шестидесятники. кто они

я не автор                'Шестидесятники, - кто они?
Григорий Залевский
Шестидеятничество было порождено хрущевской оттепелью. Оно было зачатком формирования российского самосознания, способствовало закату большевистского режима. Одно это делает Хрущева выдающимся российским реформатором.

"Шестидесятники", "правозащитники", "диссиденты" - пытались реформировать советскую систему без кровопролития и репрессий, привести ее к виду, когда она могла бы функционировать не на волевых, а на демократических стимулах.

Некоторые наши современники пытались изобразить шестидесятников, как неких Мосек, лающих на Слона - на незыблемую советскую власть, на партию - "честь и совесть эпохи", характеризовали шестидесятников как "театр приблизительной правды и скурпулезно дозированной смелости" и т.д.

В год 89-й все демократические организации противостояли "Памяти", и мы несли плакаты, не интересуясь - в русских они руках, еврейских или армянских, писали и говорили с ничем не ограниченной смелостью.

Мы были уверены: если Россия желает разделаться с наследием веков, путь к этому один, а именно: просвещение прежде всего просвещенных слоев - интеллигенции, духовных вождей так называемых "широких масс трудящихся".

После снятия Хрущева раздраженное поношение шестидесятников стало как бы неотъемлемой частью нашего обихода. Ниспровергатели жестко и уверенно доказывали, что это поколение было в сущности бесплодным и не привнесло ничего по-настоящему дерзкого, живого, изменившего общественный климат.


На самом деле шестидесятничество не только не утратило право на благодарность сегодня, но и в будущем. Оно сближает людей разного возраста и положения. Шестидесятники были активными участниками этого праздника духа 60-х. Они мучились, искали, ошибались, но никогда не лгали, не приспосабливались и не прислуживали.

Каждая эпоха имеет своих пророков и героев. Если начать с исторических аналогий, то я бы сравнил эпоху, сформировавшую шестидесятников, со счастливым периодом русской истории, подарившей нам декабристов, Чаадаева и его плеяду. И там, и здесь, может быть наивный, но стойкий оптимизм, нацеленность на реконструкцию общественных устоев, возможное их усовершенствование.

"Дети ХХ съезда", пройдя через горький опыт общественных катаклизмов, сумели сохранить упрямый оптимизм правдоискателей, дававший силу подниматься и преодолевать тьму и вселять надежду. Появившись в краткий миг хрущевской оттепели, они создавали литературу, искусство, ориентированные на огромную аудиторию.

Евтушенко, Вознесенский, Бродский, Матвеева, Мориц, Галич, Высоцкий - тоже были шестидесятниками. Они заражали массы своей свободой самовыражения, стремлением к новизне проблем и форм, внутренним сопротивлением и несоответствием тому, о чем вещали постановления и указы властей. Устное Слово, с которым они обращались к людям, стало их главным оружием.


Рецензии