Страшная крыса Биссектриса

   Об опасности ускоренного ( или раннего ) развития

 Сегодня много заголовков с эффектными броскими фразами "Окончить школу в 7 лет, университет в 12!", "Читать и считать раньше, чем ходить" и др. Обсуждать знаменитую семью Т., я не буду, но выскажусь почему я категорически против раннего, ускоренного развития. Эта тема давно интересует меня, поскольку всегда было любопытно - возможна ли альтернатива школьному образованию? Можно ли как то его ускорить? И нужно ли? Ответы на эти вопросы я дал более десяти лет назад в романе "Волшебник специального назначения". В бумажном виде он выходил дважды под разными названиями - в 2009 "Воин неба и земли", в 2010 - "Стальная тень". Под псевдонимом "С.Зверев". В жанре спецназовского боевика я высказал свои мысли о реальной опасности раннего школьного развития. Сюжет завязывается вокруг таинственных научных разработок. Главный герой - офицер спецназа, охраняющий одного из учёных-разработчиков. Оба они чудом спасаются при покушении и охранник начинает своё расследование.
"
— Я не совсем точно выразилась, — покачала головой моя собеседница. — Дело в том, что эти разработки в принципе нельзя использовать в добрых целях. Человечество нравственно не дошло до того открытия, которым хотят одарить его.
— Если я правильно понял, то ближайший аналог — атомная энергия. С одной стороны атомные электростанции, с другой — атомное оружие.
— Ну, с другой стороны благодаря атомной бомбе в Европе больше шестидесяти лет не было войн, — отозвалась Наташа. — Но принцип, Валентин, вы поняли правильно. Будь человечество нравственней — и атомная энергия никогда не породила бы Хиросиму. Если хотите знать мое личное мнение, то, чем занимается учёный-разработчик Жуков, опасней бомбы. Но этого многие не понимают..."

Итак, ведя частное расследование, спецназовец по имени Валентин, всё ближе и ближе подходит к таинственной зловещей лаборатории. "Мы работали над определенным проектом, но произошла утечка, началась цепная реакция. Всего сказать не могу, но дальнейшую утечку надо предотвратить любой ценой. Иначе может быть катастрофа. Точнее, не может, а будет.
— Иными словами — в атмосфере разлит некий вирус. Очень опасный для всего живого. Но в данный момент он безобиден, потому как активным вирус становится лишь после определенной химической реакции. Ключ от этой реакции у кого!?!?"
 Вот тут Валентин и узнаёт, что разработки, несущие гибель человечество, это не супербомбы, ни невидимый газ или излучения, а ... Обычная система подготовки школьников на уровне среднего образования! Неожиданный поворот, но вокруг лаборатории и разработчиков уже не один десяток трупов. И это всё из за новой методики преподавания алгебры с химией и историей!?

" ... — В чем суть «системы Комбрига»? Ну, этой новой методики получения знаний?
— И об этом знаешь? Посмотри на меня. Вот она — суть! На моем лице.
Суть системы Комбрига — смерть. Медленная, но неизбежная. Именно это можно было прочитать по худому, лишенному щек лицу Юрия Эдуардовича с ввалившимся носом, серыми губами и болезненно блестящими глазами.
— За основу Комбриг взял методику «точечного сигнала», — продолжил Салтанов.
— Что это такое, уточните, пожалуйста!
— Ну, некий сигнал, который порождает в сознании обучаемого человека некую «точку отсчета». Ну а от этой точки отсчета пойдет дальнейшая цепь получения знаний, информации. Приведу тебе простой пример «точечного сигнала». Вот дай быстрое определение, что такое «тангенс» или «котангенс»? Ну, что задумался, молодой-красивый?
В самом деле, так вот, с ходу мне было трудно, школьную математику я основательно позабыл, в том же Суворовском училище мне ставили «тройки», потому что я был неплохим спортсменом и имел твердые «пятерки» по биологии, истории и литературе.
— А теперь скажи, что такое «биссектриса»? — не получив ответа на первый вопрос, вновь поинтересовался Юрий Эдуардович.
— Биссектриса? — переспросил я и тут же, не напрягая память, точно на автомате, отчеканил: — Биссектриса — такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
— В переводе на язык математики — луч, разделяющий угол на две равные части, — кивнул Салтанов. — Так вот, «крыса, бегающая по углам», сигнал. После его получения в сознании учащегося образуется точка. То есть информационный образ, который он уже при всем желании не забудет. Ты ведь не забыл «крысу»?
— Нет, — усмехнулся я.
И ведь верно, про крысу эту самую я слышал в классе шестом или седьмом. Даже класс не помню, а вот «крыса» до сих пор в памяти.
— Так вот, из этой образовавшейся «точки» начинается отсчет прочих математических знаний, — подытожил Салтанов.
— Эти знания тоже передаются с помощью различных «крыс»? — спросил я.
— По-всякому. Мы разработали несколько способов закрепления в памяти и сознании подобных точек с последующим нарастанием знаний. Ведь важно не просто запомнить какие-то фразы, а осознать, что они значат. «Естудэй, оиамай траблс, симс со фар авэй» знает последний дебил. Но точный перевод скажут отнюдь не все.
— Ну а… Что же здесь такого страшного? — задал я свой главный вопрос. — Просто новая методика обучения, только и всего.
— Сейчас объясню, — улыбнулся сухими серыми губами Юрий Эдуардович. — Дело в том… Ой, даже не знаю, как объяснить… Одним словом, я, Комбриг и еще несколько единомышленников довели систему до возможного совершенства. И это дало феноменальный результат. Молодые люди, участвовавшие в экперименте, проходили программу техникума за неделю вместо двух лет, а вузовскую — за три месяца вместо пяти. Причем вполне осмысленно, без механического заучивания. Таким образом у них появились задатки сверхлюдей.
— В смысле? — переспросил я.
— Ну, они очень сильно отличались от среднестатистических граждан, своих сверстников. Во всех смыслах. С помощью опорного сигнала можно обучать не только науке, но, например, музыке и даже физической культуре…
— А также спецдисциплинам и разведывательно-диверсионной работе? — закончил я за Юрия Эдуардовича.
— Совершенно верно, — кивнул он. — Можете себе представить этих универсальных разведчиков, супертренированных, выносливых, да еще и с суперинтеллектом?
— Где они сейчас? — спросил я.
— Погибли, — ответил Салтанов. — Комбриг дал невыполнимое задание, хотел, чтобы они выполнили невозможное. При этом отдал приказ не попадаться в плен живыми. И отправил в Африку. Тогда там был очередной переворот, ребята получили задание освободить из тюрьмы свергнутого президента. Такие задания хороши для книжных боевиков. Разведгруппа провалилась. Все погибли, кто в бою, а последние трое, со всех сторон окруженные войсками, покончили с собой. Документов при парнях не было, разведслужбы до сих пор гадают, откуда прибыли столь подготовленные профессионалы.
— Комриг сознательно подставил их? — спросил я, вспомнив все «проверки» и «экзамены», устроенные Петром Петровичем лично мне.
— Я же говорю, он хотел проверить бойцов в деле. Могут ли они выполнить задачу, нереальную для простых смертных, пусть даже профессиональных разведчиков, но не прошедших через «систему Комбрига».
— Выяснилось, что нет, — подытожил я.
— Вот именно. Поэтому Комбриг решил усовершенствовать «систему». Пригласил молодых специалистов, стал заново разрабатывать методики. Разумеется, с учетом недостатков прежней «системы». Собственно говоря, «африканский рейд» был затеян еще и с целью выявить возможные слабые места.
— Как же их выявили, если все погибли?
— Комбриг работал рука об руку с подразделениями разведки. А у тех в Африке был свой агент. Как раз в местной контрразведке. Он смог предоставить подробные сведения о действиях той разведгруппы, о том, как она провалилась, как ее преследовали и в конце концов уничтожили.
— Наша «лаборатория» пошла куда дальше, чем сами мы предполагали. Наташа и Жуков оказались на редкость талантливы. Мы вплотную подошли к таким вещам, как телепатия, телекинез, и, главное, — с помощью психотренинга научились лечить некоторые заболевания. Правда, не самые сложные, но тем не менее могли за сутки поднять на ноги человека, заболевшего гриппом, в течение часа сбить высокую температуру. Я же решился на рискованный эксперимент. С помощью психотренинга можно не только лечить, но и заболеть… Точнее, вынудить заболеть.
— То есть обрабатываем психологически неугодного нам президента какого-либо враждебного государства и через пару суток он умирает от инфаркта? — вновь переспросил я.
— Да, итог нашей деятельности должен быть таковым. Попутно открылись по-настоящему страшные вещи. Психообработке можно подвергнуть одновременно миллионы граждан. Запрогроммировать их на массовое самоубийство, да на все что угодно… Догадываешься, как?
— Телевидение, радио, пресса?
— Как и в давние времена, почта-телеграф, — в очередной раз он улыбнулся сухими серыми губами. — Так вот, в ходе эксперимента я сам внушил себе болезнь, а потом должен был внушить себе выздоровление. Я настолько был захвачен этой идеей, что верил в нее на все сто..."
 
Вот такие эксперименты с сознанием-подсознанием. Некто Комбриг почувствовал себя Творцом и ... Поставил человечество перед смертельной угрозой?

"— Если использовать «систему» сугубо в мирных целях, то она позволит освоить программу одиннадцати нынешних классов за два года, если не меньше. А нужно ли это?
Вопрос вырвался у меня сам собой. Нужно было как-то нарушить затянувшуюся паузу, и я тут же поразился тому, что лишь сейчас мы подошли к самому главному!
— Вот, молодой человек! — Салтанов аж засветился, выглядел сейчас бодрым, почти здоровым. — Суть в том, что нельзя всех сделать одинаково умными, нельзя сделать всех одинаково свободными. Кто тогда будет мести улицу?
При этих словах Юрий Эдуардович кивнул за окно. Вдалеке, рядом с забором, виднелся силуэт уборщика территории, подметающего опавшие листья.
— Для такой работы нужно знание математики и физики?
— Общие знания и культура еще никому не вредили, — пожал плечами я.
— Ну а теперь представь себе, что в результате внедрения «системы» в мирных целях сразу все становятся умными, образованными, гармонично развитыми?
— Некому будет мусор убирать и сортиры драить?
— Этот вопрос решается, тут другое. Умный образованный человек нуждается в соответствующем образе жизни. Соображаешь, куда клоню?
И я сообразил, даже живо представил себе все это. Поумневшее в течение десяти-двенадцати лет человечество столкнется со страшной проблемой. Уровень потребления будет неуклонно расти, стало быть, повысится уровень жизни. Научная мысль победит ряд болезней, стало быть, снизится смертность. В политике возобладают благоразумие и гуманизм, поэтому не будет войн. Снизится и преступность, особенно тяжкие преступления. А вот рождаемость вряд ли. При хорошей жизни каждая семья хочет иметь как минимум одного ребенка. А сейчас вовсю идет кампания за многодетность! Таким образом, человечество увеличится во много раз, потребление станет все выше и выше, естественной убыли (болезни, войны) почти не будет. И все это в течение десяти-двенадцати лет? Каждый, кто хоть раз ездил по столице на автомобиле, никогда не забудет гигантские пробки. Это сейчас… Мной овладели очень негуманные мысли! Выходит, в случае улучшения уровня жизни и улучшения самого человека планете Земля грозит перенаселение? Вновь в памяти встают пробки. А также пляжи, на которых плюнуть некуда, переполненное метро. Колонизировать Марс, сделать его атмосферу пригодной для жизни или переселиться в океан за десять-двенадцать лет человечество не успеет. Тьфу, что за дурацкие мысли у меня! Все это из области фантастики, нереально! Тем не менее я высказал Салтанову вслух то, о чем подумал.
— Браво, парень! — от моих слов Юрий Эдуардович выглядел уже окончательно выздоровевшим. — Принцип уловил верно! Благими намерениями вымощена дорога в ад! Казалось бы, чего плохого в том, чтобы дети лучше усваивали школьную программу? А плохое-то есть даже в этом!
— Согласен, — кивнул я.
– Предположим, для подавляющего большинства детей освоение школьной программы станет делом легким, даже веселым. «Биссектриса — это крыса, то есть луч» и тому подобное. Так, играючи, до десятого-одиннадцатого класса и доучатся. А жизнь — она штука сложная. Даже в любимой профессии есть сложности, иногда очень тяжело преодолимые. А человек вступит в жизнь, совершенно к трудностям неготовый. Даже имея хорошие, качественные знания, он может не состояться в профессии, даже выбранной им самим. На «крысе» далеко не уедешь, просто так одними «сигналами» жизнь не выстроишь. Таким образом, несовершенство школьной программы готовит человека к дальнейшим сложностям! Кто-то может их преодолеть, кто-то нет. Ты вот, например, стал тем, кем хотел, или тебе это не удалось?
— Сумел, — не раздумывая, ответил я.
В самом деле — посмотрев в детстве фильм о десантниках, я решил стать одним из них. Поступил в Суворовское, потом в Рязанское командное…
— Ты приложил усилия, справился со школьными трудностями и смог осуществить свою мечту. Ну а то, что не во всех науках силен, насчет тангенсов лоб морщишь, может, и не так плохо?
— Получается, что так. Нельзя объять необъятное, — я в который раз не изменил своей привычке цитировать классиков..."

Кончается в моем романе всё замечательно - лаборатория фашиствующего гения зла Комбрига уничтожается, исследования и разработки в данной области прекращаются раз и навсегда...
   Навсегда ли?
В эпилоге происходит между уцелевшими в нешуточных передрягах происходит вот такой разговор:

"... — Главное — не торопить, не подгонять природу-матушку, — произнес Сократ Иванович.
— И тем более не обгонять! — по возможности оптимистичным тоном поддержал его я.
— В чем была основная ошибка Комбрига? — спросил Сократ Иванович.
— В том, что своих преданных суперсолдат, суперинтеллектуалов и суперразведчиков он хотел сделать из честных, порядочных людей, — позволил себе усмешку Даниил Алексеевич. — В этом и оказалась его главная ошибка. Честные, сильные, талантливые люди не позволят собой манипулировать, тем более таким как Комбриг. Это и показал его эксперимент..."

Все задумываются. Получается, круты парни с девчатами затормозили прогресс!? Пришли в тупик!?

"... — В самом деле, Комбриг-то Петр Петрович мощный рывок собирался сделать. В развитии всего человечества.
— А может, взглянуть на ситуацию с другой стороны?
— С какой?
— С простой… Ну не получится супермыслителей, супердеятелей. А может, нам просто не хватает обыкновенных, но при этом добрых и порядочных людей?
Я молча пожал плечами. Не хватает, само собой, не хватает.
— А их с помощью схем и методик не вырастишь, — подвел итог Сократ Иванович. — Тут что-то такое должно быть… Оттуда, наверное? — он кивнул в вечернее небо, уже светящееся первыми звездами.
— И еще отсюда, — Ирма изящным артистичным движением приложила ладонь к своей груди, к сердцу.
Мы столкнулись с неведомым и потому опасным. Человечество, мы все, еще не готовы к такому скачку вперед. Поэтому решение принято и обжалованию не подлежит.
Я лишь молча пожал плечами.
— Комбриг бросил вызов самой Природе. До недавнего времени природа, процесс земного развития регулировали свое, человек — свое. После вступления в силу «системы Комбрига» природа уже ничего не отрегулирует. Все окажется в РУКАХ ЧЕЛОВЕКА. Все, абсолютно все. Готов ОН к этому?"
 
 Нет, НЕ ГОТОВ! Таким был мой ответ в 2009 году.

Р.С. Если кого заинтересовало, то целиком "Волшебник специального назначения" можно прочитать на прозе.ру, в моем разделе "Криминальные драмы". Его жанр я определил как детективный роман-памфлет, отчасти фантастический.




 


Рецензии