Русская Джоконда Аргунова

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784) Ивана Петровича Аргунова  это живое олицетворение самой России, её икона, русская "Джоконда", православная  Нефертити*...   

Невероятно живой, чуть задумчивый взгляд и слегка намеченная улыбка, мягкая нежность, не ненарушающая строгого достоинства.  Весь её лик светится как яркая лампада излучающая жизнь.

Классицизм Аргунова достигает в этом портрете непревзойдённых вершин реалистического символизма. Сравните этот портрет с другими картинами художника и вы поймёте, какой прорыв сделал он в этом шедевре.

Я не знаю другого образа России, в котором бы так ярко была выражена её «особенная стать», её душа. В нём во всём совершнстве раскрываются поэтическая идея Н. А. Некрасова: «Золото, золото, сердце народное...»

Эта картина - солнце Третьяковской галереи, так же как Мона Лиза - это луна Лувра, а  Нефертити - звезда Нового берлинского музея**.

В силу всего вышесказанного этот портрет - величайшее национальное достояние России, которое трудно переоценить.   

--------------
* Имя Нефертити в переводе на русский значит "красавица пришла". Кокошник русской крестьянки, расшитый золотом, не уступает короне Нефертити. Они несут свой головной убор с одинаковым достоинством, и это сближает "Неизвестную" Аргунова   с египетской царицей. А улыбка русской красавицы отдалённо перекликается с улыбкой Моны Лизы. Однако она более сдержанная. В её лице  неизмеримо больше света, чем в лике Джоконды  и царицы. Кроме того в нём присутствует живой румянец, а в глазах сияют блики. Тёплый колорит портрета, состоящий  из гармоничного сочетания красного, золотого и жемчужно-телесного цветов, также выделяет эту картину среди двух других. Благодаря этим цветам так живо раскрывается  теплота, доброта и  чистота этого образа. По размеру все три произведения почти одинаковы.   

** Есть в музеях мира и другие гениальные женские портреты. Северными Джокондами называют также «Портрет девушки» Петруса Кристуса и «Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеера. Однако при всей их гениальности они, на мой взгляд, уступают трём этим шедеврам. 


Рецензии