Социальная сфера Вендора

*Убедительная просьба не читать вендорские тексты в этом кошмарном формате - здесь они просто для знакомства, а читать их неизмеримо лучше уже в заботливом пдф, который ждет всех по внешней ссылке на ВК и, разумеется, абсолютно бесплатно, как всегда было, есть и, очень надеюсь, будет с любыми вендорскими текстами*

Сюда входит ряд понятий и традиций, связанных с социальными проявлениями: образованием, здравоохранением, управлением, праздниками и развлечениями, вроде цирка, карнавала или спортивных состязаний. Постараемся максимально кратко коснуться всего этого, а какие-то подробности находить, вспоминать или сочинять – будем, как водится, уже по ходу.
Вендор довольно социален по своей сути – это все еще гиперборейские воспоминания (а Гелиополис в социальном плане процветал), помноженные на складывающиеся национальные, региональные и прочие особенности и традиции.

Образование
Во времена Золотого Века обучение было спонтанным по форме, но фундаментальным по сути. Людей с детства обучали магии образов, с помощью регулярной практики и вовлечения во взрослую жизнь социализировали ребенка и приобщали его к культурным ценностям. Причем старались сильно не усердствовать с взрослением, давая возможность развить собственную фантазию и построить свои песочные замки. Понимая, что наши представления очень иллюзорны и наполнены стереотипами, титаны поощряли детские фантазии, видя в них полноценные модели мироустройства. Вольные слушания – особые лектории во время Золотого Века. Дети и взрослые люди на специальных площадках рассказывали свои мысли и находки, делились идеями, устраивали диспуты. Кто хотел, мог спокойно ходить между площадками и слушать то, что ему интересно. Вольные слушания давали возможность в свободном режиме узнавать новые тайны Бытия, а также учиться самостоятельно строить теории. Творческие полеты – это уже практика, просто тоже со зрителями и участниками – обучающая практика. Во время творческих полетов занимались чем угодно: пели, танцевали, строили, играли. Каждый мог принять участие и потренироваться, переняв практический опыт выступающих.
Гиперборея уже отставала в глубине обучения. Хотя с точки зрения организации процесса вроде как все выглядело сильно и, будем справедливы, менее инфантильно, нежели могли себе позволить жители Золотовечья под крылом у титанов с богами. Уже в детстве юные граждане определялись со своим предназначением и начинали заниматься не только в универсальной школе, а при том учреждении, которое было максимально профильным для выбранного пути. Те, кто собирался стать жрецом, обучался при храме, любитель повозиться с металлами – отправлялся в кузницу: где сначала проходил групповой курс теории предмета, а потом поступал в ученики к кузнецу. Такая схема работала везде. Были наставники, которые находили юных гениев с особо сильными созидательными способностями и обучали их в свободном полете, без привязки к какой-то профессии, но с наталкиванием на изобретение собственного пути. Так появлялись новые профессии и направления в ремеслах.
Здесь был подход «воспитай ученика!»: каждый гражданин старался не только воспитать собственных детей, но также найти и воспитать ученика, который мог бы со временем его превзойти.
Для понимания основ мироустройства и напитки универсальными знаниями в Гиперборее существовала Школа Миропонимания. Ее посещали все желающие, и их было очень много. Преподавание в ШМ было полноценной профессией, весьма почетной, кстати.
Разумная система образования помогала Гиперборее процветать и развиваться едва ли не вопреки всему. Ведь мир после Золотого Века стремительно деградировал, и то, что Гиперборея просуществовала целое тысячелетие, заложив основы для дальнейшего существования Вендора – это своего рода подвиг. В том числе, образовательный.
После ГГ система, разумеется, распалась, но ее осколки легки в основу образовательных попыток (системами они станут куда позже) новых народов. Правда, быстро наметилась тенденция: обучать не всех, а только самых богатых и власть имущих (возможно, потому, что на первом этапе это зачастую совпадало еще и с одаренностью, поскольку власть в недавних колониях Гипербореи, а ныне – самостоятельных обществах – принадлежала гиперборейским кураторам, диковатых аборигенов зримо превосходившим). На первых порах, она уравнивалась стремлением последних гиперборейцев оставить при жизни как можно больше учеников, но через 50 лет после ГГ, когда умерли примерно все выжившие при катастрофе гиперборейцы, возникла пустота. Это, кстати, было очень печальное время – мир практически начал с нуля: среди людей не осталось никого, кто помнил бы Гелиополис и гору Меру. Все, кто остался, уже только слышали об этом от родителей и дедов…
Людей в живых не осталось, но были боги, а также взращенные ветеранами ГГ ученики, в которых те вложили богатые знания… Большинство этих людей поначалу сгруппировалось на территории Руси, а уже потом стало потихоньку рассредоточиваться по землям Вендора, где, впрочем, уже обосновывались одинокие миссионеры. Стремление богов развить свой народ хорошо сказалось на образовании как раз в самый непростой период «разрыва связи времен», когда не осталось живых гиперборейцев. Это помогло избежать резкого отката назад, и, наоборот, положило начало современной традиции обучения.
Правда, позже боги стали больше думать не о развитии народа, а о сиюминутной энергии, которую нужно получать от его поклонения. Но фундамент образования уже существовал, и люди самостоятельно продолжали начатое богами и последними гиперборейцами.
В разных странах образование находилось на разных ролях и с разным уклоном, хотя и схожего, разумеется, было много. Постепенно каждая система образования обрастала новыми особенностями, появлялись сначала тонкости, а потом и целые направления. Каждый народ обучал своих детей в том духе, который наиболее благоприятно сказывался на выбранном пути. Ахейцы очень много внимания уделяют обучению искусствам, развитию мышления. Лаконцы, наоборот, львиную долю времени посвящают физическому воспитанию и обучению выживанию и воинскому мастерству. Осирианцы воспитывали детей в духе обязательного послушания… Но в большинстве случаев явного перекоса нет, и у обеспеченных граждан разных регионов есть возможность воспитать свое чадо в соответствии с детскими способностями и взрослыми желаниями. Есть школы при храмах, при монастырях, при гильдиях, при мастерских, при гимнастических клубах… Есть частные школы, есть городские, есть элитные, есть элементарные…
Давно и успешно применяется домашнее обучение в форме наставничества – старец-наставник помогает своему единственному (если успевает, то иногда у него может быть два-три воспитанника) подопечному постигать мир. Это стоит по-разному – в зависимости от уровня развития самого старца. Понятно, что престарелый философ получит в десятки раз больше, чем почитавший книжек столяр. Но некоторые старцы иногда могут и не брать денег, если у них нет острой нужды, а ученик действительно талантлив. По такой схеме работают и многие творцы (скульпторы, художники, музыканты и пр.): они берут себе учеников, наиболее способные получают возможность учиться бесплатно за счет того, что платят менее способные (ну или просто за счет мастера, загоревшегося идеей воспитать нового гения).
В большинстве маленьких поселений образование носит спонтанный характер – есть кто-то с даром обучения, он набирает детей, а родители ему скидываются…
В общем, детям есть где получать знания, если, конечно, их родителям это хоть сколько-то нужно. В противном случае – вырастет новый работяга, который, как и его отец, будет гончаром или плотником… Ну, в лучшем случае, для общего развития ребенку выделят педагога – как правило, самого малополезного из рабов. Иногда это срабатывало – в тех случаях, когда рабом был умный человек, не умеющий физически вкалывать, но куда чаще педагогами становились просто самые ленивые, бестолковые и тщедушные. Можно догадаться, чему они обучали малолетних бедолаг – заложников родительской жадности и тупости…

Больницы
Такого института, как стационарная больница – в Вендоре практически нет. Болеют люди обычно дома, либо при монастырях и храмах. В некоторых государствах есть попытки создать что-то вроде лечебных домов, но эти попытки пока уступают существующим монастырским и храмовым лечебницам. И главная причина – это отсутствие такого класса, как врачи. Лекари есть, врачей – нет. Фельдшерам же не под силу полноценно и самостоятельно лечить людей.
Почти все лекари (как клирики, так и знахари) практикуют либо у себя дома (в храме), либо на дому у больного – в зависимости от состояния его здоровья и собственной лени. Больных, нуждающихся в постоянном уходе, могут также оставить дома либо принять в храме\монастыре. В последнем случае за ним будет уход со стороны монахов\клириков\послушников, если же болеть решился на дому, то в этом случае надо нанять (это может быть и даром) послушника или фельдшера, который присматривал бы за больным.
Монастыри и храмы есть в большинстве городов, в небольших поселениях есть знахари – этой спасительной сетью охвачен почти весь Вендор, и болеть здесь не очень страшно. Тем более что лечебные средства весьма хороши и в большинстве случаев позволяют избежать госпитализации.
Стоимость лечения зависит от тяжести болезни, а также от лекаря. Но в целом это все недорого – древние рецепты еще не утеряны, а потому не являются редкостью.

Система управления
Здесь мы будем краткими, так как системы совершенно разные и проще будет их просто указать в сводной таблице. Где-то правит церковь, где-то храм, где-то выборный орган, где-то монарх, где-то диктатор – все очень индивидуально.
С гражданскими правами тоже можно голову сломать. Факт, что элита есть в каждом городе, также понятно, что права у людей часто ограничены. И отсутствие тотального рабства (рабов действительно немного) вполне компенсируется гражданскими разграничениями, когда большая масса людей вроде и принадлежит себе, но прав особых не имеет.
Впрочем, опять-таки совершенно некорректно стричь всех под одну гребенку: есть жесткие диктатуры, когда жизнь любого гражданина принадлежит правителю, есть демократичные полисы, где вообще четкой системы прав нет (так часто во Фриланде происходит), есть финансовый «кастинг», когда все можно, но все стоит денег… В общем, каждый случай мы в таблице  рассмотрим отдельно.
Четко можно сказать, что мэрии есть в большинстве городов, просто степень их реальной власти везде своя, причем с огромной амплитудой… Деревенским же жителям большинство прав и не нужно – работают себе, платят налог государству за то, что в случае чего защитит от врагов. Вот и все.

Система стражи
Стража есть в каждом городе, а что-то вроде постового ополчения есть и в деревнях (хотя чаще роль защиты от непрошенных гостей исполняют охотники). А вот кому эта стража подчиняется – тут уже все запутаннее. Обычно охрану городских улиц берет на себя мэрия, но в некоторых специфических полисах эту миссию выполняют другие. Силовые подразделения есть у большинства влиятельных организаций и кланов, и их стараются держать в форме, отправляя при возможности на патрулирование.
В городах, где руководство размыто, и у власти находится несколько кланов, каждый из них старается держать улицу под контролем, а заодно внушать жителям, что именно этот клан сильный и старается помогать сохранять порядок.
Это больниц еще толком нет, а вот городские тюрьмы – очень даже. За хулиганство можно угодить за решетку, а срок будет зависеть от глубины провинности и глубины кошелька. В некоторых городах маги помогают страже тем, что на нарушителя цепляется магическая метка, которая позволяет дежурному магу обнаружить его в пределах города и сообщить координаты стражникам. Так что, в случае побега, лучше сразу найти колдуна, который снимет метку, а в случае совершения преступления – обойтись без рецидивов: ведь ты находишься под пристальным наблюдением.
Праздники
Еще в древности боги поняли, что праздники – это отличный способ снять энергию с людей. И не то чтобы это было так уж плохо – ведь народу тоже нужен такой энергосброс, стимулирующий общий энергообмен. Праздники с созидательными ритуалами и обрядами – вообще очень полезны для всех. Другое дело, что появилась масса темных ритуалов, обрядов и культов, не только питающихся негативом людей, но и поощряющих на его новое накопление.
В общем, первые праздники берут истоки с самых наидревнейших времен, когда еще титаны устраивали различные празднества, способствующие единению. Но за тысячелетия праздников родилось просто огромное количество. Каждый бог или демон старался приобщиться к такому мощному источнику. В итоге победители организовывали праздники, чтобы их победа запомнилась, проигравшие выдумывали свои праздники, чтобы дезинформировать потомков, одни с их помощью закрепляли народ в старом укладе, другие – вырывали из рутины, бросая в новый уклад, все это наслаивалось, наслаивалось, и в итоге к МП у каждого народа, у каждого племени, у каждого города и села есть добрая полусотня различных праздников. Праздников совершенно разных. Как привязанных к датам, так и просто сезонных, как радостных и конструктивных, так и оргиастических, как религиозных, так и социальных, как славных традициями, так и революционно новых…
Новые праздники часто сменяют старые, иногда нарочно, чтобы вытеснить из памяти виновников торжества и героев былых времен. Легче не запретить праздник, скажем, неугодного бога, а устроить в этот день новый праздник – в честь другого бога, желательно схожего по приметам. А вместо Дня Царской милости у лидийцев легче проводить праздник Континентального единства. И кто скажет, что праздник этот не внес свою лепту в уничтожение лидийского национального самосознания, превратив осколки империи в разрозненный Фриланд?..
Перечислять праздники решительно невозможно – их слишком уж много. Самые мощные давно переросли понятие праздника, ежегодно выливаясь в грандиозные гуляния и карнавалы. Причем такие праздники развиваются, и в большинстве своем уже очень редко отражают то, что когда-то легло в основу события. Наслаиваются новые реалии, новые традиции… Так День Солнца, когда-то широко отмечаемый в Гелиополисе и перенесенный на все новые земли ариями, каждый народ уже давно отмечает по-своему: некоторые общие элементы и обряды встречаются, но это уже совсем не одинаковые гуляния, а своеобразные и самобытные празднества… Понятно также, что каждая религия или эзотерическая система всегда старалась создать систему праздников – так разбросать их по календарю, чтобы постоянно держать приверженцев в четкой системе, регулярно напоминая о себе и подталкивая к четкому следованию установленным праздничным канонам.
Календарь, принятый еще в Гиперборее, предполагает Новый год в марте, но в некоторых странах отмечается в другое время. Некоторые считают, будто это сделано сознательно, дабы не давать народу одновременно соединяться в одном праздничном порыве. Вполне себе версия, хотя в Вендоре, скажем по секрету – просто сложилось.

Развлечения Вендора
Это целый подраздел, включающий в себя спорт, цирк и карнавал. Каждое явление рассмотрим отдельно, хотя они зачастую и смешаны.

Спорт
Спорт зародился очень давно, являясь в древние времена любимым занятием очень многих. Правда, в Золотовечье это было больше похоже на йогу или гимнастику – такой себе танцевальный пилатес, только с другим распределением нагрузок и с ориентацией не на музыку, а на ритмы и вибрации непосредственно природы.
Но ведь параллельно с избранниками богов в Золотом Веке жили и другие потомки Адама с Евой – одичавшие и выживавшие вдали от благословенного полуострова, где располагалось Золотовечье. Им требовались совсем другие навыки и способности, а потому тренировки силы и ловкости были безопасной имитацией именно выживания, немного позже перерастая и в социальный элемент. Ясно, что сила и ловкость измерялась больше реальными достижениями охотников-собирателей, и свою спортивную бодрость требовалось подкреплять практической пользой племени, однако если добычу приносили и от зверья защищали примерно все, то среди них максимальной популярностью и уважением пользовались уже те, кто блистал мускулами и победами во время внутренних спортивных игрищ.
Так и укреплялся дух соперничества, не миновавший и Золотовечье. Совсем в других типах занятий, но соревновательный элемент тоже вплелся в жизнь общества. Люди тренировались, потом состязались, потом опять тренировались, потом опять состязались… Это не был порочный круг – соперничество в Золотовечье было еще крайне благожелательным и просто подталкивало к дальнейшему развитию, тем более что соревновательный дух наполнял состязания в силе образов, и в созидательных навыках…
Чем более тусклыми становились образные способности, тем больше популярности обретало физическое развитие. Просто для диких племен это несло посыл выживания, а для жителей Золотовечья – новые грани познания реальности. Когда же началась Титаномахия, сила еще и стала находить себе применение. С того момента спорт станет не только приятным элементом саморазвития, но и мирной формой боевой практики. В спорте Золотовечья появилось сразу несколько новых видов, направленных на боевое превосходство, а не только на универсальные навыки, как-то бег, гимнастика или плаванье…
В Гиперборее спорт стал массовой отдушиной, ведь войн гиперборейцы (куда менее воздушные, чем жители Золотовечья) все равно как бы не вели. Тот, кто хотел себя закалить в боевых условиях, отправлялся в десанты к диким племенам. Остальные же радостно тренировались, принимая участие в состязаниях, именно в Гиперборее ставших массовым зрелищем. Оказалось, что наблюдать за соперничеством – очень интересно, и каждое соревнование имело свой круг зрителей. Соответственно спорт стал возможностью прославиться для тех, кто не обладал умственными способностями. Это не значит, что в спорт шли лишь глупцы – держать себя в хорошей форме считалось хорошим тоном для любого гражданина, поэтому и философы нередко бегали наперегонки… Что надо отметить, в Гелиополисе женщины тоже активно занимались спортом (правда, часто своими, женственными, видами, а не тупо копируя мужские), тоже состязались и, разумеется, имели полное право наблюдать за соревнованиями мужчин.
После ГГ спорт на гиперборейской инерции просуществовал пару веков, а потом надолго уступил место реальным войнам. Возможность проливать настоящую кровь, чувствовать тонкий пульс риска погибнуть самому – это оказалось для откатившихся назад народов более интересным занятием. Некоторые спортивные виды, от которых не было прямой пользы в бою, ушли на второй план, зато различные виды борьбы (как с оружием, так и без) завоевали наибольшую популярность…
Постепенно народы устали воевать. Боги, подстрекавшие к войнам, в большинстве своем уснули или погибли, социальные причины воевать были на порядок слабее – в Вендоре хватало места и плодородных земель, оставшиеся боги потихоньку смягчали сердца, а мрачные силы еще не заявили о себе в должной мере. Воевать народы не перестали, но уровень жести понизили, и эти локальные стычки отличались от спорта только немного большим количеством жертв и куда меньшей популярностью.
Немалая заслуга в этом Гермеса, раскрутившего Олимпийские игры из состязаний местного значения, которыми они были много веков, до масштабных соревнований, во время которых прекращались племенные войны во всех окрестных землях… Спорт на примере Ахеи стал заменителем войн, возможностью проявить свою силу (ловкость, выносливость) и сбросить агрессию мирным путем.
В других регионах снова начался спортивный бум. Правда, олимпийцев по степени размаха догнать не удавалось – ведь там был особый культ тела, а спорт стал главным выражением этого культа. Однако надо заметить, что в Ахее женщины оказались вне спорта, который полностью оккупировали мужчины. Эта традиция распространилась и на ряд других стран, впрочем, не так ярко выраженно.
Все чаще две армии, столкнувшиеся по разным причинам, не желая воевать и умирать, полагались на результаты поединка между двумя лучшими воинами. Причем поединки не всегда были смертельными, а иногда и вовсе превращались в спортивные состязания…
Ближе к МП в Вендоре все-таки начались имперские «игры». За последние несколько веков Легиону удалось разжечь захватнические настроения, и спорт никоим образом не помешал вендорцам провести ряд крупных войн. Правда, наверняка повлиял на настроения сражающихся, что привело к достаточно малым жертвам среди мирного населения – агрессии у захватчиков было немного, а главным двигателем было стремление правителей к власти. Народу же частенько было все равно, перед кем вассалить – благо большие участки Вендора заселены людьми, в целом, потерявшими (или так пока и не обретшими) национальное самосознание… Нередко проявлялась все та же методика «поединка», который определял судьбу сторон, не желающих сражаться на уничтожение и не имеющих принципиальных (на уровне жизни или смерти) противоречий. Понятно, что лидийцы с ахейцами не могли положиться на поединок, понятно, что лидийцы, располагавшие огромной армией, не собирались полагаться на единоборство с кем-то из жителей небольшого городка, чтобы решить судьбу его независимости. Но племенные стычки приблизительно равных армий, а также визиты филиалов больших армий к небольшим городам часто начинались поединком. Другое дело, что далеко не всегда им завершались…
Но это уже другая тема, мы же говорим о спорте. Да, возможно, это именно его заслуга в том, что даже обезумевший от жажды власти Корнеллиус хочет подчинить соседние империи путем интриг, а не войн. Возможно, именно он помог армии Искандера не напоить кровью весь восток, а принести с собой ахейскую культуру…
Важно, что к МП спортивные соревнования огромному числу людей заменяют войны и помогают выплеснуть агрессию мелкими дозами в виде спортивной злости. Игровой момент, правда, пока существенно хромает – конкретно игры появились в Вендоре сравнительно недавно, хотя похожие на игры состязания с отвлеченными правилами были приняты еще в древних монастырях и некоторых армиях… На широкое же обозрение спортивные игры, вроде Векселады, вышли только сейчас и стремительно завоевывают популярность. Традиционные виды спорта позиций тоже не сдают: борьба, бег, гимнастика, плаванье, метание копья, стрельба из лука, прыжки – все это и многое другое не только дает возможность прославиться участникам, но и очень радует подсевших на азарт зрителей… Те же, кому спорт кажется лишь суррогатом боевых умений, всегда могут податься в гладиаторы и пойти бродить по Вендору – благо (хотя не благо, конечно) нечисти всякой появляется все больше…

Цирк
В Вендоре цирк немного отличается от нашего. Да, это именно он собирает всех, кто оказался между театром, спортом или танцами: акробаты, гимнасты, люди с особыми способностями. Да, это здесь проскакивают попытки примитивной, но сложной клоунской игры… А вот с животными в цирке ситуация совсем другая: вендорец еще настолько родственно относится к животным, что видеть их дрессировку – для него неприятно и скучно – в каждом селе есть люди, находящие глубокое взаимопонимание со зверьем… А вот что есть в цирке – так это диковинные монстры. Необычных существ посмотреть – это одна из причин посещения цирка к МП. Правда, искатель обычно в ходе своего путешествия сталкивается с десятками более интересных и загадочных существ, чем те, которых может позволить себе цирк, но ведь народ-то обычно на месте сидит, и для него гарпия – это уже предел мечтаний и расширение матрицы.
Цирковые труппы разъезжают по Вендору, встретить их можно во всех человеческих городах. Денег они зарабатывают немного, многие циркачи имеют связи с преступным миром, что неудивительно, если учесть, что гибкость и ловкость очень часто нужна преступникам и пользуется среди них высоким спросом. Некоторые труппы совершенно точно гастролируют лишь для того, чтобы привлечь к себе внимание воров и получить заказы на «особые» дела, с которых и имеют главную прибыль.
Цирк полезен именно как социальное явление. Мало того что он радует и развлекает народ, так еще и дает приют тем, кто не сумел стать спортсменом, актером, либо просто слишком необычен (а порой и откровенно урод), чтобы жить, как все…

Карнавал
Одно из любимых мероприятий вендорцев. Карнавалы – это отголоски древних праздников. Причем отголоски, ставшие новым раскатом…
Карнавал – это повод оторваться, возможность прекратить быть собой, шанс забыть свое имя и в полусознательном состоянии сделать то, на что никогда не решился бы в нормальной жизни. Если Гермес считает, что от войн людей оберегает спорт, то Дионис уверен, будто это именно карнавалы стали носиком, через который выпускается пар изнутри человека.
Карнавалы популярны во многих частях Вендора, хотя некоторыми руководителями не поощряются. Это праздники разгула, пьянства, буйства и безудержного веселья. Спиртное льется реками, травы курятся тоннами, стоны звучат хорами…
Эти неудержимые оргии происходят регулярно, а участие в них принимают вне зависимости от положения или достатка. Это тот случай, когда богатому хочется побыть частью бедной толпы, вкусить ее радостей, рамки которых снижены (или повышены) до уровня радостей животных…
Количество жертв после оргий никто не считает, хотя, конечно же, участие в них небезопасно, и всегда есть вероятность быть затоптанным, задавленным толпой, задушенной в порыве страсти или вообще растерзанной, если этот порыв вызвал в толпе резонанс… Никто никогда не вел расследований после убийств во время карнавала, чем начали пользоваться наемные убийцы – все чаще случались смерти влиятельных горожан во время оргий, пока, наконец, некоторые жрецы не взяли дело под свой контроль. Поползли слухи, что они каким-то образом вычисляют и убивают самих убийц, чего хватило для закрытия такой, казалось, удобной лавочки. В итоге около десятка карнавалов пользуются особой популярностью богачей, да и остальные снова стали сравнительно безопасными – говорят, сам Дионис не позволил превратить свой священный праздник в арену интриг и разборок…
Правда, ко многим карнавалам Дионис не имеет никакого отношения, так как проводятся они в очень далеких от Олимпии местах. Но в любом случае, их характер остается неизменным.
Наиболее популярны Дионисии в Варгасе, карнавалы в Приене и Александрии. Локальные аджарские Камасутрии, проводимые храмами, привлекают сотни участников, недавно появился, но уже завоевал бешеную популярность карнавал в Рио, известный тем, что в нем принимает участие большинство амазонок-вираго.
А вообще, это страшно мощный социальный механизм. Карнавал настолько выравнивает людей (правда, где-то на уровне средней разумности животного), что снимает социальную агрессию между слоями. Ведь это так сближает – буйная близость помощника кузнеца и местной аристократки… Бывали смешные ситуации, когда муж и жена, придумав уважительные причины для отъезда по делам, потом нечаянно встречались неузнанными в толпе (маски – частое, хоть и далеко не везде принятое явление на карнавалах), сливались в безумной страсти, и только через несколько часов, очнувшись где-то на берегу, понимали, что провели очередную брачную ночь…
Кстати, есть легенда, что Гамилькару не давала покоя вражда между двумя селениями неподалеку от Нумидона, он долго не знал, как их помирить – они постоянно совершали набеги и искренне ненавидели соседей… Тогда ему кто-то (а именно Амаранта) посоветовал согнать их безоружных на общий карнавал (всех взрослых обоих полов) и три дня поить (с чувством меры, чтобы бой не вспыхнул). За эти трое суток, которые народ гулял (начиналось слегка натянуто, но потом поехало по рельсам, смазанным спиртным), все так отчаянно перетрахались друг с другом, что простили все обиды, и даже организовали специальный карнавал для своих двух сел, который проводится каждый сезон и все больше сближает соседей. Какие теперь набеги? Так ведь можно и неведомого сына зашибить или дочку… Кстати, нечто подобное пытался сделать еще раньше Искандер, но его решение было не таким корректным и слишком односторонним – его армия выбрала себе лидийских жен. То есть запад, образно говоря, поимел восток… В случае же с пунскими селениями все оказалось взаимно…

Деньги
Главный принцип лишенной еще глобальности финансовой системы – довольно прост: себестоимость денежной единицы должна быть примерно равна ее покупательному номиналу. Поэтому вендорская денежная масса очень долго крутилась вокруг привычной нам схемы: медная мелочь, серебряный расходник, золотая ценность.
Ясное дело, что государства старались держать финансы под контролем, поэтому во многих из них практиковался прием сторонних монет (курс зависел уже от щедрости или строгости правителей) на переплавку и последующую чеканку своей же официальной валюты. Во многих городах было можно расплатиться с торговцем любыми монетами, но почти всегда по сниженному курсу, ведь государство несло ответственность только за монеты со своей фирменной чеканкой, а остальное могло быть подделкой, и цену этого риска продавцы старались переложить на покупателя.
С веками система доросла до модели, когда монетами многих (но не всех) стран вполне допустимо было расплачиваться и оптовым международным купцам, но внутри старались пользоваться уже почти исключительно родной валютой. Это только прожженным дельцам было легко оперировать десятком валют, держа в голове примерный курс себестоимости каждой (единого стандарта ведь не было, и золотая драхма имела меньшую удельную ценность, нежели золотая рупия, зато серебряная содержала больше серебра, чем лидийский серебряный сиглос (просто потому, что в Олимпии серебра добывалось несравнимо больше, чем золота, и золота в драхме было изрядно меньше, чем в богатой им Лидии)). А обычному торговцу или мастеру было проще опираться на привычные цены в известных монетах.
Хаоса, впрочем, царило ровно столько, сколько вы себе представляете. Стандарты менялись, правители регулярно перечеканивали монеты уже с собой любимыми, заодно влезая в соотношение металлов внутри каждой. Одни в порыве жадности уменьшали в монете количество золота, другие, ведомые честолюбием, не могли допустить, чтобы их дивный профиль красовался на какой-то там оловянной дешевке… Черные ювелиры химичили с подделками, во время войн в страну-оппонента вбрасывали целые обозы дешевых фальшивок, надеясь на хаос инфляции… Принцип «себестоимость=цена» кое-как спасал, но и сам размывался из-за слишком разных стандартов.
Первые попытки какой-никакой унификации предсказуемо предприняли сидонские потомки финикийцев, когда-то создавших всю внешнеторговую систему средиземноморья. Сидон еще с тех пор закрепился в роли ключевого торгового центра, и именно здесь в конце средневековья попытались ввести бумажные деньги «гуду», на какое-то время ставшие внутренней валютой непосредственно крупных купцов. Схема казалась удобной: и везти бумажки полегче, и ворью от гуду проку нет, ведь на монеты его меняли только в сидонских трапезитах (банках), и посторонним обычно не давали.
Но отсутствие надежной системы филиалов по миру делало гуду чисто ситуативным вариантом – для купцов, неустанно кружащихся в товарообменах. Да и то все чаще гуляли слухи, будто Сидон на дрожжах жиреет, впитывая в себя золото, а раздавая бумажки, из которых половина со временем таяла на непростых купеческих путях, давая возможность привязанному к утерянным гуду золоту оседать в трапезитах навечно. Не исключено, что слухи запускались хазарами – к тому времени набравшими вес и авторитет в роли посредников. Это именно они замыкали на себе потоки, держали в головах все курсы валют и отлично на них играли не особо в ущерб купцам. В финансах Вендора вновь воцарился хаос, удобный для тех, кто умеет оперировать большими и постоянно меняющимися массивами данных.
Новую попытку финансовой глобализации предпринял уже сам Искандер, когда ввел стандарт золотой драхмы как единой валюты для всей Великой Олимпийской Империи и выпустил новые бумажные деньги – стратосы, за которые, в отличие от гуду, можно было получить монеты уже в любом городе империи. Попытка получилась половинчатой. Будь империя в порядке, и стратосы могли би сохранить свою цену, но поскольку она крайне быстро развалилась, и государство утратило возможность контролировать (и строго карать нарушителей, как планировал Искандер) печать денег – стратосы останутся в кругу купцов надолго, однако лишь как… игральные карты. Так уж вышло, что на деньгах изображались десятки олимпийских и лидийских героев, исторических личностей, богов и боевых юнитов, и это спровоцирует в Вендоре настоящий карточный бум, приведя сначала к игре «Стратактика», а затем, уже во времена повествования – и к классическому «Ведариону».
Впрочем, это другая история, и игровые карты, хоть и будут порой иметь серьезную цену как среди купцов, так и среди игроманов – универсальной валютой уж точно не станут. Не стала ею и золотая драхма, однако эта монета сделала крайне важное: закрепила в умах саму возможность единого монетного стандарта в масштабах очень большого панрегиона. Ну и пускай разные страны чеканят своих правителей, героев или символы на монетах! Какая разница, если сама монета будет стоить одинаково из-за идентичного монетам всех других государств состава, соответствуя единому биметаллическому стандарту? Это когда Сидон (уже изменивший имя на Нартекс) штамповал бумажки в обмен на золото – его роль эмиссионного центра всех раздражала. А когда выпускать будут ценные по себестоимости монеты – пусть себе выпускают каждый сколько сможет: все равно производство по миру растет быстрее, чем добываются металлы. В конце концов, основная монетная масса остается внутри своего государства, и никто себе не враг заливать рынок пустыми деньгами.
От этого понимания до введения стандартов прошло не одно десятилетие, и причина понятна, если не забыли, что разным регионам отнюдь не одинаково повезло с теми или иными благородными металлами. Когда, наконец, был найден компромисс, все быстро оценили удобство единых стандартов и отметили действительно отлично найденный баланс, не ущемивший ни одного крупного игрока (кроме Нартекса, но там всё учли и играли в долгую – см. дальше). С тех пор и до МП в торговом пространстве Вендора циркулирует всего четыре основных типа монет, причем четвертый добавился относительно недавно и используется довольно редко.
На монетах красуются разные чеканки, однако сочетание сплавов в каждом их типе примерно одинаковое. И как бы ни назывались монеты из разных регионов, все чаще их именуют согласно новому принципу, опирающемуся на старую традицию. Самый простенький сплав называют медяком, самый ходовой в быту – серебряником, классическая монета носит название золотой, и никого не волнует, что золота в ней куда меньше, чем в «золотом» времен Лидии. Разве что цены с тех пор подросли, ну так считать лучше будут… Что касается поздней монеты, то ее называют платиновой, и появилась она только тогда, когда гномы Сепартекса в своем новом литейном заводе одолели температуру в 1800 градусов. Другой вопрос, что платиновые монеты с собой носят обычно только особо удачливые искатели приключений, не любя оттягивать карманы и рюкзаки мешочками с золотом.
Когда всё запустилось и окрепло, дельцы Нартекса не удержались и от возвращения к бумажным деньгам. Но, помня судьбу стратоса, договорились о двух вещах: обмен банкнот на монеты можно осуществлять уже везде, а чтобы избежать подделок – нужно просто вплести бумажные деньги в классическое правило «себестоимость=цена». Деньги стали печатать на дорогой бумаге с использованием красок, напыления и прочих легко различимых особенностей. Этот впрыск в финсистему окончательно стер недовольство некоторых регионов, не особо богатых благородными металлами, в первую очередь порадовав сам Нартекс, которому было явно проще запустить пару десятков ксилографических мастерских, нежели надеяться отыскать-таки в пустыне золотые прииски. Ясно, что радости у богатой серебром Олимпии или все еще золотоносной Лидии данная инициатива не вызвала, но Нартекс к тому времени опять утвердился в роли торговой столицы, и вместо споров с ним богатые металлами регионы просто построили ксилографии и у себя, вложив в производство бумажных денег солидные средства в монетах. Финсистемам порою полезны подобные встряски, когда переход от одного типа ценностей к другому – означает или смену элит, или их обновление впрыском более прогрессивных и отвалом наиболее архаичных и менее смелых.
И напоследок уже только тезисно о не попавшем в основной текст.
К МП на рынке проще всего услышать стоимость именно в золотых или серебряниках, а вот расплатиться можно и банкнотами, пускай чаще эта валюта фигурирует именно между купцами.
Сами купцы вообще зачастую ведут расчеты лишь на бумаге, а используют старый-добрый обмен. Логично же, что на родной Ллантрейн скандский купец повезет из Нартекса не монеты с бумагой, а редкие или даже экзотические для скандов товары из, скажем, Аджарии или Даоссии – которые дома можно будет продать с хорошим наваром.
В некоторых регионах (например, в Аджарии) торговать позволено только в местной валюте, и заезжим купцам приходится привозить и обменивать товары именно на рупию, чтобы иметь возможность что-то купить. По вполне выгодному, впрочем, курсу, ибо для аджаров закон несет скорее психологический бонус. Богатым металлами, им не хочется свои труды обменивать на чужие металлы или тем более бумажки – важнее получать за это непосредственно товары. За принципиальность расплачиваются аджарские купцы, которым сложнее работать уже за пределами родного острова.
Нартекс намеревался назвать бумажную валюту абиссами в честь своего нового самоназвания абиссинцами, однако даже веса Купеческой ложи не хватило для такой наглости.
Самые большие золотые запасы – у гномов подземной автаркии Тиббот. Какое-то время их последний король мечтал купить за это золото пару регионов поверхности, но к МП планы изменятся, и золотой запас превратят в пруд, чтобы беглецы в Сепартекс перестали воровать у королевства золото, ну, и для красоты, возможно. Это, впрочем, будет не последняя форма золота Тиббота.
Между прочим, именно под предлогом гномьей угрозы Нартекс продавил банкнотную реформу. Негоже, дескать, всю финансовую систему ставить в зависимость от гномьих прихотей – вдруг выберутся на поверхность да вывалят разом весь золотой запас, в считанные недели обрушив в инфляционный хаос весь Вендор. А так – перейдем себе сразу на знакомые люду банкноты, соберем гномье золотишко спокойно, а потом скорректируем новые цены, уже без паник и суматохи.
Логика в этом была, и когда пуны Гамилькара поаккуратнее и бережнее, нежели гномы из фантазий Ложи Нартекса, но выплеснут на рынок солидное количество золота, добытого в Картахене, к обвалу это и близко не приведет. Цены повысятся серьезно выше темпов перманентной инфляции (а несмотря на расчеты Нартекса и долгие консультации с монетчиками разных стран, денег на рынке все равно появлялось больше, чем товара, и цены на протяжении многих лет плавно росли), но в ответ трапезиты уберут с рынка некоторое количество монет, увеличат количество банкнот, и таким образом система переварит золото пунов, благо сами пуны очень скоро спровоцируют экономический подъем, стабилизируя денежную массу равноценным валом товаров или услуг. Другое дело, что само это золото, взятое из насканских хранилищ, имело на себе слишком мрачный шлейф пороков еще из древних времен, и поскольку такие металлы долго хранят информацию – золотая инъекция от пунов слегка подпортит ауру не одной сотне тысяч людей, прикоснувшихся к грязным деньгам. И хоть сами пуны понятия о мрачном шлейфе не имели – расплатиться им придется. В самой известной валюте человечества… А по какому курсу – будет зависеть уже от героев книг.

Имена
Это могло бы быть темой для отдельной статьи, если бы события буквально предпоследних страниц книги Воздуха пошли немного иначе. А так, слишком подробное обсуждение не имеет особого смысла.
Институт имен и фамилий обычно опирается на родовую или поместную принадлежность, и здесь Вендор не вполне исключение. Имена тут нередко даются в честь деда или бабки. А вот с фамилиями посложнее – пока существуют скорее их подобия, да и то лишь в части регионов.
Собственно, именные схемы вообще существенно различаются, в зависимости от региона. Где-то, как и говорилось, мальчика назовут в честь деда, и это будет его семейное имя, а вторым может стать, например, уже уточняющее прозвище, полученное в честь личных особенностей или достижений. А где-то – именно прозвище будет считаться основным именем, а в честь отца, деда или всего рода – будет звучать уже второе, родовое имя (Эрих Мария, например, или Иоганн Себастьян). Не забываем, что второе имя может быть и религиозным, а может таковым быть и третье – где тайное, где не очень.
Выбор стоит обычно, какое из имен считать основным. Большинство людей, не претендующих на межрегиональную или историческую известность, зачастую живут с не особо оригинальным личным именем и именем родовым, добавляемым уже по ситуации (когда нужно из двух Джонов, Луциев или Василис выделить одного или одну конкретно). Родовые имена постепенно трансформируются в зародыши фамилий, и пока еще чаще путем приставок, нежели суффиксов, либо при помощи характерных для народа конструкций вроде де, фон, мак, о`-, де ла, ибн, дус и прочих; впрочем, и близкие нам суффиксы -ов, -ич или -ий тоже уже назревают.
Несмотря на то что разнообразие языков дарит достаточную аутентичность и личным, и родовым именам в масштабе всего Вендора (Аурелий на Руси явно будет выделяться среди Златанов и наоборот), люди, которым приятно или важно подчеркнуть не столько свой род, сколько лично свою уникальность (это и барды, и купцы, и искатели, и многие другие странники) – часто выбирают как основное имя некое прозвище или псевдоним, благо все то же языковое разнообразие в этом случае позволяет почти не иметь тезок или в своем кругу, или в конкретной местности.
Скифские странники вообще свое имя оставляют дома, а путешествуют только с прозвищем, и эта традиция прижилась далеко за пределами их народа. Кое-где же старательно подчеркивают именно родовую принадлежность, и логично, что это происходит там, где весома роль самих родов (обычно заслуженных) на фоне других (менее заслуженных). В Капитолии двойное имя любят носить патриции, в Синае – самураи-буси. У дроу имеют право его носить лишь Владычицы и действующие династии (пробивающиеся сквозь сито меритократии уже более двух-трех поколений, что не так уж и часто, а потому и особо почетно). А семиты свое родовое имя ценят, но афишируют обычно только в узком кругу, ведь там оно может означать пусть и неравнозначную кастам, но вполне себе целевую принадлежность, как, скажем, религиозные Коэны или управляющие Левии. Ясно, что и в кастовой Аджарии именно второе имя выглядит паспортом (а первое – просто прозвищем), пусть имя – лишь один из великого множества идентификаторов, наряду с элементами одежды, украшений, узоров на коже и головных уборов, если не причесок.
Одним из фамильных авангардов стала также Иберия, ведь именно здесь, в месте буйного скопления самых разных этнических и клановых групп – родовую принадлежность подчеркивали особенно часто. А у эльфов, например, институт семьи имеющих слабый, имя всегда одно, но зато нередко уникальное на целое поколение из-за богатой традиции словообразования.
В далековатых от именно клановости народах рабочая схема – это давать ребенку при рождении семейное имя (часто это уменьшительно-ласкательное от имени деда, бабки, отца или матери ), а уже личное имя-прозвище, позволяющее не путаться (семьи-то чаще довольно большие) – вручать не от балды, а когда по нраву и увлечениям ребенка можно будет определить, что ему действительно подходит. Правда, в хоть сколько-то религиозно или мистически подкованных обществах распространена и другая практика: давать имя, словно напутствие, опираясь на свое или жреца (шамана, знахаря, священника, ведьмы, брахмана этс.) интуитивное видение жизненного пути новорожденного человека. Например, в честь богатыря, святого или героя.
Подводя итог, скажем, что вам в Вендоре будут чаще всего встречаться имена-прозвища. И не только с целью упростить запоминание, а и потому же, почему эта тема не удостоилась отдельной статьи.


Рецензии