Счастливый человек

(история из жизни одного моего знакомого)

В магазине на кассе стоял мужчина. Выложив на транспортёрную ленту свою небольшую закупку — два кефира и булку хлеба, подошёл к продавцу, чтобы рассчитаться. В этот момент вдруг сзади раздалось:
- А можно я за Вас заплачу?
Мужчина не сразу понял, что обращались именно к нему. Но продавец посмотрела на кого-то, кто стоял за мужчиной. Тогда и он обернулся. Сзади себя он увидел высокого молодого человека. Он улыбался и открыто смотрел на мужчину.
- А что я дал Вам повод подумать, что за меня нужно заплатить? - Небрежно ответил парню.
- Вы извините, нет. Просто я Вас очень хорошо запомнил, - улыбаясь продолжил он.
- Меня? - Мужчина был в недоумении. В голове стали проноситься мысли о том, где и когда, а, главное, чем он мог запомниться этому наглецу.
- Да, когда я был ещё маленьким. Мы с друзьями стояли на кассе и считали наши нехитрые сбережения, чтобы расплатиться за конфеты. Вы стояли в очереди после нас. Тогда Вы сказали продавцу, что заплатите за нас. Я Вас на всю жизнь запомнил.
Мужчина покраснел, чего не ожидал сам от себя. Надо же: дожить до шестидесяти лет и покраснеть на виду у целой очереди народа.
- Вы помните? - Не унимался парень.
- Да, наверное, - неуверенно ответил мужчина. - Я иногда так делаю, но платить за меня не надо, - отрезал он и рассчитался за покупку.
Потом он вышел из магазина, вспоминая на ходу, что так бывало в его жизни часто, что на кассе он расплачивался за детей или стариков. Ему казалось, что ему не трудно, что он может чем-то помочь.
На улице мужчину догнал парнишка:
- Вы извините. Но я Вам очень благодарен. Вы тогда своим поступком сыграли большую роль в моей жизни. Я тогда сказал своим друзьям: «Я, когда вырасту, тоже обязательно куму — нибудь помогу. Я Вас никогда не забывал. И мне всегда хотелось вернуть Вам не деньги, нет. Дело не в них. Хотелось вернуть Вам Вашу чуткость и отзывчивость.
- Ты знаешь, я тебя на самом деле не помню. Ты извини. А у тебя что много денег?
- У меня есть деньги, - спокойно ответил молодой человек.
- Ох! Ты что же работаешь?
- Вообще-то я студент. Но я подрабатываю в одной компьютерной фирме. Иногда курьером, иногда что-то ремонтирую, иногда даже из дома какие-то программки пишу. Они мне неплохо платят. Когда закончу университет, обещали взять меня на работу.
- Здорово! Ну, удачи тебе! - Мужчина пожал руку своему собеседнику и отправился к машине. Но что-то не отпускало его. Запал в душу ему этот паренёк. Он обернулся, парень всё ещё стоял на месте. - Слушай, как тебя зовут?
- Филипп, - просто ответил молодой человек. Он тоже как будто ждал продолжения разговора.
- Филипп, вот тебе моя визитка. Ты, если что, звони!
- Хорошо, спасибо! Я так и понял, что Вы по жизни всегда всем помогаете.
- Да, вроде того, - ответил мужчина смущённо и пошёл к машине.

По дороге, ведя машину, мужчина думал о том, что очень интересно устроена жизнь. Вот делаешь что-то, не задумываясь, уж, тем более, не ожидая благодарности, а потом через годы тебя настигает посеянное тобой же… Сейчас он вспоминал, сколько раз на кассе или так на улице помогал деньгами людям. Он никогда не думал об этом. Но, правда говорят, твоё к тебе вернётся. Вот и добро возвращается. Сейчас он вспомнил себя мальчишкой.
Они жили с мамой в большой коммунальной квартире. Отец рано умер, он его и не помнил совсем. Мама работала по сменам медсестрой в больнице. Когда мальчик возвращался из школы, его всегда на кухне встречал сосед — дядя Гоша. Он нигде не работал,  был инвалидом, вернулся с войны без одной ноги.  Дядя Гоша встречал обязательно расспросами о школе и теплым обедом. Молодой растущий организм был этому несказанно рад. Угощения были скромные — варёная картошка или макароны, иногда сало, иногда селёдка, ломоть бородинского хлеба и горячий чай.
Сейчас мужчина подумал о том, что дядя Гоша в своё время и заронил в него это семя добра. Он делился с ним тем немногим, чем был богат. Сосед никогда не говорил с ним об этом, никогда не спрашивал, голоден ли он, он просто ждал его после школы с неизменно тёплым обедом. А ведь у него тогда и вопросов не возникало, почему? Откуда это всё берётся? Богатыми они тогда в той коммуналке не были. Мужчина вспомнил маму. Она приходила с работы уставшая, наверное, голодная, но он никогда не слышал, чтобы мама жаловалась или просила что-то. Она часто ночью помогала своим соседям по коммуналке и жильцам из соседних домов: кому давление померить, кому сделать укол, кого просто выслушать… Вообще помогать было нормой жизни, подумал он сейчас. Это было естественно, как дышать. Никто и не думал по-другому. Вот и для него, наверное, было также. Он только сейчас, благодаря Филиппу, задумался об этом. Он вспомнил маму, дядю Гошу, отца, о котором знал больше из маминых рассказов. Остановил машину и долго сидел, вспоминая своё детство и юность, нелёгкую молодость. Вкус жизни пришёл, наверное, только в зрелом возрасте, когда вырастил детей, построил дом, обеспечил достойный уход своей маме. Вот уже внуки растут. А какими будут они? Останется ли в них частичка нас? Вот то настоящее из моего детства, из молодости моей мамы, из истории страны? Кажется, они живут в других реалиях. И это хорошо! Им живётся легче, у них всё есть. Поймут ли они меня, когда вырастут? Не будем ли мы с ними из разных миров?
Мужчина достал телефон, позвонил на фирму, сказал секретарю, что его сегодня не будет. Он решил обязательно поехать к семье. Сегодня он хочет провести время с дочерью и внуками.
Он ехал к ним и думал, что с сегодняшнего дня будет им каждый раз при встрече рассказывать о жизни их семьи, о предках, о том, что это самое главное в жизни. Он сделает всё, чтобы они выросли достойными людьми с открытым сердцем. Чтобы смотрели по сторонам и учились видеть тех, кому нужна помощь. А это неисчерпаемо. Этого и на их век хватит!
Он ехал к семье, а сердце его переполняла любовь — к ним, его родным; ко всем людям вообще; к жизни (порой трудной, порой просто невыносимой); к своему делу; к своему прошлому; к этому парню — Филиппу. Он подумал о нём с благодарностью. На душе было спокойно: «Жизнь продолжается! Мир прекрасен! И я — счастливый человек!»

                21.11.2022
 


Рецензии