Болото засосало
Когда я был маленький, меня, как и должно, очень многое удивляло. Например, огромный вопрос передо мной ставила простая лужа возле нашего дома. Конечно, это не пруд, не река, тем более не море, о них мы много знали из книжек. А о луже, кажется и писать- то смешно. Однако, как бурлит жизнь в этой неглубокой колее дороги, разбитой от невзгод и с зеленоватой, затхлой водой, что теплее парного молока! Какое разнообразие букашек- козявок всяческих видов и размеров там плавают, ползают и прыгают. А когда повнимательнее всмотрелся, мне сразу отбило охоту по этой луже после дождя бегать.Жаль стало их домик ломать.
Конечно, не меньше интересного и сейчас. Просто теперь пришлось увидеть всего на много больше нашей лужи, и во многом смог разобраться с помощью жизненного опыта. Но не перестаёшь встречаться с удивительным каждый день.
Из нашего окна простор далей закрывают зелёные кущи неширокого болота. Когда- то это был заливной луг нашей речки. Весной при её разливе льдины уходили далеко от берегов- до самых огородов, что граничили с лугом. В послевоенное время большой участок земли здесь распахивали под колхозные огороды. Выращивали тыквы, арбузы. Но и копали торф на топливо. А в ямы из- под выкопанного торфа, которые назывались «копани», запускали мальков рыб. А к осени туда ставили «нырёты» и «кубари»- плетёные из лозы сетки и вылавливали ими уже подросшую рыбу. Потом недалеко,ручей запрудила плотина для автодороги и почти весь прибрежный луг заболотился.
Много лет мне пришлось ходить здесь в школу на работу. По той же тропинке ходили и школьники на уроки, и доярки на ферму. Через всё болото жители деревни проложили своеобразный мостик-«кладки». Очень просто- по брёвнам, которые наполовину лежат в воде, настланы доски и ходить очень удобно, не замочив ног.И всё таки, когда идёшь- кладки «дышат», слегка вминаются в болотную почву. Идёшь, словно по перине.
Ходить через болото было очень интересно, ты попадаешь в иной мир! Весной и летом, прямо из под ног, то и дело, с плаксивым криком, взлетают короткокрылые чибисы. Мечутся перед тобою- отводят от гнёзд. Высоко над головой поют свою незамысловатую песню жаворонки. А то увидишь- за кусты осторожно приземлилась,точнее приводнилась угловатая цапля. Лягушками полакомиться- тут этого добра немало- орут, кто громче. И конечно, всё лето болото украшено разными цветами. Болотных медоносов хватает даже пчёлам- на любой вкус. Здесь растения не пожалуются на засуху- своей воды хватает. Цветёт всё, что над водой, цветёт и живёт всё и в воде. Остановишься на кладках на минуту- под собой в заросшей луже кого только не увидишь! И взлетают стрекозы, и скачут водомерки, и осваивают водную стихию головастики, пока их не подцелила своим огромным клювом цапля. А всмотреться- сразу вспомнится лужа из детства- только тут, пожалуй, побольше всего, чем в нашей луже,и не только крохотных существ.
А осень на болоте- праздник для глаз и души. Когда выводишь козочек на луг, возле болота, успеешь не раз запутаться в паутинках- на каждом шагу паучки в ночную смену плотно поработали. Такой тяжёлый их труд, а тебе невольно приходится его ломать. Но приходишь к вечеру забирать своё козье хозяйство и опять, как и утром, лицо и руки тычутся уже в восстановленные упругие канатики этих неустанных трудяг- пауков. А утром, когда солнце только на взлёте, не налюбоваться на красоту их кружевных тканей. Обо всём забудешь, увидев, как они обсыпаны бриллиантами росинок- так и стоял бы, смотрел на эти шедевры природы и не двигался с места!
Вокруг творится ещё одно чудо- болото готовится к приходу и осенних и зимних невзгод. Красота смены красок, увядания и засыпания всего живого говорит об одном- кончилось раздолье в тепле и покое. Остывает вода, остывает воздух, а значит замирает и жизнь. Только будылья рогоза назойливо маячат- им предстоит воспользоваться непогодой и не отказаться от услуг ветра- рассеять по болотной округе своё потомство. Зацепи нечаянно плечом готовый к полёту распушённый «початок» рогоза и сам весь будешь походить на деда Мороза, и около всё заметёт метелью семян.
Идёшь мимо иного оголенного вербного или ивового куста и прямо перед собою, на расстоянии вытянутой руки опустевшее гнёздышко. Летом было спрятано листьями, а когда те осыпались- серая чашечка с пушком в середине как на ладони. Но теперь бы ему достоять и перетерпеть всю непогоду до весны,когда вернутся хозяева. А они вернутся обязательно– родина тянет. Будет и зима, только для болотной жизни она не очень страшна. В глубине болота идёт гниение, а значит тепло. Иной раз в мороз над болотом видишь парок- то-то, жизнь теплится. Можешь идти, кажется по твёрдому льду, а ледок вдруг – раз, и перевернулся! К берегу- то не пристал. Бережок оказался тёплый. А если попал в копань, по самые плечи, выбирайся быстрее и бегом домой обсыхать. Но это- мелочь! Словно с болотом породнился, и кое- что побольше о нём узнал. А когда будешь по кочкам домой бежать, встретишь ещё лисьи путанные следа- та на мышку охотилась. Тут и про мороз забудешь, хотя и жаль- как же не во время провалился, можно б ещё походить!
Ну, ничего, обсохнем и продолжим- оно, болото- то рядом!
02. 09. 2021 г. Колесник А. В.
Свидетельство о публикации №222112201687