Древнерусская живопись. 2
В древнерусской иконописи специфично построение изображения на плоскости. Так как иконописец изображал не реальный мир, то он и не стремился достигнуть какой-либо иллюзии окружающей человека жизненной среды - её глубины, воздушности. Он давал только более или менее развёрнутое представление о среде и обстановке, в которой пребывает персонаж или совершается действие, иногда лишь намёк на них. В иконе нет построения пространства в современном понимании - нет ни линейной, ни цветовой перспективы. Пространство уплощено. Фигуры святых чаще всего рисуются на более светлом по цвету фоне, который воспринимается по отношению к ним, как бы на втором плане. В более повествовательно развёрнутых композициях над фигурами помещаются предметы, обозначающие среду, где совершается действие, - архитектурные строения, элементы пейзажа.
Непривычно для современного человека изображение на иконе предметов в так называемой обратной перспективе (термин, показывающий искажение единственно правильной перспективы), при которой более удалённые, казалось бы, части предметов расширяются и предмет разворачивается на зрителя, показывается одновременно с разных точек зрения на него - и сбоку, и сверху. Благодаря подобному разностороннему показу предмет предстаёт перед зрителем не таким, каким он видится в определённый момент с какой-либо точки зрения, а таким, какой он есть в своей сути. Этим способом древнерусский художник ,сообщая зрителю наиболее полные сведения об изображаемом предмете, придавал ему бОльшую значительность. Хотя в иконе важен каждый объект, но особо и подчёркнуто выделяется фигура святого. Она обычно помещается по центральной оси композиции в фас и отличается от второстепенных персонажей, хотя и стоящих рядом, бОльшими размерами. Она, как правило, неподвижна, статична. Фигуры второстепенных персонажей чаще всего располагаются симметрично по обе стороны от неё, как бы подходящими или обращающимися к ней. Ракурс боковых фигур направляет наш взгляд к центральной фигуре, сосредоточивает именно на ней наше внимание. Всё это возвеличивает её. Чтобы показать Божественность не только главных персонажей, но и всех лиц и героев Священного Писания и их деяний, их отличие от всего земного, художник создаёт у зрителя впечатление неземной невесомости их фигур. Пропорции их удлиненны, вытянуты, изящны, а потому кажутся лёгкими. Позём - условное обозначение земли в нижней части иконы, обычно тёмного коричневого или зелёного тона - служит не опорой, а лишь фоном для их ног, отчего фигуры не стоят и не ступают по земле, а лишь легко касаются её.
Своеобразно изображается в древнерусской живописи развитие действия во времени. На одной иконе могут быть представлены разновремённые события. Разные стадии действия запечатлеваются в своей последовательности или в разных пространственных планах - друг над другом или рядом, в одном пространственном плане, отделяясь длуг от друга архитектурными строениями или пейзажными деталями, и даже символически, совмещёнными в одной фигуре (Иоанн Предтеча, держащий чашу с собственной отсечённой головой после совершения над ним казни).
Иконы предназначались для церковного интерьера, для обозрения их многими людьми с большого расстояния и с разных точек. Они должны хорошо "прочитываться" издалека. Их содержание должно доходить до всех, их смысл должен быть всем понятен. Поэтому и выработался условно-символический, лаконичный, художественный язык иконописи, при котором каждая фигура с её позой и жестом, в одежде определённого цвета, с определённым атрибутом, каждый предмет, обозначающий определённую среду, сразу узнавались, раскрывались в своей сути. Язык древнерусской живописи, откристаллизованный на протяжении многих веков и традиционно сохраняемый, был хорошо знаком и понятен средневековому человеку. Нам, современным зрителям, чтобы понимать иконопись, надо учитывать особенности её художественного языка.
Казалось бы, каноническая тематика, заранее заданная форма иконописи должны были заключить и её содержание в строгие узкие рамки. Но этого не происходит, у каждого древнерусского мастера есть свой художественный почерк и особенности воспроизведения. Эти мастера в канонических композициях умели выражать значительные исторические события и жизненные явления, глубокие мысли, общественные и эстетические идеалы своего времени. Хотя древнерусская иконопись находилась под влиянием господствующих классов феодального государства и официальной Церкви, но создавалась она народными мастерами, которые привносили в неё свои вкусы, выражали в ней свои представления о нравственности и красоте. Иконы писались живописцами, художниками. И как бы ни были они скованы канонами, творческая индивидуальность давала о себе знать, и тем ярче, чем талантливее был художник. Для современного зрителя в искусстве Древней Руси сказались талантливость наших предков, особенность нашей древней культуры, самобытной, яркой, внесшей существенный вклад в общемировую средневековую культуру.
Древнерусская иконопись, несмотря на свою традиционность, была тесно связана с развитием общественной жизни страны и отражала, пусть не прямо, а в формах религиозных, веяние своей эпохи - политические и общественные идеи, нравственные и эстетические идеалы.
На следующем занятии об этом отражении и пойдёт подробный разговор.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
(На фото фреска Дионисия).
Свидетельство о публикации №222112201421