Плач

                1. Что следует понимать под наименованием плача?

«Во второй заповеди под наименованием плача следует понимать печаль и сокрушение сердца и действительные слёзы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу и заслуживаем нашими грехами Его гнев» (свт. Филарет Дроздов).


                2. Значение плача

«Это - путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали:"Плачьте! другого пути, кроме плача, нет"» (авва Пимен).

«Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих» (Иоанн Лествичник).

«Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках» (авва Пимен). Поэтому как сказал Макарий Египетский своим ученикам: «...Очи наши да проливают слезы, прежде нежели отойдем туда, где наши слезы будут жечь тела наши».


                3. Плач есть принесение Богу жертвы сердечного сокрушения на алтаре нищеты духовной.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).

«Нищета духа рождает следующее за ним блаженство: „плач“» (Игнатий Брянчанинов). Без «плача» сокрушенного сердца духовная нищета, как алтарь без жертвоприношеня.

«Итак, не требуется, чтоб человек взамен за душу свою дал что-либо другое, кроме познания себя, что он ничто.   Т о л ь к  о     п р и    э т о м    способен он будет принесть Богу сердце сокрушенное и смиренное  –   е д и н с т в е н н у  ю     ж е р т в у,  которую всякому благочестивому человеку пристойно приносить Богу.

Этой одной жертвы Бог не уничижит, зная, что человек ничего не имеет собственного, что бы мог принесть Ему, как говорит и святой Давид: аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:18-19).

Этою жертвою спасались, спасаются и будут спасаться все цари, вельможи, благородные, низкородные, мудрые, неученые, богатые, бедные, нищие, воры, обидчики, лихоимцы, развратники, убийцы и всякий род грешников» (прп. Симеон Новый Богослов).

«Для сей единой жертвы (чтоб была и сохранялась) бывают болезни, скорби, тесноты, самое падение, страсти душевные и сопутствующие им страсти телесные – все для того, чтоб всяким богобоязненным приносима была Богу сия жертва. Кто стяжет сию жертву сокрушения со смирением, тому некуда пасть, потому что он имеет себя ниже всех. И Бог сошел на землю и смирил Себя даже до смерти не для чего другого, как для того, чтоб в верующих в Него созидать сердце сокрушенное и смиренное» (прп. Симеон Новый Богослов).

«И милостыня, и вера, и удаление от мира, и самый великий подвиг мученичества, и всякие другие жертвы возжигаются от воспламенения сей жертвы, то есть сокрушения сердечного. Это такая жертва, для которой нет греха, побеждающего человеколюбие Божие» (прп. Симеон Новый Богослов).

                4.  Как «нищета духа рождает следующее за ним блаженство: „плач“»?

«Человек верующий, тщательно внимающий заповедям Божиим,<...> испытывая свою меру (духовного возраста), найдёт себя немощным и не могущим достигнуть такой высоты заповедей, но совершенно нищим, то есть недостойным к восприятию Бога, и благодарению, и прославлению, как не имеющий еще ничего своего доброго. А кто в   ч у в с т в е    д у ш и   так будет думать о себе, тот всячески будет плакать плачем, поистине блаженнейшим, который и утешение принесет, и душу сделает кроткою» (прп. Симеон Новый Богослов).


                5. О чём «плач» блаженных?

«<Блаженны> плачущие о грехах <и о немощи своей>, а не о чем-либо житейском. Сказал же «плачущие», разумея плач не однократный какой-либо, но всегдашний, притом не о своих только грехах, но и о грехах ближних» (блж. Фиофилакт Болгарский).


                6.  Какие бывают слёзы?

«Слезы бывают естественные, которые мы проливаем об умерших. Бывают слезы бесовские, когда кто плачет из тщеславия или ради какого-либо вожделения бесовского. Бывают слезы от пьянства и многосочной пищи. Но бывают слезы и очистительные, которые рождаются от страха Божия, от воспоминания о смерти и о вечной муке» (прп. Анастасий Синайский).

От этих очистительных (сожигающих) слёз рожаются слезы  духовные (утучняющие).

«Бывают слезы сожигающие и бывают слезы утучняющие. Посему все те слезы, которые исходят из сущности сердца от сокрушения о грехах, иссушают и сожигают тело, а нередко и самое владычественное в душе, во время излияния слез, ощущает от них вред. И сперва человек по принуждению вступает на эту степень слез, и ими отверзается ему дверь войти на вторую ступень, лучшую первой; и это есть страна радости, в которой человек приемлет милость. Это уже слезы, проливаемые по благоразумию: они и укращают, и утучняют тело, и исходят непринужденно сами собою; и не только, как сказано, утучняют тело человеческое, но и вид человека изменяется. Ибо сказано: сердцу веселящуся, лице цветет: в печалех же сущу, сетует (Притч. 15, 13)» (прп. Исаак Сирин).

«. В сих ... <очистительных>  слезах, если мы помедлим и поболезнуем, то они обращаются в духовные слезы, в которых уже нет страха, но любовь к Богу, ради утешения, просвещения и радования о Святом Духе» (прп. Анастасий Синайский).


                7. Как и перед кем плакать

Но плачьте не перед неумолимой судьбой, а «пред благостью Божией», перед Отцом, любящим нас, как это делают дети: "Будем всеми силами плакать перед благостью Божиею, пока она не сотворит милости с нами" (прп. Пимен Великий). А когда она сотворит милость, то будем радоваться как дети.

Плач с верой и надеждой соделывает из очистительного плача плач духовный, умилительный. 
А тот, кто плачет без надежды, и веры в милосердие Божие, тот плачет как бы уже в аду, то есть без пользы.


                8. Семикратная польза плача

От этих благодатных слёз рождается в душе кротость, милосердие, чистота сердца и мир, то есть те самые свойства, которые упоминает в Христовых заповедях блаженств евангелист  Матфей.

Евангелист Лука не называет их, возможно, потому, что

«...Будучи постоянно напаяема и утучняема слезами и угашая всю раздражительную свою часть, она  <душа> становится   к р о т к о ю    и совершенно неподвижною на гнев,

а желает и стремится,   а л ч е т    и   ж а ж д е т    научиться оправданиям Божиим.

Через сие она становится   м и л о с т и в  а,   и сострадательна;

а от всего этого   с е р д ц  е    ея совершенно   о ч и щ а е т с я    и она достигает видения Бога и часто созерцает славу Его, как и обетовано.

Соделавшие души  свои таковыми, поистине суть   м и р о т в о р ц ы   и именуются сынами Вышняго, которые  и знают чисто своего Отца и Владыку и от всей души любят Его...» (прп. Симеон Новый Богослов).

То есть эти сердечные качества сопровождают блаженство плачущих. А у не имеющих душевного сокрушения и слёз о своих грехах и немощи все эти блаженства непрочные.

Кроме этих пяти добродетелей плач приносит ещё две драгоценные пользы:

«Желающий освободиться от грехов избавляется от них плачем;
 и желающий не впадать вновь в грехи - плачем избегает впадения в них» (авва Пимен).


                9. Если кому-то не даётся дар слёз.

«Часто случается, что и слезы наполняют гордостью легкомысленных, потому и не даются некоторым. Таковые, стараясь снискать и не находя их, окаявают себя, осуждают и мучают себя воздыханиями и сетованием, печалью души, глубоким сокрушением и недоумением. Все сие безопасно заменяет для них слезы, хотя они ко благу своему вменяют это ни во что» (прп. Иоанн Лествичник).


Рецензии
Плакать можно и от благодарной любви к Спасителю Мира и от сожаления о долгом распинании Его в своём сознании...

Здоровья нам.
Благословений нам.

Ваня Сталкер   21.11.2022 19:31     Заявить о нарушении
Согласен с Вами.
Благослови, Господи.
Дай Бог здоровья.

Владислав Плеханов   21.11.2022 20:49   Заявить о нарушении