рассказе назовем его Станиславом Борисовичем.
– А я ведь Станислав Борисычу очень благодарен. Если б не он не знаю, что со мной случилось бы на зоне, и потом по жизни, – неожиданно разоткровенничался Сергей.
 Я не знала, что Станислав Борисович сидел в тюрьме. И подавно не знала, что они там были вместе с Сергеем. Расспрашивать на эту тему мне не хотелось, но поддержать разговор нужно было. Все, что у меня получилось в ответ это:
– Это не удивительно. Станислав Борисович очень добрый человек.
– Это правда! – моментально согласился Сергей, – Я ж детдомовский, – продолжил он рассказ о своем бытье-житье, - и учиться не хотел совершенно. Директриса меня и так, и сяк уговаривала хоть восемь классов закончить. Бесполезно. Я даже на занятия не ходил. И в итоге никакого свидетельства у меня не было. Нравилось мне только кино смотреть. И под эту лавочку отправила меня директриса учиться в кинотеатрах фильмы крутить.
– На киномеханика?
– Да. Из всех умений, что я к 16 годам получил – это только ручку крутить и пленку заправлять. И что ты думаешь! Когда меня на грабеже взяли, мне же это пригодилось!
– Кинотеатр грабили, и ты самые интересные фильмы выбрал?
 Сергей засмеялся:
– Представляешь, осудили меня, дали по малолетке четыре года. Два года отсидел, 18 лет исполнилось и нужно меня переводить. И тут оказывается, что на блатной зоне в Переславле-Залесском освободился киномеханик. И им по разнарядке нужно только осужденного. А у меня аж целый диплом киномеханика! Директриса-то позаботилась, характеристику мне написала, что, мол, старательный, умный, добрый, но бедовый, потому что сирота и все такое, и диплом мой приложила. И попал я с Красноярска, да под Москву! А там и кормёжка! И хоромы царские: кровати, а не нары какие! И работа не мешки шить, а кино блатным крутить! А там Станислав Борисович.
– И что?
– Как что? Я пока два года там сидел, школу с ним закончил и на бухгалтера поступил: Борисовичу же нужно было еще пять лет досиживать, а дела кому вести? Вот меня и выучил. Математику со мной делал, диктанты мне по Чехову диктовал. Я за два года всю программу осилил. Станислав Борисович – это ж ходячая энциклопедия. Он у нас в тюремную библиотеку столько книжек понапривозил, начальник лагеря таких писателей не знал. Как он только попался-то, на недостаче-то? Голова же у него – Дом Советов. И так погореть!
– Может подставил кто.
– Ну вот он и думает, что подставили. Оттого меня и выучил, как ему надо, что б надежный человек. Я ж за него голову откушу…
– Понятно, – без сомнений развела я руками.
– А если бы не было у меня образования, не попал бы я к нему на зону. Так бы и сгнил где-нибудь…
 Сергей многозначительно замолчал. А мне ему возразить было совершенно нечего, ибо я абсолютно с ним согласна: не бывает лишнего образования. И как оно может выручить, в какой момент пригодится и как судьбу человека поменять никто не знает.


Рецензии