Как не убить в ребёнке индивидуальность?

Как воспитать полноценную личность? Как не «убить» в человеке индивидуальность? Как не потерять контакт с ребенком?

Детям с раннего возраста навязывают своё мнение родители: что надеть, с кем общаться, что изучать, какую профессию выбрать. «Тебе не может быть жарко, мне же холодно», «эта девочка нехорошая, у неё плохие оценки, дружи лучше с этой одноклассницей» - говорит мать своему сыну, и её не волнует, что «одноклассница с хорошими отметками» живёт только наставлениями родителей, без собственных увлечений, и является весьма посредственной личностью.

Детей часто делают шестерёнками одного большого механизма, подхалимами, «обывателями». Отличным примером послужит поэма «Мёртвые души» Н.В.Гоголя. Отец Чичикова даёт ему наставления, которые влияют на формирование личности ребёнка:
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, «...» с товарищами не водись, они тебя добру не научат; .. водись с теми, которые побогаче.«...» Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…»- вот «Павлуша» и вырастает жадным и корыстным человеком…

Воспитание родителей, социум и поведение наставников – всё это формирует личность. Дети, находящиеся в «нездоровых отношениях» (зависимых, уничижительных, когда люди нарушают личные границы друг друга, подавляют волю другого) со своими родителями, товарищами, учителями, могут испытывать трудности коммуникации в будущем.

Мир, где родители полностью планируют его жизнь, становится для ребёнка собственной «долиной ужаса», где есть только контроль, страх, внешнее смирение, внутренний бунт и латентная ненависть, которая в какой-то момент вырывается наружу.

Подрастающее поколение часто совершает ошибки выбора профессии из-за тревожной атмосферы. Перед ЕГЭ потрясываются руки, появляются первые седые прядки на лбу, а на экзамене проступает не просто испарина на лбу, а целый потоп. Для некоторых детей этот момент очень волнителен.

Как ребёнок сделает правильный выбор, если всю жизнь за него решают другие? И как же понять, что действительно важно?

Когда кто-то появляется на свет, никто не знает, кем он станет, мы просто радуемся новой жизни. Поэтому нужно учить детей прислушиваться к своему внутреннему голосу. Молодым нужен опыт старшего поколения, чтобы узнать, на чём всё зиждется, только не с помощью тактики: «я старше, поэтому моё мнение единственно верное».

Существует плюрализм мнений, и истина для каждого своя. А в воспитании нужно использовать кнут и пряник, а не только кнут, ведь при гиперопеке и чрезмерной строгости ребёнок лишается детства.

Мы все равны, и часто совершаем ошибки, особенно в детстве. Дети не обладают такой же «взрослой» логикой, они ещё только учатся, поэтому им нужно давать кислород, не «душить» своими нравоучениями, предоставлять ребёнку выбор. Мудрый родитель тот, который даёт ребёнку возможность учиться самому, ведь главное – уметь извлекать уроки из своих ошибок.

К ребёнку с его рождения нужно относиться как к Человеку. Как говорит Сатин из пьесы М.Горького «На дне»: «Человек может верить и не верить… это его дело! «...» Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен! «…» Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

В конечном счёте, люди сами должны делать выбор и нести за него ответственность, так можно избежать неприязни к работе и жизни. Душа должна учиться, учиться любить на протяжении всего своего пути.


Рецензии