Жизнь будет лучше

 

                Жаль только  - жить в эту пору прекрасную...
               
                Н. Некрасов


Барсуков был стар. Он был стар настолько, что помнил траурные мероприятия, которые проводились в Ленинграде в связи с убийством Сергея Мироновича Кирова. Лёшка трёхлетним малышкой сидел на подоконнике и рассматривал улицу.  На домах были развешены красные флаги, окаймлённые черной материей.  А по проспекту под траурными знамёнами двигались колонны трудящихся. Они шли на площадь Революции, где должен состоятся районный траурный митинг.

     Мироныча в Ленинграде уважали и даже своеобразно любили. Он был демократичен, прост, доступен. Ну, а после  убийства лидера ленинградских коммунистов, личность его стала культовой. В школах, институтах, учреждениях были созданы  красочные стенды, рассказывавшие о жизни и деятельности С.М. Кирова. Были возведены памятники Кирову, его имя,  только в Ленинграде,  стали носить  проспект, мост, завод, оперный театр, стадион, крейсер.  А в стране появились такие города как Киров, Кировоград, Кировск, Кировабад, Кирово. И это были не новые города, а старинные: Вятка, Елисаветград, Хибиногорск, Гянджа. Имели коммунисты такую нескромную черту как переименование старых городов в честь своих крупных функционеров. Это было  не только нескромно, но и ошибочно. Например, Гатчину переименовали в Троцк. Ну и где этот Троцк?  Или Елисаветград – в Зиновьевск?

      Смерть Кирова послужила  Сталину хорошим поводом для начала жестоких преследований своих политических противников. Было объявлено, что убийство  Кирова – это дело рук врагов народа, хотя на самом деле основную роль в этой трагедии сыграла банальная ревность. Мироныч увёл жену у Николаева, а тому подобный фортель явно не понравился.

       Барсуков был настолько стар, что, наверное, остался единственным живым очевидцем прощания с академиком, лауреатом Нобелевской премии  Иваном Петровичем Павловым. Лёшкина бабушка заявила; «Грех не попрощаться с таким великим человеком.» и, прихватив  внука (Лёшке было тогда четыре года)  отправилась выполнять свой гражданский долг. К настоящему времени детали траурного мероприятия стерлись в голове Барсукова, но вид высоких пальм, увитых чёрными лентами,  врезался в память навсегда.

      Власти уважали И.П. Павлова.  Для официального прощания гроб с его телом был установлен в Таврическом дворце. Коммунисты вообще уважали и ценили учёных. Их именами называли морские суда, географические объекты, населённые пункты, улицы городов. Так в Ленинграде сразу четыре улицы подряд: Песочная, Вологодская, Пермская, Лопухинская стали "научными": Профессора Попова, Чебышева, Графтио, Академика Павлова. Учёных обеспечивали хорошими квартирами, предоставляли дачи и машины, щедро оплачивали их труд.   Так в послевоенное время труженики в СССР получали следующие суммы:

заводской рабочий  -- до 1 400 рублей,
директор завода – до 5 000 рублей,
профессор – до 7 000 рублей,
академик – до 10 000 рублей.

    Из приведённых данных видно, что жить академикам в СССР было очень хорошо.    Товарищ Сталин был умным человеком. Он прекрасно понимал, что без науки нет прогресса. Поэтому учёные были в чести. Денег на науку не жалели.

      В наше время отношение власти к учёным изменилось. Мало стали платить учёным.  Так в 2021 году средняя зарплата в РФ выглядела следующим образом:

-- заводского рабочего – 35 тыс. рублей,
-- директора завода –230 тыс. рублей,
-- профессора – 45 тыс. рублей,
-- академика РАН – 100 тыс. рублей, то есть труд слесаря и труд профессора оценивался, примерно, одинаково. 
 
    Видать  нашу власть прогресс не интересует. Её полностью устраивает статус-кво. Газ идёт , нефть течёт, валюта капает, олигархи богатеют. Что ещё надо? Наверное поэтому у народа и  нет ни национальной идеи, ни положительной перспективы.

     Барсуков был настолько стар, что помнил год, когда коммунисты разрешили народу встречать Новый год с ёлкой.  До этого считалось, что новогодняя ёлка - это поповская придумка.

   Однажды вечером в конце декабря 1936 года папа, мама и Лёшка поехали на трамвае в центр города, чтобы полюбоваться праздничной площадью Урицкого, которая была уставлена иллюминированными елками. Больше всего Лёшке понравился громадный рог изобилия из которого сыпались окорока, сыры, конфеты, коробки «Казбека» . А ещё – дед Мороз разъезжавший в санях, запряжённых белой лошадью.   Стены Главного штаба были увешаны большими портретами коммунистических вождей.  Казалось бы какое отношение имеют Калинин, Молотов и другие к Новому году? А вот такое! Партия ко всему имела отношение. Наверное, именно тогда появился иронический слоган: «Прошла зима, настало лето. Спасибо Партии за это!"    Партии было присуще безграничное самовосхваление. Все хорошее в стране происходило исключительно по воле Партии. Везде пестрели лозунги: «Партия – наш рулевой!»,  «Где Партия, там победа!», «Народ и Партия едины!». Такое самовосхваление, а также заформализованность Партии, занудство, однообразие надоели народу и он в девяностых отвернулся от коммунистов и как стадо баранов  за козлом-провокатором  под лозунгами: «Нам нужен Ельцин!», «Ельцин это правда!», «Ельцин -- наш Президент!»  повалил за Алкашом. И сгинул СССР, и возникла РФ.
Всплывает вопрос: "Стало ли  после  такой метаморфозы жить лучше, чем при коммунистах?"  То есть, правильно ли он (народ) поступил, перестав в угоду рынку строить коммунизм?

     Старики во всю популяризируют миф (а может быть и не миф) о дешевизне жизни  в Советском Союзе. Мол, продукты питания были совсем недорогие. Килограмм черного хлеб стоял 16 копеек. На самом деле,  как до войны , так и после неё   трудящиеся СССР жили скромно. Даже очень скромно, едва умудряясь сводить концы с концами от получки до получки. А зачастую и не удавалось сводить.  Тогда неудачники, у которых уже не было денег даже на хлеб, начинали шкулять у соседей  «три рубля до получки».

        Следует отметить, что советские власти, в отличии от нынешних, всё-таки беспокоились о нуждах трудящихся, всё-таки принимали меры для поддержания малообеспеченных  граждан .

       Так  в мясных магазинах, кроме относительно дорогого мяса, продавались дешёвые мясные субпродукты:  рубец, печень, вымя, почки, хвосты,  мозги и даже бараньи яйца. Лёшка Барсуков с удовольствием трескал и жареную печёнку, и наваристый бульон из хвостов, и рассольник с почками, и жареную картошку с выменем.  Всего поел, всего перепробовал. Вот только бараньи яйца продегустировать не сподобился. Мама их не покупала. В гастрономах, кроме относительно дорогого сливочного масла, продавались дешёвые жиры: комбижир, маргогуселин, маргарин, смалец.

      И рыбы в рыбных магазинах было полно. Всякой. И в разном виде. И очень дешёвой. . Не могу удержаться, чтобы не привести ценник:

мойва – 29 коп. за килограмм,
минтай – 40 коп.,
треска – 50-60 коп.,
скумбрия – 60 коп.,
карп – 80 коп.,
ледяная рыба—80 коп

     Хотя этими копейками особо-то обольщаться не стоит.  При средней зарплате  110 рублей  (после денежной реформы 1961 года), рубль ценился очень высоко.

     Кроме всего этого на благосостояние граждан положительно влияли такие факторы как бесплатное обучение и медицинское обслуживание, дешёвый проезд в городском транспорте, мизерная квартплата, различные льготы.

       Из того, что Лёшка, вместо свинины, телятины, баранины, с удовольствием трескал вымя, почки и другие субпродукты, следовало, что рос  он в  малообеспеченной семье. И это при том, что папа, работая слесарем установщиком на «Монетном дворе», получал 1100 рублей, а мама на «Электрике» зарабатывала 800 рублей.

        Можно примерно представить состояние семьи Барсуковых, если учесть, что после денежной реформы  1947 года килограмм мяса стоял 21 рубль, мороженный судак – 12 рублей, литр молока  --  3-4 рубля, десяток яиц – 12-16 рублей,   поллитровая бутылка водки «Московская» -- 30 рублей.

      Точно оценить соотношение зарплаты и цен того времени довольно затруднительно потому, что цены не стояли на месте, а ежегодно снижались.  Так уже в 1953 году   килограмм говядины  стоял 12 рублей 50 копеек,  рыбы – 6-9 рублей, литр молока --  2 рубля 24 копейки, десяток яиц --  8 рублей 35 копеек, водка – 22 рубля 80 копеек. При таком раскладе Барсуков старший мог купить на свою зарплату (1100 рублей), например, 88 килограммов мяса.

      Товарищ Сталин ещё в тридцатые годы анонсировал: «Жить стало лучше, жить стало веселей!», а товарищ Коганович  добавлял: «Вот выполним пятилетку – будем жить ещё лучше.»  Рассматривая приведённые выше цифры, можно решить, что советские вожди не лукавили, что жизнь в стране действительно улучшалась.  Так ли это?  Снижение розничных цен – это одна сторона медали. Обратной стороной её было снижение расценок на производстве. Как только снижались цены, так сразу же падали и расценки.  Для примера: до снижения цен в 1953 году изготовление стандартной бронзовой втулки стояло 2 рубля 15 копеек, после снижения цен токарю за изготовление этой втулки стали платить 1 рубль 75 копеек. И так во всём.    При такой политики властей очень трудно было определить улучшалась ли жизнь трудящихся после снижения цен или нет. А как обстоит дело с этим вопросом теперь?

       Если коммунистические вожди выдавали в народ оптимистические посылы, то в наше время звучат другие прогнозы. Так Президент пообещал улучшение жизни в стране, но только через десять лет, а глава Центробанка прямо заявила, что сейчас плохо, а будет ещё хуже.  Дык кто б сомневался? Сделать хуже каждый сможет. А вы попробуйте сделать лучше.

  Цены буквально на всё непристанно растут. Если в конце 2021 года, при средней зарплате заводского рабочего в 35 000 рублей, стоимость продуктов за килограмм была следующей:

мясо – 459 рублей,
рыба – 250 рублей,
молоко (за литр) – 65 рублей,
яйцо (за десяток) – 80 рублей, и на среднюю зарплату рабочего можно было, например, купить 76 килограмм мяса (в 1953 -- 88 килограмм), то уже в первые месяцы 2022 года стоимость продуктов возросла на 15-25%.

 
     Скачки цен на продукты как в советское время (на снижение), так и в теперешние дни (на повышение) затрудняют проведение объективного сравнительного анализа уровня жизни в СССР И РФ. Однако,  Барсуков посчитал, что  сравнить уровень жизни в эти периоды можно. Нужно просто определить сколько тех или иных продуктов потребляли тогда и сейчас.  Покопавшись в поисковиках, он   составил табличку потребления продуктов на душу населения в год. В этой табличке первое число относится к 1990 году, а второе --  к 2002 году.

Мясо и мясопродукты – 70 кг,  45 кг,
рыба и рыбопродукты – 25 кг, , 11 кг,
молоко и молочные продукты --  325 кг, 90 кг,
яйца – 239 шт., 203 шт.

Комментарии излишни. Но жизнь будет лучше. Старшой сказал!


Рецензии
Интересные цифры, анализ, размышления, выводы. Правда оптимизма это не прибавило, да автор, кажется, на него и не рассчитывал, как и я. С уважением,

Александр Смирнов 83   28.01.2023 20:48     Заявить о нарушении
Александр, какой оптимизм если с самого верха пророчат ухудшение жизни?
Спасибо за отклик.
Успехов и здоровья.

Александр Брыксенков   28.01.2023 21:16   Заявить о нарушении