Сосны - елки - туи
На следующий день, было солнечно, пригревало, скоро день Победы. Мы пошли с хлопцами пешком. Ходу было километров семь. Пришли в Браилов, где когда-то, в своем поместье, любил отдыхать всемирно известный русский композитор Петр Ильич Чайковский, а в нескольких километрах от его имения, была сосновая роща, насаженная когда-то рукою человека, рядом с Южным Бугом. Деревья были высокие, никто из моих помощников залезть на деревья не мог. Тогда я разделся, разулся и быстро залез на одну из сосен. Начал сламывать ветки, сбрасывал их, внизу стоящим ребятам, которые усердно укладывали их в мешки. Нарвали два мешка. Вот, здесь бы остановиться, завязать мешки и идти поскорее в школу, где нас ждала учительница, переживая за нас. Ведь ожидался, от класса, самый красивый венок во всей школе, а может быть и в городе. Проблема в том, что хотелось очень есть, а рядом, в метрах пятидесяти, гусиная ферма. Посоветовались и решили, что поймаем гуся, убьем, облепим глиной, сделаем костер, запечем, разобьем запекшуюся глину, а весь гусь будет очищенный и запеченный, в собственном соку – готов! Раздирай и ешь! План был мой, очевидно их воображению представилась картина большого гуся, пышущего и пахучего, что они поддержали мою идею. Решили, подбить гуся большой и толстой палкой, валявшейся под сосной. Обломили сухие ветки, получилась, хоть и корявая, но увесистая дубина. Не произвели должной разведки – сразу же «в бой!». Да, гусей было много. Бросили, гуси тревожно раскричались, выскочил сторож, да еще с берданкой. Когда палкой стали забивать гуся, выстрел в воздух, мы все бросили и стали тикать, что есть силы. Бросили и мешки с сосновыми ветками, заготовленные для переноски. Один из мешков я затянул своим ремешком, чтобы удобно было нести.
Пришли в школу, что-то рассказали по неправде, венок был сделан из бумажных цветов, сделанных руками одноклассников.
Что любопытно, это был первый опыт с венком, а через много лет, уже в Молдавии, был второй опыт по доставанию редкой елки для венка, тоже от класса, когда умер директор школы. Учились мы в девятом классе. Директор был таким, что мы не замечали его «плохости» и командно-руководящей деятельности, по отношению к нам школьникам. У нас он не преподавал, о нем все отзывались хорошо, а учителя, поникнув, понимали, что их постигла утрата. Решили гроб с прахом его поставить на втором этаже школы, в коридоре, который более напоминал плац, так как в этом месте всегда выстраивалась школа по классам. На праздники проводились пионерские линейки. Также это был, своего рода, зал, куда выносили из классов стулья и располагали их рядами, с проходами по бокам и в центре, в сторону небольшой сцены, но достаточную для того, чтобы там разместился класс. С фасада были расположены щиты, от пола до потолка, с высказываниями коммунистических вождей. Нарисовал эти стенды, с текстами, известный бессарабский художник, где напоминалось учащимся, что в науке нет широкой столбовой дороги, а надобно карабкаться выше и выше…(К. Маркс), а справа – слова В. И. Ленина.
Вот, в один из дней, дней траурной скорби, по ушедшем в вечность директора школы, решили выставить гроб с умершим. Дело было, ближе к весне, хотя в ту зиму насыпало хорошо снегу, что довольно редко для солнечной Молдавии.
Классный руководитель собрала наш класс и сказала, что нужно нам сделать венок не только от класса, но и от школы, я вызвался быть старшим в доставке еловых веток. А нужно отметить, что в юго-восточной части Молдавии, достаточно жаркой летом, фактически елки не растут. Но я знал, что если поехать первым рабочим поездом на север, порядка под сто километров, от Бессарабской, то там начинались, чудом оставшиеся, от вырубания, молдавские Кодры, то есть лес. Хотя по-молдавски «лес» переводится, как «педуре», а Кодры - они и есть Кодры, как в России, тайга – она и есть тайга.
Когда-то в Бессарабской, в конце пятидесятых годов, прошлого столетия, был добрый обычай, на 1 Мая и День железнодорожника (первое воскресение августа), утром от станции отправлялся бесплатный пассажирский эшелон с буфетами, для всех желающих. А выезжали семьями, компаниями, организациями, на лоно природы, где проводились маевки – отдых в Кодрах, как ныне сказали бы: «пикники». В Кодрах, под ветвистыми большими деревьями, располагали буфеты, а на полянах люди отдыхали, дыша свежим лесным воздухом, что благодатно сказывалось на настроении и бодрости. В буфетах продавалось мороженое, ситро, пиво, охлажденное в деревянных бочках, наполненных водою со льдом. Молдавия без вина, не Молдавия. На розлив и в больших литровых бутылках продавали красное, белое, розовое столовое и полусладкое вино. Пирожки, булочки, печенье, фрукты, овощи, арбузы, дыни. Играл духовой оркестр, расположившийся в тенечке. Люди лежали на мягкой пахучей траве и отдыхали. Всем было хорошо и празднично.
Поэтому, в один из праздников, я приметил, что в сторонке стоял домик егеря, возможно лесника. Рядом было домашнее хозяйство, сараи, скотина, домашняя птица, колодец с холодной и вкусной водой.
Молдавия вся располагается на минеральных источниках, хотя есть и свои, достаточно серьезные, проблемы с питьевой водой. В той местности залегали известковые ракушечные камни. Это приводило к тому, что вода внезапно исчезала, просочившись, уходила в глубины земли, находя там свои пустоты. Парадоксально и то, что на высоких холмах, где располагались поля, сады и виноградники, местами сочилась вода многими пятнами из грунта, испарялась и образовывались солончаки. Земля становилась бесплодной, но сюда пригоняли стада овец, коров, для того, чтобы они лизали необходимую для их жизни соль.
Отдыхая в Кодрах, я приходил в дому егеря и пил холодную воду из большого кованного металлического ведра, затертого руками постояльцев и гостей, до блеска. Ведро, постоянно, было привязано к длинной палке большого «гусака – журавля», расположенного рядом с колодцем. На противоположном конце «журавля» висели большие известковые камни, скрюченные толстой проволокой, к деревянному длинному коромыслу, для противовеса ведру, которое периодически опускали в колодец, обложенный таким же известковым ракушечником.
Так вот, рядом, в метрах двенадцати от колодца, за колючей изгородью росли те самые высокие развесистые ели. Вся усадьба была окружена двойным забором из колючей проволоки, очевидно, от зверей, которые водились в тех местах, вплоть, до медведей. Но как показало время, не только от зверей, но и от людей.
Вот, к этим елям, нас пять человек и поехало утром на рабочем поезде в сторону Кодр, где под присмотром лесничего, росли эти прекрасные ели. Поезд ехал медленно, двигался, как каруца, запряженная парой старых и усталых быков, буквально, останавливался у «каждого столба», по причине того, что Молдавия – густонаселенная страна, иди в любом направлении три-пять километров и наткнёшься на большое село, окруженное полями, садами и виноградниками.
Приехали на пустынное место, все вокруг в снегу и безмолвно. К елкам, на усадьбе, нужно было идти полтора – два километра. Чтобы нас не заметили, мы зашли в Кодры, а потом, потихоньку, к колонну по одному, след в след и шаг за шагом, в снегу по колени, приблизились к проволочному заграждению. Говорили шёпотом. Прочистили проход к елкам и стали ломать ветки и складывать в мешки, то ли кто из нас громко заговорил, что хозяйские собаки услышали, то ли ветром донесло чужие запахи. Одним словом, выскочил мужик и с грозной руганью, бросился по снегу в нашу сторону, чтобы отстоять елки, а мы бросились наутек по тем следам, по которым пришли, скорость нашего побега была большой, поэтому мы быстро скрылись далеко в заснеженном лесу.
Уроки браиловсокого похода, когда я был в четвертом классе, 1955 года, не прошли даром. Мы, мешки, с наломанными ветками, не бросили, а унесли с собой. Но, к нашей грусти и неудовольствию, мы видели, что веток мало, не то что на два, но и на один хороший венок не хватало. Поезд возвращался, на Бессарабскую, в темноте, благо, что темнело рано. Приехали на свою станцию голодные, но веселые, смеясь над собой и над своими приключениями, подтрунивая, дружески, друг над другом.
А как же быть с зеленью для венков? Отступать было нельзя, так как на второй день мы должны были привезти елки, а девчонки делали обручи на венки и бумажные цветы. Наша задача – елки и связать их на обручи. Мы, с ребятами, «были полны решимости выполнить для нас задачу любым образом». А было, уже поздно, скоро выключится и освещение в окнах. Вот я и предложил ободрать у одной хозяйки, высотою до двух метров, тоже зеленую, туйку. Это было в центре, на улице Ленина (тогда все улицы, в любом городе, в центре, назывались так). Мы подошли к забору, рядом с которым росла красавица туя, стали обламывать ветки, что оказалось непростой задачей, так как туя неохотно отдавала свои гибкие ветки, тем более, что ни у кого из нас не было ножа. Но мы работали спорно и быстро, приспособились и утрамбовали свои мешки до полноты. Мешки занесли ко мне домой, на улицу Маяковского и, утрудившись от забот дня, пошли спать, но предварительно договорились, что соберёмся у меня утром, чтобы нести тяжелые мешки с зелеными ветками. Утром собрались все. Я предложил сделать маскировку веток туи еловыми ветвями. Снизу уложить тую, а поверх пышный лапник елки. Оказалось, что наша предосторожность была не напрасной, потому что хозяйка, обнаружив ободранную туйку, пошла в школу искать обидчиков.
Довольные и отдохнувшие, дружно пошли с мешками в школу. Как только переступили порог школы, а навстречу разъяренная и сквернословящая хозяйка вечнозеленого деревца, бросилась к нам, а за ней взволнованные учителя. Она бросилась ко мне, идущему первым с мешком. Я ее спокойно остановил, «взял себя у руки», и вежливо открыл ей мешок, затем второй. Она вынула одну ветку елки, затем вторую, третью в одном мешке, затем во втором – результат тот же, «только елки». Она в ярости хотела рыться дальше, но я строго остановил женщину и сказал: «что это за подозрения?! все ветки привезены издалека!». Она же, красная, сконфуженная и злая, «не попросив прощения», ушла из школы.
А гроб уже стоял в зале, на втором этаже. У этой женщины было две девочки, милые, хорошенькие и тихие, заканчивали школу, одна из них шла на золотую медаль. Но мать их, злая и необузданная, пришла ко гробу, и из-за любимой туи, проклинала покойника, всю школу, всех учителей, не думая о судьбах выпускниц – своих детей. Покойник этого не заслуживал, да и все остальные.
Когда мы вошли в класс, а за нами, обруганные, учителя и классный руководитель, посмотреть, что же там за елки? Каково же было их удивление, когда я высыпал из полных мешков ветки туи, а еловых – то “кот наплакал”. Тогда учителя, в этот скорбный день, тихо засмеялись и сказали: “молодцы, что обобрали! она заслужила еще и большего”. Самое волнительное было в том, что дочери этой женщины учились у покойного директора, он был их классным руководителем.
Венки получились пышные, вперемешку: елка, туя, туя и, снова: елка, туя, туя… украсили цветами, которые сделали одноклассницы. Пока ребята помогали вязать венки, я подписал красные ленты краской из зубного порошка, разведенного на молоке, с соответствующим текстом. Мы, искренне, рассказали тогда в классе, почему нам пришлось покуситься на туйку. Мне больше никто ничего не говорил, а все, кто знал историю с туей молчали. Похоронила школа своего, некогда доброго директора, “честь по чести”.
ПРОДОЛЖЕНИЕ http://proza.ru/2022/11/21/951
Свидетельство о публикации №222112100943