Практика в химполку, или один из моих Дней ВМФ

"…часть, называющуюся военно-морской, расквартировали почему-то на суше. Среди людей, на которых надели морскую форму, всегда найдутся те, психику кого такое переодевание деформирует. Персонажи эти в дальнейшем норовят вворачивать в свою речь специальные глаголы и существительные, твердеют в убеждении, что морская дружба это что-то совершенно особое, и пожизненно верят в духовные свойства горизонтально-полосатой нижней фуфайки…" ©Михаил Глинка, рассказ "Офицеры и Джентльмены".

Практика в полку химической защиты Краснознамённого Черноморского флота предстояла нам после третьего курса. Честно говоря, я имел первоначальное желание заболтить на это дело - очень уж компания подобралась хорошая, остающаяся в нашей "системе" для ремонта ротного помещения - мичмана Серёга Жуков, Коля Быков и наш баталер Вадим Пасенко. К тому же я пообещал нашей преподавательнице по физколлоидной химии Смирновой Тамаре Васильевне переоформить стенд, где всего-то нужно было заменить лампочки, первоначально покрашенные пастой от шариковой ручки, и естественно, с течением времени выгоревшие. Где (и у кого) взять цапонлак двух цветов, и лампочки на замену, я знал. Но, когда эта милейшая женщина обратилась с просьбой к нашему начальнику факультета, капитану 1 ранга Шамилову Джамалу Расимовичу, тот ответил что-то вроде:

-"Кто? Лапшын? Я гру, пуст учытся едэт, шланг этот, и осваиваэт матчаст!"

В результате для заменить-покрасить лампочки на стенде, демонстрирующем ионообмен (в свободное от ремонта роты время) нашлась более достойная кандидатура, а я убыл, вместе с большинством третьего и четвёртого взводов нашего курса, в район Микензиевых Гор. Учиться. И осваивать. Шланг - так шланг (начальству виднее))).

+ФОТО+ №1
Смирнова Тамара Васильевна.


Химполк был кадрированным. Для тех, кто не в курсе, поясню - что службу нёс он в урезанном до безобразия составе. А в случае необходимости подлежал доукомплектованию мобилизованными. Изучали мы, конечно, и состоящую на вооружении этой войсковой части спецтехнику, слушали какие-то там лекции. Но, по большому счёту, никто нас особо не напрягал. В результате, за целый месяц, назагарались и  наигрались мы в футбол вволю. Запасные очки на резинке у меня имелись, и могу сказать, что лично я набегался и напинался мяч буквально до одури. Футболист из меня, конечно, так себе (это ещё мягко говоря))), но любил я это дело - подвижные игры с мячом. И даже, видимо в результате награды за своё упрямство и настойчивость, целый гол забил, на нашем училищном чемпионате, под названием "Кубок Стенли" ;)! (*)

Между тем, неумолимо приближался День Флота. Ничего особенного я, честно говоря, и не планировал. Но помог случай. Как-то, отобедав и бесцельно слоняясь по территории, я услышал знакомую негромкую мелодию. Я в те времена серьёзно интересовался современной, и не очень, музыкой, имел неплохую коллекцию аудиокассет (дома конечно, а не в училище). Источником звука оказалась магнитола "Весна". Прослушав несколько композиций отлично подобранного, честно скажу, рок-сборника, на теме группы "Назарет" - "Dream On" - я не выдержал. Хозяином аппарата оказался вестовой офицерской столовой (громкое название - в полку служило их, дай Бог с десяток), матрос срочной службы. Назовём его Серёга - столько лет прошло, забыл я его настоящее имя… Короче, в результате пятнадцатиминутной беседы, мы можно сказать, закорешились. Когда молодым людям интересно друг с другом, сходятся они на почве взаимных увлечений быстро.

-"Ну и как ты, старшина, праздник праздновать собираешься?" - немного иронично спросил меня новый знакомый. За что в ту пору мои плечи украшали четыре узкие лычки (побортно, 2х2) - это тема отдельного рассказа, и на ней тут я останавливаться подробно не буду.

-"Никак!" - чистосердечно ответил я - "Бегать по незнакомым окрестностям, зажав в руке трёху, я не собираюсь."

-"А что, деньги есть? Так давай тогда с нами? Если не западло?" - с вызовом сказал Серёга.

-"А с какого… гмм… перепугу мне должно быть западло, я вроде не из дворян родом?" - даже немного обиделся я.

Через три дня я в обед был предварительно Серёгой проинструктирован. Всю свою наличность, что-то в районе пяти рублей с мелочью, я отдал ему накануне. Поздний вечер наступил довольно быстро. Дежурным по части заступил не молодой уже майор. Тут надо сказать, что офицеры в части служили как "зелёные", так и "чёрные", по цвету формы одежды. Которая определялась заканчиваемым в своё время военным училищем. (**) Мне не спалось. Поэтому незаметно выйти из палатки через час после отбоя, подойти к тёмному окну и пробарабанить заранее условленный стук, "восьмёркой", мне труда не составило. Меня впустили в крайне скудно освещённом помещении (настольная лампа под столом) за "достарханом" торжественно заседало восемь "годков", включая Серёгу. Посередине стоял довольно скромного вида недорогой и уже нарезанный тортик, обычный стандартный бронебойный чайник, несколько вскрытых банок тушёнки, хлеб и бачок жаренной картошки. Перезнакомились. А затем Серёга, со словами: -"Не удивляйся!" начислил мне эмалированную кружку из… автомобильной канистры. Я поздравил вкратце всех с праздником, не спеша выпил оказавшееся в ней вино, и замер.

Восемь пар глаз, не отрываясь, с ожиданием чего-то смотрели на меня. Спустя несколько секунд чудо, выразившееся в смачной отрыжке с запахом бензина, свершилось. Мои новые знакомые, тихонько посмеиваясь, тут же уверили меня, что сделано всё это не специально. Вино "молодые" сливают с железнодорожных цистерн узловой станции Микензиевы Горы (винзавод рядом), но достойной тары для этого нет. Специально проверяют и изымают всё лишнее, в попытках предотвратить "походы" за дармовой выпивкой. А канистру сколько не выпаривай - бензин неистребим! Где-то час промелькнул быстро. В канистре оставалось на донышке, и группа товарищей (так и хочется сказать - в "полосатых купальниках", поскольку мореманами на то время мы все были так себе) уже собиралась расходится, как внезапно мы увидели яркий луч фонаря, пробившийся сквозь вроде плотно завешанное окно, и, через пару секунд, настойчивый стук в дверь.

-"****ец тебе, Женя, доигрался!" - мгновенно подумал я. Но тут же, послушавшись внезапной, молнией прилетевшей мысли, предположительно из мозжечка, решил обождать развития событий. А не позорно пытаться сбежать.

Серёга открыл дверь. Честно говоря, не совсем уверенно стоящий на ногах майор, с порога только успел начать фразу:

-"А что тут…", как тут же, по наитию, я его перебил:

-"СМИИРНО!!! Товарищ майор, личный состав Вашей части празднует День ВМФ! Доложил старшина второй статьи Лапшин!" - а затем, услышав несколько удивлённо-ответное: - "Ееесть!" добавил, как-то совсем по-домашнему - "Ну и меня ребята… пригласили…"

Исполнив свой долг, я начал ждать неминуемого ****еца. Но, абсолютно неожиданно, майор только крякнул, проверил пару кружек, где, естественно, был налит чай, и молвил:

-"Вот что значит будущий офицер! Учитесь! И… чтобы через пять минут тут никого не было!"

После его убытия все выдохнули, быстренько добили канистру, убрали со стола, да и собственно говоря, разошлись. Проснулся я до подъёма, с ощущением какого-то тихого счастья, и мерзкого вкуса ГСМ во рту. Да и убыл умываться и чистить зубы - удобства все были на улице. Дежурный по части ничего никому не сказал. А участники событий из личного состава срочной службы, до самого окончания нашей практики, здороваясь при встрече со мной, широко улыбались.


Совсем забыл, к чему на заглавном фото изображена именно спецмашина марки АРС-14. Слово имеет товарищ Быков. Став мичманом, Коля был направлен служить именно в этот химполк на "Микешках". Естественно, первый же наряд с субботы на воскресенье был его. Цитирую:

-"Заступил я дежурным по КПП. После ужина забирает меня дежурный по части и ведёт в кубрик личного состава. Он прекрасно знает расположение личного состава по койкам и пинком сапога открывает тумбочку первого попавшегося "годка". А там чайник с вином!

-"Совсем оборзели! Надо наказать!" - говорит он, достаёт из кармана складной пластмассовый стакан, раскрывает его и… наказывает! Раз наказал, два - наказал!
**як!!! Пинком сапога тумбочка закрыта. Подобным же образом открывается тумбочка ещё одного старослужащего. А там - трёхлитровая банка с пивом… Дальше продолжать?! Через полчаса он "нанаказывался", заваливается на первую попавшуюся койку, и проваливаясь в сон, успевает изречь:

-"Не ссы, мичман! Служить у нас тут вполне себе нормально!"

Апофегеем стало празднование юбилея командира части. Товарищ полковник не стал мелочиться, а дал команду пригнать пол-АРС*а вина (полная вместимость цистерны - 2700 литров, рабочая - 2500 - автор блога) прямо на территорию части, решив, видимо таким образом заставить работать спецтехнику не совсем по прямому предназначению, но всё же согласно имеемой аббриевиатуры (АРС - авторазливочная станция - автор блога).

Всё-таки на третьи сутки любимого командира всё же обидели. Проходя через ротное помещение, он на одной из коек личного состава срочной службы увидел бабу. Абсолютно голую.

-"Убрать это ****ство!!!" - скомандовал он и убыл в неизвестном направлении.

Но через пару суток его нашли. Поскольку из самой Москвы прибыла высокая проверяющая комиссия. Видимо, поздравить товарища полковника с пятидесятилетием! ;) Поздравление, естественно, получилось несколько своеобразным - именинника с треском сняли с должности и уволили в запас, а личный состав вверенной ему части перевели ("раскидали") кого куда…"


Прошло несколько лет, к моменту нашего прибытия в этот химполк на практику. Элементарный порядок, конечно же, навели. Но своеобразный "дух поклонников Бахуса" всё-таки ещё чувствовался, прямо-таки витал над этой, отдельно взятой войсковой частью…

Впрочем, расскажите мне, где и когда личный состав срочной службы, хотя бы изредка, не умудрялся добыть себе бутылочку-другую, к празднику?

P.S. Немного об упоминаемой выше авторазливочной станции, ссылка: (ЗИЛ-131 АРС-14 с хранения - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) ).

Сноски:

(*)"Кубок Стэнли" - традиционно проводимый среди курсантов-выпускников пятого курса СВВМИУ чемпионат по футболу. Каждый курсант (неофициально, конечно) спонсировал это мероприятие тремя рублями. В результате чемпионы получали тысячу, второе место - 500, третье - сто рублей (если мне память в цифрах не изменяет))). Ближе к полуфиналам рубка шла уже такая, что пострадавших, бывало, в санчасть на носилках уносили. На моей памяти начальник училища контр-адмирал Коротков Михаил Васильевич это мероприятие неоднократно отменял, но потом его, конечно, уговаривали и чемпионат возобновлялся. Традиция, однако!

(**) Офицеров-химиков в то время, помимо флотской "Голландии", готовили армейские Костромское высшее военное командное училище химической защиты, Тамбовское высшее военное командное Краснознамённое училище химической защиты и Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты.

22.11.2022
.


Рецензии