О книге Катерины Козицыной Офисный киберпанк

       Катерина Козицына представила на обсуждение ЛитО сборник рассказов «Офисный киберпанк», изданный при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и техническом содействии Союза российских писателей.
       Невозможно обойти вниманием оформление книги. Оно красочно, очень необычно, и, по-моему, как нельзя лучше подходит к содержанию.
       В рассказах перед нами предстаёт довольно мрачная картина будущего с высокоразвитыми технологиями и упадком культуры духовно деградирующего человечества. Фактически поднимается известный вопрос о необходимости опережающего духовного развития над научно-техническим прогрессом. Очевидно, что Катерину Козицыну беспокоит дальнейшая судьба нашей цивилизации. В рассказе «Марс» прямо говорится о возможной гибели человечества, причём многократной.
       Интересно, что в отдельных рассказах, например, «Время войны» чувствуется некоторая «спонтанность» повествования, то есть, возникает впечатление, что письменная речь зафиксирована и оформлена в момент её порождения, как при речевом общении. Этот эффект скорее свойственен поэзии, и здесь он, по-моему, заметно усиливает эмоциональность и драматическую экспрессию повествования.
       Некоторые из рассказов настолько мрачны и кинематографичны, что оставляют впечатление, как от просмотра фильма ужасов. Такие, например, как «Криминалист» и «Я убиваю». Персонажи этих рассказов не имеют подробного описания, не приводиться их предыстория или цепочка событий, из-за которых герои оказываются в описанных ситуациях. Но через поступки, диалоги и размышления даются их вполне очевидные и однозначные психологические портреты. Персонажи этих рассказов постоянно рефлексируют, и это вызывает ответную реакцию читателя. Катерина Козицына сосредотачивает внимание на действиях, диалогах и размышлениях персонажей. Но, на мой взгляд, этого оказывается вполне достаточно, чтобы хорошенько «встряхнуть» читателя и заставить поразмышлять над серьёзными вопросами. Язык, которым написаны произведения, позволяет говорить об авторе, как о тонком психологе и серьёзном философе.
       В рассказе «Криминалист» повествование ведётся от первого лица, и оно продолжается после гибели рассказчика. Но сюжет настолько трагичен, что, на его фоне, это даже не бросается в глаза. Но, как читателю, мне всё-таки хотелось бы понять, что довело героиню рассказа «Я убиваю» до такого состояния. Совершенно очевидно, что она сошла с ума. Но автор отмечает лишь то, что героиня жила самой обычной жизнью: «Обычная жизнь – как у всех – вряд ли является дорогой к вершинам мироустройства». И можно лишь догадываться, что не у каждого человека выдерживают нервы жить в век высоких скоростей и тотальной цифровизации.
       Рассказы «Криминалист», «Я убиваю» и часть других выглядят как незаконченные произведения или просто как зарисовки. Но, это если рассматривать их с привычной и устоявшейся точки зрения на классические произведения. В наш век СМС-сообщений, когда молодые люди редко читают тексты длиннее нескольких строк, такой подход, возможно, оправдан и произведения найдут своего читателя. Интересно повнимательней присмотреться к творчеству молодых авторов, которые не желают оставаться в рамках привычных канонов, и смело ищут новые пути самовыражения в творчестве.
       Часть рассказов, например, «Возвращение», «Наше время» и «Области памяти» имеют более сложные сюжеты и персонажи в них описаны подробнее. По форме они уже ближе к каноническим, но не менее трагичны.
       Несколько выделяются сказки «Кащеева дочь» и «О царевне». Здесь Катерина Козицына выступает в роли сказителя. Субъективно, их чтение вызвало у меня лёгкую ностальгию, напоминая о детстве. Автор, на мой взгляд, прекрасно владеет художественным языком сказки, его лексическими особенностями. Несмотря на ожидаемый трагичный финал сказки интересны и читаются легко.
       Уместны ли они в данном сборнике? Пожалуй, всё-таки да. Несмотря на то, что сказки формально не соответствуют жанру сборника, они, по-моему, как бы «оттеняют» другие произведения, и, на контрасте, несколько усиливают их эффект. Тем более что и без сказок сборник достаточно необычен.
        На мой взгляд, Катерина Козицына с лёгкостью выводит читателя из обыденного равновесного состояния и заставляет всерьёз задуматься и о проблемах человечества, и о своей жизни. А ведь многие авторы могут только мечтать об этом. Полагаю, что если Катерина, опираясь на опыт написания сборника «Офисный киберпанк», перейдёт к созданию произведений крупной формы – повестей или романов, они будут очень успешны.


Рецензии