На волне моей памяти - 48

   Я уже писала в своих воспоминаниях, что на первом курсе в общежитии жила  в одной комнате со старшекурсницами. Девочки относились ко мне очень по доброму.
Одна из них -  Люда Рожкова была  москвичка. Школьные годы её прошли в Германии, где служил её отец - генерал. К концу института её родители уже жили на Дальнем Востоке, куда перевели служить Людиного отца.
        В общежитии  Люду все звали Лушкой. Я, уже прожив с ними месяца два - три,  ни разу не слышала к ней другого обращения. А спросить, как её полное имя стеснялась -  неужели Лукерья? Как-то не слишком современно звучит...
    На первом курсе я вообще всего стеснялась. На улице спросить который час  или как, куда-нибудь пройти, было для меня испытанием. Помню ещё, что очень стеснялась кушать в столовой - мне казалось, что все на меня смотрят. Поэтому в столовой садилась за самый дальний столик спиной к залу.
        Так вот, когда однажды мне пришлось к Люде обратиться напрямую, я её назвала Лушей.
В ответ был гомерический хохот всех, кто находился в комнате. Оказывается Лушкой она стала на втором курсе после того, как их группа побывала в колхозе на картошке.
Она так рьяно, уперев руки в бока, защищала интересы студентов перед председателем, что он сказал: " Ну ты девка прямо Лушка из Поднятой целины". Так это прозвище и приклеилось к ней до конца института.
        На пятом курсе она вышла замуж за Гену Андронова из Ульяновской области. Он был старостой в их группе.

      И вот целая подборка отрывков из  моих писем  посвящена Люде Рожковой.

;И  как всегда  я прокомментирую некоторые моменты в письме,  чтоб лучше представить ситуацию, которую я описываю и время,  в котором происходили эти события.


       ОТРЫВКИ ИЗ МОИХ ПИСЕМ 
       
 
   Февраль 1967 г.

 ...   У Люды все эти дни полным ходом идёт подготовка к свадьбе. Приехали её мама -  такая модная женщина
; ей 47 лет,  а она выглядит чуть ли не моложе   Люды, как-будто её сестра. Приехал сегодня двоюродный брат Люды из Москвы,  тетушки и так далее...

   Февраль 1967 г.

 ...  Теперь опишу свои впечатления от свадьбы.
Так было здорово,  просто чудо!
Ну вот , в субботу в 16:30 у них было бракосочетание .
Пара Люда с Геной замечательная.
 А Людка просто светится,  просто прелесть,  такая красивая была!
Просто вся светится счастьем!
Платье у неё очень удачное получилось -  оригинальный фасон,  отделано жемчугом
Хотя и простое. Фата красивая очень.
Ей мать из Германии привезла.  Перчатки белые,  шпильки белые.
 Вообще я считаю правильным народное  поверье, что невеста должна быть на свадьбе во всём новом, своём и белом.
И Людка всё покупала новое,  вплоть до белья.
Свидетелем с Людиной стороны была наша Альбинка , а со стороны жениха его друг Виктор.  Он учится в Куйбышевском политехническом институте. Ещё приехали два брата Гениных -  младший студент Московского железнодорожного института,  а старший инженер откуда-то  из Южного Казахстана. Родители не приехали,  готовятся к свадьбе. Послезавтра молодожены едут к ним , там тоже будет свадьба.
Вообще-то я считаю,  зря они не приехали. У Люды  была мама
Отец тоже не приехал,  он сейчас служит на границе с Китаем.
 Я так поняла, что его не отпустили. Они ждали его до последнего часа,  но он не прилетел.
У Людки приехали четыре  тётки. Она у них любимица.
Такие отличные женщины!
Они из марийской глухой деревни и у всех высшее образование  - врач, педагог, зав. лабораторией в НИИ , инженер.
 Одна из сестер Юлия Ивановна  прилетела даже из Комсомольска-на-Амуре.  И такие они все  весёлые ,  особенно Людина мама.
Мы танцевали с ними и летку  - енку,  и барыню отплясывали. Ещё у Люды приехал двоюродный  брат Славка и его приятельница Светлана  -  истинная  москвичка,  модница. Всё учила нас танцевать новый танец Шейк.
Ну вот,  в ЗАГСе было так торжественно. Молодожёны входят под музыку Чайковского. Поздравляла   их женщина  - депутат. Было много живых цветов.  Много фотографировались. Потом  в  банкетном  зале мы пили шампанское за их счастье.
Свадьба была   в столовой недалеко от нас, за углом.
  Гости все встали по обе стороны розовой дорожке,  по ней прошли молодожены и встречала  их мама Люда с хлебом-солью. Потом их все поздравляли,  вручили подарок -  магнитофон.
Потом оркестр заиграл вальс молодоженов,  они станцевали. И гости стали рассаживаться. Было так здорово,  как-то светло,  я не могу описать это . Гостей было около 90 человек.  Все конечно студенты,  молодёжь. Играл наш оркестр "Рифары"  магнитофон,  гитары, баян и так далее.  Тосты сыпались один за другим,  такие остроумные,  весёлые.
Вообще такая атмосфера  может быть только среди студентов.
Ну  ещё о закусках. Мамочка, я никогда не видела такого изобилия таких вкусных вещей и всё это с таким чувством, с таким вкусом оформлены.
Галина Ивановна такая мастерица! 
Вот откройте  нашу  кулинарию,  видите , как оформлены холодные закуски?  Но она оформляла ещё красивее.  Если я буду перечислять  все деликатесы,  то придётся начинать новый лист. Но кое-что напишу:  языки заливные,  фаршированная рыба, салат из свежих огурцов и помидор,  мясной салат,  свежие яблоки, мандарины, ананасы,  икра черная,  икра красная, кета,  первоклассные мясные консервы,  сайра,  лосось,  сыр и копченая колбаса, сервелат,  крабы,  зажареный гусь  фаршированный  яблоками,  лимоны в пудре, домашняя колбаса с рисом,  бифштекс  -  но этого уже никто не ел . Потом чёрный кофе с тортом. Вина были первоклассные -  шампанское,  столичная,  коньяк "Промонтор" и так далее.   Денег конечно они ухлопали уйму. Но по-моему настоящая свадьба и  должна быть такой.
;Было ужасно весело.  Танцевали всякие танцы. Пели под гитары,  в общем веселились до 3 часов ночи.

     Октябрь 1967г.

;...    У Люды Генка сейчас заканчивает собирать телевизор. Всё время сидит,  паяет .
Вот молодец,  правда? Сделал два магнитофона,  уйму  транзисторов,  а теперь вот ещё и телевизор

    Февраль 1968 г.

...   Сегодня защищались наши Люда и Гена. Люда защитилась на четвёрку,  а  Гена на отлично.
Молодцы всё же они!
Я ходила за них болеть.
Интересно так!   Съехались все дипломники,  скоро у них (когда все защи тятся )) выпускной бал,  вручение дипломов., и прощай институт .

       Апрель 1968 г.

...    Завтра идем провожать наших Люду и Гену.  Они  всё же перевелись в Москву.  И завтра уже уедут навсегда.
Жаль,  теперь к нам наверняка  поселят кого-нибудь,  скорее всего первокурсницу.

       Апрель 1968г.

 ...   В пятницу мы провожали Люду и Гену .
Так она бедная плакала!  Ведь всё же здесь прожито 5 лет. Да ещё каких !
Мы тоже ревели. Всё-таки так хорошо мы жили.   Вот и нас это ждёт впереди.

          1969 г.

....   У нашей  Люды Рожковой родился сын .
Они назвали его Павликом в честь деда . Так что наша Люда уже мама.

 
  МОИ КОММЕНТАРИИ К ПИСЬМАМ


Свадьбу настолько подробно я описала в письме, здесь уж ничего не добавить не убавить...

Свадьба была в столовой " за углом" ,(КАИсты 5 фак помните эту столовую?).
 Очень подробно описала свадебные угощения.
В столовой были заказаны только бифштексы. Остальное всё приготовила Людина мама. Всё это готовилось на нашей общежитской кухне, а нам, девочкам был преподнесен урок высокой кулинарии.
Уборщица тётя Зина, которая жила на нашем этаже (ребята, помните у неё был сынишка, по -  татарски не помню как его, звали, но  прозвище было Ихтиандр). Помню, она сказала : "Зачем так много денег тратишь на угощения, ведь гости одни студенты",  а Людина мама ответила: "Что мне теперь единственную дочь с тазиком винегрета выдавать замуж?"
От всех студентов ( 90 человек)  молодожёнам был подарен магнитофон.

До последнего часа ждали прилёта на свадьбу отца  Люды. Но он не прилетел, так как в то время разворачивались события на Даманском, а он служил именно там.
Но молодожены вскоре после свадьбы полетели на Дальний Восток, чтобы Людин  отец познакомился со своим зятем.
Ребята  -  Шурик Смирнов,   Боб Зеленцов,  Володя Ананьев,  если дочитаете мое письмо до конца, то узнаете, что на свадьбе играл наш ансамбль "Рифара" и под гитары ребят мы пели песни до 3х часов ночи.
Вот такая получилась студенческая свадьба!

В письме я  написала,  что мама Люды была из маленькой марийской деревушки. В семье пять девочек и все имели высшее образование, в том числе  мама Люды.
Она закончила агрофак сельхоз института в Йошкар-Оле,  но ни одного дня не работала агрономом.
Как раз после окончания института она случайно познакомилась с Людимым папой на танцах в соседней деревушке,  куда молодой лейтенант приехал на побывку к родителям. Это была любовь с первого взгляда и обратно в полк молодой лейтенант поехал уже со своей молодой женой.
А потом 20 лет переездов с одного места службы мужа в другое. Вот вам иллюстрация к фильму "Москва слезам не верит". Помните,  как в фильме подруга героини Людмилы сказала -  чтобы стать женой генерала надо выйти замуж за лейтенанта и 20 лет кочевать с ним по-разным гарнизонам.
В  жизни родителей  Люды так и получилось.
Когда  Галина Ивановна  узнала, что моя мама агроном Герой Соцтруда,  помню,  она сказала так задумчиво :  "Если бы я работала агрономом,  может тоже уже была бы Героем, но у каждого своя судьба...."

Я уже писала, что Люда была москвичкой генеральской дочерью,  а Гена был деревенским  парнишкой из Ульяновской области.
В письме пишу, что на свадьбу приехали два брата Гены  - один студент Московского ж/ д института, второй приехал из Казахстана.  Он уже закончил институт и работает инженером. Свидетелем  у Гены  был  его друг детства - студент  Куйбышевского политеха.
Людины четыре тетки плюс мама были все с высшим образованием родом из глухой марийской деревни.
Все примеры, которые я описала в письме - это  ребята из Российской глубинки, которые поступали в престижные ВУЗы благодаря своим знаниям, целеустремленности и настойчивости, а не с помощью толстого родительского кошелька.
Если вспомнить мою семью, то в жизни моих родителей было три года, когда в семье было одновременно трое студентов и все учились в разных городах Советского Союза. И мои родители, простые сельские труженики,  при таком "напряге" смогли всё же  нам всем троим  дать высшее образование.
Вот что нам дала советская власть! Возможно ли сейчас  такое представить  для простых людей?
И всё это мы потеряли с развалом Союза...
Очень, очень печально...


Фотографии оригиналов моих писем  опубликованы на моей странице в Одноклассниках

   


Рецензии
Спасибо, Лида! Интересное повествование, всех помнишь, даже техничку с сыном Ихтиандром. Дух советского студенчества, дружбу и взаимовыручку хорошо описала... Вот насчет ансамбля " Рифара" засомневалась. Это же был " Свей", о нем много написано у Володи, у Коли Клыкова. У Володи даже на этом сайте, у Коли- в стихире.

Лилия Дубинина   08.01.2023 11:04     Заявить о нарушении
И всё-таки, Лиля, это был ансамбль "Рифара".В феврале 1967 года "Свея" ещё не было

Лидия Гончарова Ястребова   08.01.2023 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.