Тяжела ноша чеченской женщины

Апрельские последние дни обычно всегда бывают погожими. Весна — время надежд и мечтаний, особенно в молодом возрасте, особенно для юношей.
27 апреля 1997 года произошло событие, сделавшее жизнь моей семьи до и после. В один миг все разрушилось, потеряв всякое значение. Но все позади, раны зарубцевались. То, что нам суждено — не миновать!  Хвала Аллах1у за все!
Я не помню, как добрался до дома в Мартан из Грозного. Нет, хотя помню, это был «Рафик» Нурди. Лег на диван со своим заплаканным и грязным лицом, наспех умытым в Сунже.
В тот вечер и ночь помню смутно. Ехали к дяде сообщить недобрую весть про его младшего брата; мучительное ожидание возле операционной, сидя на корточках; попытки скрыть слезы, уткнувшись в свои колени; чья-то легкая рука и строгий голос, но с нотками неподдельного участия; усталый врач, севший рядом со мной сразу же после операции.
— Твой отец будет жить но без ног, — сказал он. — Я многое бы отдал, чтобы мой отец был рядом со мной, Ибрагим, хотя бы таким.
Мои рыдания усилились, еще ниже опустилась голова. Теперь, спустя 25 лет, с каждым днем, с каждым годом все отчетливее встают в моей памяти те слова врача. Без сомнения, их истинный смысл мне еще предстоит понять и пропустить через себя.
Утром 28 апреля меня разбудили горячие и соленные капли. Это моя нани Саунапи. Она  склонилась надо мной и горько плакала, поглаживая мою голову.
— Доброе утро, нани, — сказал я. — Уже все встали, да?
Я осмотрелся мои младшие сестры и братья были тут, смотрели на меня. Вспомнил, что произошло, сел на край дивана и задумался.
Очень хотелось верить, что это кошмарный сон, но увы, жестокая реальность предстала всеми черными красками. Вспомнил и траншею, и взрыв мины, и раздробленные в клочья ноги отца.
По милости Аллах1а, с испытанием семья справились. Нани сделала все возможное и невозможное, чтобы поставить нас на ноги.
Тяжела ноша чеченской женщины, сколько им пришлось перетерпеть, вынести на своих хрупких плечах в годы лихолетья.
Мои родители живут вместе вот уже 42 года. У матери сегодня день рождения. Ей 61 год. Пусть Всевышний дарует долгих лет жизни всем отцам и матерям!

22 ноября 2022г, Мартан


Рецензии