Социософия, 23

67. Третий цикл - эпоха атавистического человека
68. Обожествление в четверке
69. Культурная черта достижений

ТРЕТИЙ ЦИКЛ - ЭПОХА АТАВИСТИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

Если рассматривать развитие всемирной истории от ее начала, мы увидим, что вслед за появлением четвертого цикла - который формируется оседлым земледелием и возникновением городов - следует расцвет третьего. Но нет ли здесь ошибки или это парадокс?

Города объединялись и формировали государства. Это происходило на фоне открытия металлов - меди, бронзы, железа - и новых способов их обработки, что дало новый толчок развитию и новое направление идеологии - расширение.

Металл пробудил в человеке инстинкты, о которых он позабыл. Время, когда он сражался зубами и когтями, осталось давно позади, но металл стал для него новыми зубами и когтями. В определенном смысле третий цикл является эпохой атавистического человека, то есть такого человека, который напоминал своих далеких предков.

Хотя Римскую империю можно считать более передовой с точки зрения общественного устройства, чем, к примеру, города на Ближнем Востоке или в Месопотамии за тысячи лет до выхода Рима на историческую сцену, с точки зрения духовности, Римскую империю во многих отношениях можно считать образчиком варварства. Но, возможно, у человека не было выбора - новые открытия и технологии диктовали ему теперь и мораль, и нравственность.

Вооруженные железным мечом сообщества начали расширяться - мы знаем о Римской, Македонской, Персидской, Египетской, Монгольской, Китайской и других империях. И это изменило их характер, параметры духовности общества изменились в военной империи, и тройка заявила о себе как о новом качественном этапе истории.

Охотники и собиратели, которые не стали оседлыми земледельцами, превратились в кочевников, которые по уровню организации ниже земледельцев. Именно они представляли опасность для четверки, и вооруженная экспансия мира городов, надо полагать, стала реакцией на нее. Но такая четверка в духовном отношении сама опускалась до уровня варваров-кочевников, поэтому в ней тоже надо видеть тройку.


ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ В ЧЕТВЕРКЕ

Четвертый качественный этап истории как стабильный и устойчивый по определению (символ: четырехугольник, квадрат) потребовал такого явления, как обожествление лидера. Лидеры нации - императоры - обожествлялись в древности в Египте, Риме, Эфиопии, Японии, Китае, Юго-Восточной Азии. К этому списку мы можем добавить и Македонию, лидера которой Александра оракул Амона провозгласил сыном Зевса.

Надо полагать, обожествление стало крайней формой почитания, которое типично для четверки. Языческое религиозное сознание легко ставило императора в один ряд с богами или приписывало ему происхождение от одного из богов.

Но когда религиозное сознание сдало свои позиции, остался лишь всевластный лидер - тиран и диктатор. Ленина бальзамировали так же, как бальзамировали египетских фараонов, хотя его и не считали богом, почести ему воздавали, как видим, божественные.

Люди продолжают воздавать божественные почести лидерам, хотя и не признают их уже богами. Вера свойственна человеку, который полагает, что лидер миллионов, десятков и сотен миллионов особенный.

В современном мире такое почитание выражается в диктатуре. Путин, Мадуро, Асад, Ким Чен Ын, Си Цзиньпин - вот лишь некоторые имена.

Таковы механизмы четверки. Народ, может, и хотел бы иметь другого лидера, но верит, что других кандидатов нет. Политическая система четверки не развита и не способна поставлять лидеров. Несмотря на то, что у РФ порядка полутораста миллионов подданных, Путин уже более пятнадцати лет руководит страной, а избиратели сетуют, что выбирать некого.

Четвертый качественный этап истории не нацелен на развитие, а, значит, на перемены, он нацелен на стабильность, устойчивость.

Интересно, что в иудейском обществе на заре нашей эры было понимание опасностей четверки, ее недостатков. У иудеев были писание и пророки, учение которых они принимали. Оно гласит: "Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им". На известном этапе истории это учение было обращено против Иисуса Христа, которому было предъявлено обвинение в богохульстве, что, по мнению иудеев, выражалось в том, что он называл себя сыном Божиим.

Отвечая им, Христос опирается на писание, на традицию, которой остается верен: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?»

Если утверждении «вы боги», на которое ссылается Христос, относится ко всем, то в четверке обожествляются наделенные высшей властью лица, которые используют этот свой статус для манипулирования массами в личных целях, будь то выгода, нажива или продвижение аберрантных идей.

В пятерке под влиянием ли религии, по причине ли внутреннего знания, которое выражает себя в жизни человека как здравый смысл, люди убегают уловок четверки и, в частности, такой, как обожествление с его производными - тиранией, диктатурой, авторитаризмом.


КУЛЬТУРНАЯ ЧЕРТА ДОСТИЖЕНИЙ

Имперская черта достижений - культура в широком смысле, которая включает в себя и научную деятельность, и культуру экономических взаимоотношений, и даже культуру взаимоотношений с Богом (колонизация часто проходила под флагом христианизации). Это касается всех империй, включая Россию. Ее расширение на восток, юг, юго-восток имело характер такой культурной экспансии.

Но любая экспансия должна быть чем-то оправдана, и таким оправданием является мораль превосходства (преобладания) народа, которая основана на черте достижений, которая у великих империй (как-то Британская, Французская, Испанская, Португальская, Российская) включала все вышеозначенное.

Мораль великого народа принимают покоренные народы, которые признают его превосходство, принимая его культуру (законы, управляющие обществом, менталитет и даже язык и религию). В некоторых случаях имперский народ демонстрирует толерантность, оставляя покоренным их религию (хотя это происходит нередко и из практических соображений).

Неразвитые народы подпадают под власть развитых, которые становятся как бы их учителями. Но, к сожалению, часто в рамках такого ученичества малый народ растворяется в сменившейся среде, теряя язык, культуру и традиции. Национальный дом теряет свои опоры и разрушается, а индивиды, прежде жившие в нем, становятся частью нации колонизаторов.

Мораль преобладания, которая опирается на культурную черту достижений, утверждает, что малым народам нечего терять, а то, что они получают взамен - даже лучше.

Вся эта ситуация выглядит сделкой, в результате которой малые народы теряют свою идентичность и приобретают взамен блага цивилизации, культуру более высокого уровня и распространенный на всем пространстве империи один язык.

Колонизаторы всегда и везде утверждают, что взяли малые народы под опеку. То, что такая опека - часто оковы для последних, они предпочитают не замечать. И в этом виноват эгоизм большого народа, его нарциссизм. Он смотрит в зеркало своих прежних достижений и восхищается ими, отказываясь признавать существование проблем малых народов.


Рецензии