Моё первое армейское задание

Валерий Акимов.


                Моё первое армейское задание.






  В марте 1942 года в нашем училище военных  топографов был выпуск. И я, Лёнька, то есть, теперь уже младший лейтенант Леонид Раскоков, отправляюсь на фронт. Прибыв в часть, я добрался до штаба и доложил капитану Мордвинову о своём прибытии. Капитан молча осмотрел меня с ног до головы и сказал:
-Тут такое дело, младшой… Надо привезти карты из топографического отдела армии.
-Есть, привезти! – с улыбкой произнёс я.
Капитан покосился на меня, поправляя ладонью свои усы.
-Сейчас доверенность выпишу.
Он сел писать доверенность на заранее заготовленном бланке.
-Значит так, пойдёшь к третьему блиндажу, там слева от него, возле забора стоит лошадь. Кличка Манька. Доедешь на ней до деревни Семёново. Дорога там прямая. Доберёшься до речки, переправишься на ту сторону. Там и штаб недалеко. Получишь карты и дуй назад. Туда-сюда, должен будешь поспеть к приезду начальства. Вопросы есть?!
-Никак нет! – ответил я бодро.
-Ну, тогда ступай. Свободен.
Пошёл я искать третий блиндаж. Первый прошёл, второй. Солдаты возле походной кухни показали мне где третий.
-Вон, видишь, кляча серая стоит возле забора привязанная, рядом и есть третий блиндаж.
Подошёл я к лошади. Она стоит смирно, на меня не реагирует. На спине вместо седла, подушка верёвкой привязана. Благо, уздечка есть.
-Ну, здравствуй, Маня…- произнёс я негромко.
Лошадь повернула в мою сторону голову.
Я, москвич, никогда верхом не ездил. В училище тоже этому не учили. Но надо ехать. Это приказ.
Ухватился я обеими руками за подушку, стал подтягиваться. Подушка вниз сползла.
-Тьфу, ты, чёрт!- вырвалось у меня.- Чё делать- то?!
Тут увидел- пенёк торчит. Отвязал лошадь, подвёл её к нему.
-Ты только стой, пожалуйста, Манечка, я сейчас залезу.- проговорил я .
Поправил подушку, повод в руки взял, сам от пенька оттолкнулся и повис, как мешок, на спине у лошади… Хорошо, Манька стоит спокойно, не испугалась. Перевернулся кое-как. Манька обернулась на меня, смотрит, будто спрашивает.- « Ну, ты готов»?
Я, вздохнув, сказал:-«Готов, поехали». Манька сама пошла шагом. Я её слегка сапогами прижал, поехала рысью.
Ну и езда это была! Каждую секунду меня подбрасывало, а я не мог  приспособиться к ритму езды. Зад мой быстро онемел с непривычки, и я постоянно вертелся, ища нужное положение. При этом я дёргал уздечку то вправо, то влево.  Мане это, видно, надоело, и она остановилась. Посмотрела на меня.
-Ну чего ты на меня смотришь?!- сказал я ей.- Ну не умею я! Никогда не ездил верхом! Вот ты же не умеешь карты составлять?! А я ездить не умею… Ты уж извини меня…
Манька, посмотрев на меня, опять кивнула головой и пошла шагом.
 Проехав немного, я решил сесть , как женщины, свесив ноги с одной стороны, я в кино так видел. Так сидеть было полегче немного. Наконец, добрались до речки. Хорошо, что там был брод. Чтобы вода не попала в сапоги, я задрал ноги. Чудом, сохраняя равновесие, я переправился на тот берег.
Проехав деревню, занятую нашими войсками, я слез с Мани и повёл её в поводу.
 Добрался до топографического отдела. Привязал Маню к дереву. Получил карты. Это был довольно тяжёлый рулон, килограммов пять, не меньше. Постеснялся попросить, чтобы мне его перевязали.  Кое-как, с забора, сел с этим рулоном на Маню. Поехали… Терплю страшную боль, но ехать надо. Тут, как нарочно, дождик пошёл. Да ещё молния шарахнула! Гроза первая весенняя. Маня моя на это не реагирует. Боевая лошадка, сразу видно. А тут ещё ветер налетел. Шквал, можно сказать. Я в гриву Мане вцепился, карты подмышкой держу. Еле держусь. И тут рулон с картами на землю упал. Обёрточная бумага лопнула, и карты, как птицы, вверх полетели. Я спрыгнул с лошади, пытаюсь поймать их. Повезло, что рядом камень лежал. Я им прижал те, что ещё не улетели. Сам побежал другие собирать. Собрал вроде все. И тут, как нарочно, обстрел начался. Я карты в гимнастерку засунул и ремнём пристегнул. Залез на Маню и галопом к лесу. В лесу слез уже с лошади. Идём мы с Маней по лесу, бурелом обходим. Шли долго, почти час. Гляжу, просвет появился. Стали выходить, а там немцы! Отряд небольшой, может разведка. Мы в другую сторону. Опять в лес. Стали обходить, в болото влезли. Но идти надо. У меня же карты. А куда идти? Ну, я примерно знал, в какую сторону. Повёл Маню. Тропинки нет. Идём так, по наитию. Тут она оступилась. И задом ушла в воду. Я её за повод тяну, не выходит. Маня хрипит только. Чё делать?! Сам уже еле на ногах стою. Сил нет. Смотрю, Маньку засасывать стало. Гляжу, ствол дерева небольшой валяется. Хватаю его, сую ей под брюхо. Просунул, как сколько смог. Она на него маленько упёрлась. Перестала погружаться.
-Маня… Манечка… Ты давай…. Ты  держись.. Я помогу тебе…
Манька стала передними ногами подтягиваться. Я дрын, что ей под брюхо засунул, поднимаю, как могу. Не выходит ничего…
Манька на дрын легла и лежит… Хорошо, хоть засасывать её перестало.
Ну, что делать? Мне же карты надо в штаб доставить.
-Маня… Ты прости меня… Мне приказ надо выполнить. Ты понимаешь?! Это война. Война!!!
Стою я, на неё смотрю…. А она мне в глаза, тоже смотрит… Пристрелить надо, чтобы не мучалась, а я не могу. Даже думать об этом не могу, чтобы Маньку пристрелить. Развернулся я… И пошёл прочь. Иду, а сам про Маньку всё думаю. Жаль мне лошадь. Ой, как жаль…. Остановился. Не могу дальше идти. Сломал хворостину толстую. Бегом назад. Прибежал, Манька всё также, брюхом на дрыне лежит. Круп её в болотной чёрной воде. Увидела меня, смотрит с надеждой… Тут на меня такая злоба нашла, что я человек и сделать ничего не могу!
Схватил я дрын, стал поднимать его.  Потом бросил. Хлещу хворостиной по Маньке. Сам матерюсь во всё горло!
-А ну, давай! Вставай!!! Чего разлеглась!!!
И тут, сам не знаю, откуда, силы только взялись. Схватил я конец дрына и приподнял его. И Манька, понимая, что это её последний шанс, так сильно стала ногами перебирать… И рывком…. Рывком….
Бог видать помог нам… Выбралась Манька….Стоит грязная вся. Болотная жижа с неё стекает. А я стою… смотрю на неё… Она на меня…. А сил идти нет….
Как добрались до штаба, не помню. Передал я карты капитану. А он мне и говорит:
-Мы думали, под обстрел ты попал. Думали погиб ты…
-Да, было дело…
От командования получил я благодарность, Манька от меня- кусок ржаного хлеба с солью…
Вот такое было моё первое армейское задание….

               
                2022 г.


Рецензии