Колядки
«Ко-ля! Ко-ля! Ко-ля-дын!
Я у ба-а-ть-кы о-ды-ы-н!
Дай-тэ, ти-и-т-ку, пы-ро-жок!
А, вы, дять-ку, гро-о-ши!
Бу-де-тэ хо-ро-о-ши!»
Затем, делалась короткая пауза, для того, чтобы хозяева поднялись и вышли с подарками, и кричали: «добрый вэ-э-чир, вам!». Выходили, как правило, хозяева и давали деньги и угощение. Деньги клали за стекло звезды. Итак, от хаты к хате.
Небо темное и ярко звёздное, свет луны, хруст, под ногами морозного снега, радостное и всеобще возбуждённое состояние веселия и смеха от прибауток и присказок.
Но, если, по каким либо причинам, хозяева не выходили, тогда всем хором, повторяющееся:
«Добрый вэчир, вам!
Добрый вэчир, вам!»… после чего, хозяева, выходили и давали гостинцы. А, если, в хате жили люди, которые не выходили, то вся толпа, кричала еще громче, да так, чтобы слышно было, как можно дальше:
«Грудку каши», а далее народное выражение, приблизительно такого содержания: «наложив кучу, мами, вашей!» и подносили гарбузовое пугало к окну, затем быстро убегали, чтобы не приключилось зла со стороны хозяев. А, чтобы все проходящие или проезжающие на телегах, на следующий день, знали, какой человек проживает в этом доме, то, убегая, снимали с петель ворота и уносили далеко от дома, а, некоторые, более дерзновенные, соучастники колядования, через некоторое время, возвращались, снимали штаны и накладывали кучи… («грудки каши») под двери дома, что схватывалось морозом и, утром, хозяева не могли выйти из дома, на виду соседей и проезжающих, под всеобщий смех. Конечно, не всегда делались такие проказы, в физическом смысле, но по больше части все ограничивалось криком колядки «грудку каши», а уж, ворота – то, снимались, обязательно!
На праздник Рождества Христова, в той местности, где я родился и проживал, делали кутью из пшеницы. Вкуснейшая вещь, скажу я вам! А делали кутью так: в специальной толкушке (довбне) толкли, длинной колотушкой, похожую на биту, пшеницу, очищая от шелухи. Довбню делали из крепких пород дерева, а, чаще, она переходила из поколения в поколение, высотою порядка семьдесят сантиметров, из двух желоба образных половинок, которые прикладывали вырезами друг к дружке и скрепляли обручами из металла. Это была работа плотника и кузнеца. Но я видел, что в качестве довбни люди использовали танковые или артиллерийские отстрелянные гильзы от снарядов, ведь прошла война и этого «добра» хватало везде – бери и используй для доброго. Довбню ставили вертикально, отверстием вверх, низ был закрыт, а вверху отверстие, куда вставлялась колотушка. Колотушку делали меньшего диаметра и так, чтобы вставив в довбню, был кольцевой зазор между колотушкой и корпусом довбни, что позволяло, засыпанной пшенице, перемещаться при обработке зерна колотушкой. Отбитую от шелухи пшеницу, провеивали на ветру и засыпали в кастрюлю, заливали водой на ночь. После этого, набухшую пшеницу засыпали в казанок, накрывали крышкой и ставили в русскую печь, чтобы хорошо проварилась. Пока зерно варилось в русской печи, брали заранее замоченный мак, аналогично пшенице и высыпали в макитру, это глиняный полусфера образный горшок. Садились на пол, зажимали ее между ногами и макогоном перетирали мак до состояния макового молока, при этом добавляли сахар, который помогал лучше перетираться маку и маковое молоко становилось сладким, да так, чтобы губы «склеивались». Макогоном (от слова «мак» и «гнать») делали вращательные движения сверху вниз, подобно, как мотоциклист в цирке ездит по круговой арене, то вверх по вертикальной стенке, то, опускаясь вниз, а затем вверх и снова вниз, до тех пор, пока не перетрется мак до состояния жидкости. Маковое молоко имело бело-серый цвет и очень вкусное. Макогон, также, использовался вместо толкушки для сваренного картофеля и для протирки чеснока в макитре.
Отваренное зерно пшеницы хорошо промывали и ставили для остывания. Холодное, хорошо сыпучее, разваристое зерно, засыпали в холодное маковое молоко, куда добавлялись и очищенные грецкие орехи, а затем выставляли на морозную веранду. От мороза эта смесь не замерзает.
Подают эту пищу к столу холодной, кушаешь ее и наесться не можешь. Вку-сно-ти-ща! Так вот, еще одна особенность этой пищи. Пшеница, попадая в желудок, не разваривается, а, очистившись в человеческом естестве, выходит с потугой, обильным урожаем. Такое впечатление, что в желудке она еще разбухла больше.
Так, шутники – то, и накладывали эту «грудку каши» хозяевам, отказавшимся открывать дверь и одаривать их подарками. Можно только представить себе замерзшую, под дверью, кучу, типа современного, усердно рекламируемого торта «панчо».
В такой Рождественский вечер ходили по улице Межировской, и зашли к соседям Бровских, в дом из глины, побеленный и покрытый толью, в лучшем случае, рубероидом. Хозяева, как и все были бедными, у них еще и не было денег сделать забор вокруг своего дома, не то, что ворот и калитки. Проколедовав и заглядывая в окно звездой и тыквенным пугалом, вышла на зов хозяйка и сказала: заходите в хату. Толпа этого не ожидала, а втолкнули меня, а сами остались на улице. Когда я зашел, то увидел сидящих за праздничным столом нестарых и молодых людей. Все с добротой смотрели на меня, а я на них. Хата освещалась двумя керосиновыми лампами. Один из сидящих за столом, его поддержали все, сказал: проколядуй! На это, я громко и напевно спел колядку:
«Коля, Коля, Колядын!
Я у батькы одын,
Дайте тику пырожок,
А, вы, дятьку, гроши,
Будэтэ хо-ро-ши!»
Они все развеселились, довольные, давали мне, в карманы и руки, что могли, ведь на улице ждала толпа пацанов, с которыми надо было поделиться угощением. Знаете, мои дорогие, как сейчас я в той хате, декламирую громко колядку, все радуются, а затем задают мне вопрос: чей ты и кто? И понял я и они, что колядка-то про меня: «Я у батькы одын»… Тогда я чуть было, вместо веселья праздничного, не зарыдал. А, вот, пишу и плачу, потому что это прошло, болью, через мое сердечко.
Почему я манюхонький мальчик, шустрый пацаненок, одетый в фуфайку на вырост, шапку не по размеру, больших сапогах, аж носки загибались, оказался с толпой, таких же бедных, сверстников и старших подростков, в Рождественскую ночь, на улице, а не с отцом в служении? Не знаю, это грустно… не сужу, но просто констатирую факт.
Не оставляйте детей, когда идете в служение Богу, берите, по возможности, с собой, не жалейте, не идите у Адама на поводу, а «поступайте по Духу». И да благословит вас Господь! И детей ваших и детей, детей ваших, до пришествия Господа нашего Иисуса Христа!
Кстати, вспоминаю дальнейшие дни, до ухода от отца, я мало помню себя соучастником богослужений.
А на старый Новый год, с тринадцатого января на четырнадцатое, который в народе празднуется и по сей день, то есть по старому стилю летоисчисления от Рождества Иисуса Христа, ходили щедровать. Осмелюсь и здесь пояснить это слово, по моему разумению. Так как я слаб в языкознании, «щедровать» - глагол, действие, от слов «щедрый, благий», то есть ходить и пропевать «щедривкы» (укр.), значит: «желать щедрого, благого» и получать в ответ щедрые вознаграждения. Начало одной щедривкы:
«Ще-дрык, вэ-дрык, ще-дры-вонь-ко!
Пры-лэ-ти-ла лас-ти-вонь-ко!
Та й почала щедруваты,
Господара выклыкаты,
Выйды, выйды , господару,
Подывыся на кошару,
А в кошари дви коровы,
Породылы по бычкови.
Добрый вэчир вам!!!»
Вот такими слогами и выкрикивалась пропевалась эта щедривка. Но щедровать мне не приходилось, однако, я любил слушать групповое мирное щедрование, разносящееся, то в одном, то в другом месте окраины моего города, в ночи. Однажды я был свидетелем такого щедрования, находясь на чердаке у Бровских, лежал на сене и выглядывал в открытый люк сверху, глядя на молодежь окраины, пришедшая поздравить соседей. Почему я находился на чердаке в январскую ночь там, не помню.
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2022/11/21/943
Свидетельство о публикации №222112100939