Пабло де Сарасате-испанский скрипач, композитор
Содержание
1 Биография
2 Появление в других видах искусства
3 Список композиций
4 Ссылки
4.1 Библиография
4.2 Атрибуция
5 Внешние ссылки
Биография
Пабло де Сарасате в 1905 году
Сарасате родился в Памплоне, Наварра, в 1844 году, в семье дона Мигеля Сарасате, местного артиллерийского дирижера. Очевидно, увидев, как его отец долго боролся с пассажем, он взял скрипку и сыграл ее идеально. Он начал учиться игре на скрипке у своего отца в возрасте пяти лет, а позже брал уроки у местного учителя. Его музыкальный талант проявился рано, и он появился на своем первом публичном концерте в Ла-Корунье в возрасте восьми лет.
Его выступление было хорошо воспринято и привлекло внимание богатого покровителя, который предоставил Сарасате финансирование для обучения у Мануэля Родригеса Саеса в Мадриде, где он завоевал благосклонность королевы Изабеллы II. Позже, по мере развития его способностей, родители решили отправить его в возрасте двенадцати лет учиться в Парижскую консерваторию под руководством Жана-Дельфина Алара. В поезде, следовавшем в Париж, его мать (которая сопровождала его) умерла от сердечного приступа на испано-французской границе, а у Сарасате обнаружили холеру. Испанский консул в Байонне отвез Сарасате к себе домой и вылечил его, а затем профинансировал его поездку в Париж.[2][3]
Там Сарасате успешно прошел прослушивание у Аларда, который устроил его к своему коллеге Теодору де Лассабати, администратору консерватории.[2][4] В семнадцать лет Сарасате участвовал в конкурсе на премию Premier Prix и получил свой первый приз, высшую награду консерватории. (Ни один другой испанский скрипач не достиг этого, пока Мануэль Кирога не сделал этого в 1911 году; Кирогу часто сравнивали с Сарасате на протяжении всей его карьеры.)
Сарасате, который с детства выступал на публике, дебютировал в Париже в качестве концертного скрипача в 1860 году, а в следующем году играл в Лондоне. За свою карьеру он гастролировал по многим уголкам мира, выступая в Европе, Северной и Южной Америке. Его художественное превосходство было обусловлено главным образом чистотой его тона, который был свободен от какой-либо тенденции к сентиментальности или восторженности, а также той впечатляющей легкостью исполнения, которая сделала его виртуозом. В начале своей карьеры Сарасате исполнял в основном оперные фантазии, в первую очередь фантазию "Кармен", а также различные другие сочиненные им произведения. Популярность испанского колорита Сарасате в его композициях нашла отражение в творчестве его современников. Например, влияние испанской музыки можно услышать в таких известных произведениях, как "Симфония Испании" Эдуарда Лало, посвященная Сарасате; "Кармен" Жоржа Бизе; и "Вступление и рондо Каприччиозо" Камиля Сен-Санса, написанные специально для Сарасате и посвященные ему.
Четыре раза Сарасате гастролировал в России, под впечатлением написал «Русские песни» для скрипки с оркестром, побывал в городе Орле.
Драматург и музыкальный критик Джордж Бернард Шоу однажды заявил, что, хотя было много композиторов музыки для скрипки, композиторов скрипичной музыки было немного. О талантах Сарасате как исполнителя и композитора Шоу сказал, что он "оставил критику задыхающейся позади". Собственные композиции Сарасате в основном представляют собой шоу-пьесы, призванные продемонстрировать его образцовую технику. Возможно, самым известным из его произведений является Zigeunerweisen (1878), произведение для скрипки с оркестром. Другая пьеса, "Фантазия о Кармен" (1883), также для скрипки с оркестром, использует темы из оперы Жоржа Бизе "Кармен". Вероятно, наиболее часто исполняемые им на бис - это его четыре сборника испанских танцев, Opp. 21, 22, 23, 26, короткие пьесы, призванные порадовать слух слушателя и продемонстрировать талант исполнителя. Он также сделал аранжировки для скрипки ряда произведений других композиторов и сочинил вариации на тему "попурри", взятые из опер, знакомых его слушателям, таких как его Фантазия о силе судьбы (его Опус 1), его "Сувениры Фауста" или его вариации на темы из Волшебная флейта.
В Брюсселе он познакомился с Бертой Маркс, которая путешествовала с ним в качестве солиста и аккомпаниатора в его турах по Европе, Мексике и США; сыграв около 600 концертов. Она также аранжировала испанские танцы Сарасате для фортепиано.[5] В 1904 году он сделал небольшое количество записей. Во время всех своих путешествий Сарасате каждый год возвращался в Памплону на фестиваль Сан-Фермин[6].
Сарасате умер в Биаррице, Франция, 20 сентября 1908 года от хронического бронхита. Он завещал Музею музыки свою скрипку, изготовленную Антонио Страдивари в 1724 году. Скрипка теперь носит его имя как Сарасате Страдивари в память о нем. Его вторая скрипка Страдивари, Буассье 1713 года, в настоящее время принадлежит Высшей консерватории музыки в Мадриде. Среди его учеников по игре на скрипке был Альфред де Севе. Международный конкурс скрипачей имени Пабло Сарасате проводится в Памплоне.
Сарасате был посвящен ряд произведений для скрипки, в том числе Концерт для скрипки № 2 Генрика Венявского, "Симфония Испании" Эдуарда Лало, Концерт для скрипки № 3 Камиля Сен-Санса и его вступление и рондо каприччиозо, "Шотландская фантазия" Макса Бруха и "Сюита Пиброха" Александра Маккензи. Также Сарасате вдохновил Уильяма Х. Потстока "Сувенир де Сарасате".
Появление в других видах искусства
Картина Джеймса Уистлера "Аранжировка в черном: Пабло де Сарасате" (1884) представляет собой портрет Пабло Сарасате.
В рассказе Артура Конан Дойла "Лига рыжих" (1891) Шерлок Холмс и доктор Джон Х. Ватсон посещают концерт Сарасате. Скрипач Брюс Дуков играет Сарасате в телевизионной адаптации этой истории 1984 года в Гранаде .
Сарасате - главная фигура в фильме Энтони Берджесса "Убийство под музыку", стилизации под Шерлока Холмса.[7] Холмс также упоминается как участник концерта Сарасате в фильме Фрэнки Томаса "Поезд сокровищ".
В романе Эдит Уортон "Эпоха невинности" 1920 года, действие которого происходит в Нью-Йорке 1870-х годов, главную героиню приглашают на частный концерт, который дает Сарасате.
Zigeunerweisen - название фильма Сэйдзюна Судзуки 1980 года, первого из так называемой трилогии Тайсе. Запись одноименного эфира Сарасате и его самого, который можно услышать на записи, являются одной из тем фильма.
Он появляется в рассказе Мерседес Лакей "Повелители стихий" "Этюд в соболе" (по мотивам народной сказки "Сестры Тва") как Повелитель Стихий Духа, способный вызывать, разговаривать с призраками и в некоторой степени управлять ими с помощью своей музыки; он даже заходит так далеко, что использует лук.
(Материал из Интернет-сайта, Бельский Александр. Город Орёл. - Краеведческий словарь, 2000. - С.146)
Свидетельство о публикации №222112201282