Дорого

      Опять эта рыжеволосая маячит впереди. Опоздала на автобус, наверное. Он у нас делает два рейса – утром и вечером. Не всем хватает мест. И людям приходится тащить тяжёлые сумки и рюкзаки на свои дачи и обратно пешком. А до оживлённой трассы ни много, ни мало – три с половиной километра. Я в таких случаях обычно останавливаюсь и подвожу людей. Дело даже не в том, что в своё время сам вдоволь находился пешком, а просто людей по-человечески жалко. За день так «наотдыхаются» на своих фазендах, что к вечеру уже ноги не держат. А тут ещё и сумки с урожаем тащить. Особенно женщинам тяжело. На них не только огород, но и весь быт держится. Есть, конечно, и мужики дельные, работящие, любящие и понимающие своих жен. Подвёз я как-то одного такого. Колоритный мужик с пышными гуцульскими усами. Надень на него традиционную шляпу-кресань с петушиными перьями, расписную овчинную безрукавку и будет вылитый гуцульский пастух с длиннющей трембитой на живописном фоне карпатских гор. Как я узнал позже, у него такая уличная кличка и была – гуцул. За те пять минут, что мы ехали, он столько тёплых слов успел сказать о своей жене: и умная, и красивая, и работящая. И как он ею дорожит, и как старается всячески ей помогать, чтобы облегчить её труд. Я её зову «сокровище моё» - трогательно закончил мужчина свой дифирамб в адрес жены. От Николая, так он представился, исходило море позитива. Очень он мне понравился. Вот же повезло женщине, - думал я, редкой души человек. Остановите здесь, - сказал Николай, - тут мне уже недалеко, я по тропинке дойду. А заодно букет полевых цветов нарву, жена их просто обожает.
      Примерно месяц спустя, работая в саду, я услышал на соседней улице возбуждённый гомон. Пройдя через импровизированную калитку к друзьям-соседям, спросил, - что за шум, а драки нет? Да вот, - сказала Валя-соседка, - гуцулу стало плохо, упал и сознание потерял. Выпил вчера с товарищем, а у него сердце слабое. - А «скорую» вызвали? Не знаю, - ответила Валя. Да, - подумал я, - от города до нас двадцать километров, и отыскать адрес тоже непросто (навигаторов тогда ещё не было). И машина моя, как назло, в ремонте. Хотя, в принципе, можно дойти до трассы пешком, а там встретить и проводить «скорую» до места. Надо предложить людям этот вариант. Где их дом, - спросил я. Через три дачи, по нашей стороне, - сказала Валя. Подойдя к указанному участку, я увидел в огороде рыжеволосую женщину с тяпкой в руках, пропалывающую картошку. Ну, значит, Николаю полегчало, - подумал я, - раз жена в огороде. Здравствуйте, ну как муж, - спрашиваю? Да в доме лежит, - отвечает. - И что говорит? – А ничего не говорит, молчит, в потолок смотрит. – Так, может, скорую помощь вызвать? Теперь есть платная «скорая», в любое место приедет. – А сколько это будет стоить? ... Её вопрос в моём мозгу не сразу вписался в логику происходящего. Я даже несколько опешил, - какая разница, сколько стоит, если человеку настолько плохо? Ну, - собравшись с мыслями, ответил я, - тысячи три-четыре, может, пять. – Нет, это очень дорого! Я сейчас лучше зятю позвоню, чтобы вечером приехал. - Но до вечера же ещё очень далеко. – У зятя работа серьёзная, отрывать не с руки. А Николай отлежится, не в первый раз. Знает, что пить нельзя, а удержаться не может. – А может, у вас здесь с собой денег нет, так я заплачу за «скорую», – сделал я последнюю попытку. - Да нет, спасибо, не надо. Ну, тогда до свидания, - распрощался я с женщиной, посчитав свою миссию исчерпанной. Оглянувшись, увидел, что она продолжает тяпать картошку. Ну, наверное, закончит рядок, а потом уж позвонит, неуверенно подумал я.
        Вернувшись, рассказал соседям о своём разговоре с «лисой» (так я для себя мысленно назвал женщину за её копну ярко-рыжих волос), и мы разошлись. А на душе остался неприятный осадок. Вот, ведь как Николай свою жену любит, сокровищем называет, а сам он для неё, судя по всему, таковым-то не является. Не уловил я в голосе "лисы" ни беспокойства за его состояние, ни заботы о нём, ни сочувствия. И ключевое слово здесь – сочувствие. Это базовое чувство в человеке. Симпатия, любовь, жалость, жертвенность – это всё есть, если он способен сопереживать, сочувствовать другому человеку. В противном случае душа его мертва. Любовь замещается эгоизмом, жалость – равнодушием, жертвенность – безразличием. Вспомнился случай из юности. Дело было зимой. Шли мы с девушкой в кино. Я потерял равновесие на скользком тротуаре и со всего маху грохнулся на спину. От сильного удара перехватило дыхание. Я никак не мог сделать вдох, в глазах потемнело, картина окружающей действительности расплывалась. Преодолевая боль в груди, с усилием втянул в себя воздух, потом ещё и ещё, всё сильнее и глубже. Картинка начала проясняться. И первое, что я увидел, это заливающуюся от безудержного хохота мою спутницу. Он смеялась так весело и задорно, так непринуждённо… Жуткая боль в груди показалась ничтожной по сравнению с поразившей сознание неуместностью этого смеха, которым я был просто раздавлен. Как она может, - думал я, - неужели она не понимает, как мне больно?! А она продолжала хохотать, даже не догадавшись протянуть мне руку. Я с трудом поднялся, кое-как отдышался, и мы пошли дальше. Игриво поглядывая на меня и время от времени прыская в кулачок, она даже не поинтересовалась, ушибся ли я. Несмотря на юный возраст, мне достало ума понять, что вряд ли моей спутнице присущи такие качества, как сочувствие, жалость и сострадание. Стоит ли говорить, что этот наш поход в кино стал последним.
       Всё-таки, как легко в угаре основного инстинкта мы принимаем необдуманные и скоропалительные решения, определяющие нашу судьбу на всю оставшуюся жизнь. Ведь выбор спутника или спутницы жизни – это главный выбор человека. И ошибка здесь носит фатальный характер. По сути, это самый рисковый проект в судьбе каждого из партнёров. Недавно я заказал через интернет навороченный секатор на аккумуляторе для обрезки деревьев. Через неделю я получил по почте за четыре с половиной тысячи рублей бейсболку и пакетик сухого рыбьего корма. Да, я рискнул. Но вскоре забыл о своей неудаче, купив секатор в магазине и исправив тем самым свою ошибку. А вот в принятии судьбоносных решений ошибки обходятся несравнимо дороже. Не повезло Николаю поскользнуться, как мне, в присутствии своей будущей жены. На сто процентов уверен, что она повела бы себя в точности, как и моя спутница.
        Вы можете меня спросить, не слишком ли я предвзят в отношении жены Николая? Возможно, не исключаю. Но тогда задайте и другой вопрос, а что же, всё-таки, стало с самим Николаем?... А умер Николай... Так и не дождавшись ни слишком дорогой "скорой", ни чрезмерно занятого на работе зятя... Что тут скажешь... Главный жизненный выбор обошёлся Николаю непомерно дорого, ценой самой жизни.
      Каждый раз, когда я еду и вижу впереди рыжую копну волос, возникает жгучее желание проехать мимо. Но каждый раз останавливаюсь. И пытаюсь найти женщине оправдание. Ну, не прочувствовала ситуацию, не разобралась, думала, что всё обойдётся. Но вновь в памяти всплывает её бездушная фраза на предложение вызвать «скорую», - «Нет, это слишком дорого!» И все мои нарочитые оправдательные аргументы тут же рассыпаются в пух и прах. Мы едем, практически не разговаривая. - "спасибо", "до свидания", - вот и всё. Думаю, что мы оба понимаем причину нашего неловкого молчания, и оба чувствуем в присутствии друг друга душевный дискомфорт. Потому что сегодня, когда я притормозил машину и, приспустив дверное стекло, предложил её подвезти, она сказала, - спасибо, я, пожалуй, пройдусь пешком, подышу свежим воздухом. Не скрою, я вздохнул с облегчением.


Рецензии