psiho Пушкин Психо- и судьбо-анализ Микс 1711
Пушкин.
Психо- и судьбо-анализ жития.
Микс 1711 - рукописные записки в дневнике ДИП 2012-2022 с записью диалогов двух старцев
***
ОКБ - Религия - Вера – Гнозис – Мистика - Пушкин
О разборках на идейном поле брани первой трети 19 в: все пишут о мистическом озарении, богопознании и богообщении без попа чрез личный опыт медитаций и откровений. Все это уже было в основе гностич. учений в раннем допоповском и доцерковном христианстве. Гностики обо всем этом уже все ясно сказали и за это пострадали. И никто тогда на заре христианства, кое по своим осн. аспектам было уже до И.Х, не додумался называть это мистикой. Ничего еще не было сокрыто и скрыто: богопознание и общение с Ним тет-а-тет было естественным и единственно возможным. Это потом ученики Савла-Павла завели в прозелитстве пробужденных под своды своих церквей и заткнули им рты, испугав их души. Но русское общество нач. 19 века и бол. часть рядового клира понятия об этом не имела, ибо богословских книг (особо по проблемным вопросам теологии) в открытом доступе не было. Познакомившись с гностиками, люди не могли не увлечься ими, их не могла не привлечь личная внутренняя церковь и доступный для общения Бог. В таком смысле АСП был мистом – как большинство ищущих и пробуждающихся. Таким был Бог АСП. Хотя он прямо о нем почти никогда не говорит. Да, его мышление к 36-му все более сосредотачивалось на проблеме спасения - его поиск = суть христианства. Хотя суперклассика гнозиса и мистов гласит: Познавшему Бога (Любовь) чрез внутр. озарение и откровение спасение уже не нужно, иначе это было б абсурдом!
Обсудим: 1) Человек рожден смертным и часто просто увечным и недолговечным уже на выходе из чрева 2) так не абсурдно ли за это благодарить создателя Жизни на Земле 3) не страх ли смерти просто тормошит ген и инстинкт жизни, не страх ли – продукт наших эгоистичных генов - требует поиска «спасения», абсурдного для самого замысла проекта ЛнаЗ, смирения и поклонения Создателю! Религиозность и Вера - я разделяю их по полюсам. Апофатика и исихия Руси = копаем. К наиболее важным чертам православной культуры в России следует отнести: византизм, восточно-христианский мистицизм и традиционализм. Тресвятский Лев.
Булгаков Сергий, протоиерей. БОЖЕСТВЕННОЕ НИЧТО. Из конспекта по исихии и апофатике: мысли богословов об общении с Непознаваемым = Божество в Его трансцендентном аспекте невозможно даже сказать, что Оно есть, ибо, говоря это, мы тем самым превращаем Его в некоторое кто и что или в некто и нечто, между тем как Оно есть НЕ-кто и НЕ-что, а потому и вообще НЕ-есть. Другими словами, приходится признать, что о трансцендентном нельзя утверждать даже бытия. Божеству не свойственно бытие (хотя это не значит, что Его нет в смысле имманентного самосознания). Оно есть НЕ-бытие, Сверх-бытие. Аристотель, восходя по лестнице форм в их естественной иерархии, приходил к форме всех форм, имеющей содержанием только себя, мышление мышления (;;;;;; ;;; ;;;;;;;), первое движущее (;;;;;; ;;;;;;), составляющее и источник всякого движения, и его предмет, как всеобщее стремление и любовь (;; ;;;;;;;;;; ;;;;; ... ;;;;; ;; ;; ;;;;;;;;); эта Форма вообще и есть Божество! Аристотель дал определение Божества как мышления. Платон: Бог - сфера идей - Мир (проявленный) : признание непознаваемости Божества приводит Климента Александрийского к утверждению откровения как единственного источника положительного знания о Божестве. Платон: «Бог не может быть разумом постигнут, и словами понятие о нем не может быть выражено»
Основной мотив апофатического богословия: трансцендентность Бога твари и недоступность Его тварному сознанию у Отцов Церкви. Ареопагит Дионисий: Божество по благодати открывается человеку в меру способности отдельного духа...Основная мысль, развиваемая в сочинении «О божественных именах», состоит в абсолютной трансцендентности и непознаваемости для нас Божества. Плотин, идя апофатическим путем, еще оставляет понятие единого как определение абсолютного, между тем у Дионисия, в апофатическом аспекте, оно не есть ни единое, ни единство, но есть полное и окончательное НЕ-кто и НЕ-что. Блаж. Августин: наилучшее, что может сказать человек о Боге, это уметь молчать от полноты премудрости внутреннего богатства. Фома Аквинский говорит: что есть Бог, мы не можем ни сказать, ни узнать. Ибо Бог ведом лишь самому себе, как Он есть. Ангелу же (говорит Фома) он известен в подобии, а нам в зерцале, гаданием. Учение о премирности или трансцендентности Божества, о Божественной Тайне, приоткрываемой Откровением, и составляет подлинный смысл отрицательного богословия.
***
Мист и богопознание от ибоги и РОК Пушкина
Булгакова С. Отрицат богословие... Это и есть мистика... это Не-что НЕ-кто...Ни-что
alex01138_1: короче все мы мистики. В меру способностей
serjeo: если ты о чем-то не можешь сказать что-то четко в дефинициях (самому тебе абс. понятных и ясных), то ты в мистическом поле плывущего в бреду мозга... Настоящим отцом отрицательного богословия в христианской философии и мистике является таинственный автор (как обычно полагают, начала V века), творения коего предание приписывает Дионисию Ареопагиту, мужу апостольскому, обращенному в христианство ап. Павлом в Афинах. Особенное значение здесь имеет сочинение «О божественных именах», представляющее собой одну из вершин мистической спекуляции.
alex01138_1: если ты о чем-то не можешь сказать что-то четко в дефинициях самому тебе абс. понятных и ясных), то ты в мистическом поле плывущего в бреду мозга...у меня всегда так, но это от недостатка образования)
serjeo: Понято мной для ПЖ: БОГ - это абс непознаваемое и неопределяемое никак никогда даже его Бытие ... Бог дается чрез Откровение (это код доступа для избранного) и Вера в него и Его Промысл дается только через дарованную Благодать. При чем тут образование: у Ареопагита оно было? Это фил к софии = любовь (пристрастие и привычка) к размышлению об отвлеченном, о трансценденциях, запредельностя.
Ре-изюм С. Булгакова: Основная мысль, развиваемая в сочинении «О божественных именах», состоит в абсолютной трансцендентности и непознаваемости для нас Божества. Разум, предоставленный своим силам, может и должен идти лишь апофатическим путем, положительные же определения Божества могут составлять только предмет откровения и содержатся в Слове Божием, где сообщаются различные имена Божий; анализу значения этих имен и посвящен трактат.
стало быть, фра, если кто-то хочет поискать Бога и сблизиться с ним - нужно медитировать, попасть в пространство Откровений, получить доступ и прикрепить Душу. Идя этим путем, мы неизбежно приходим к апофатическому определению, что на языке сущего Божество есть «подлинное ничто».. Познание Божества для человека, так же как и для чинов ангельских и для всякой твари, возможно лишь путем снисхождения Божества и ответного восхождения твари, только через сопричастие (;;;; ;;;;;;;; ;;;;;), «само же Оно, насколько Оно есть в себе, по своему собственному началу и свойству выше ума, сущности и знания» (de d. n., II, 4, с. 641). Какую-то ясность в богопознании и богообщении персональном может дать Его снисхождение до твари, которая решилась возвыситься (восходить) и вырваться из греховных пут мирского, причастилась, покаялась, смирилась и исповедалась. Максим Исповедник: Мы познаем Бога, лишь поскольку Он открывается нам, но само существо Божие остается за пределами человеческого постижения
В любом случае нужно личное усилие, медитация, чтоб попасть в ту пространственно-врем сферу, где обитает Откровение, дается озарения и осуществляется выбор, инициация и посвящение в избранные ... Не каждому : А если не открылся Он тебе лично, то ищи-свищи... не дано и бесполезно. Внутренний мир - сокрытый от нас Пушкин - грандиозная тема. Узнав о Приговоре, он стал искать в себе Бога, это доверие Его и откровение, чтоб узнать а что там дальше... за жертвенником и полной потери крови : и как уйти за ту дверь , войти во врата без груза греха: он строил лет 7 свою внутр церковь.
Отчего Ум ищет Божества, а Сердце не находит. Не был избран и принят в клуб благодатных, кому даровано Откровение? После стихотворения «Пора, мой друг, пора», читаем приписку: «о, скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню! Поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь. Религия, смерть». (Булгаков)
Булгаков С. (прот) : В трагедии Пушкина обнаружилась вся недостаточность для жизни только одной поэзии, ибо писатель, даже гениальный, еще не исчерпывает и не определяет собой человека. В истории дуэли и смерти Пушкина мы наблюдаем два чередующихся образа: разъяренного льва, который может быть даже прекрасен, а вместе и страшен в царственной львиности своей природы, и просветленного христианина, безропотно и умиренно отходящего в покой свой. : Смерть на дуэли не явилась неожиданной случайностью в жизни Пушкина. Напротив, призрак ее, как некий рок, как навязчивая идея, преследовал его воображение. Он как будто заранее переживал ее в творческом воображении, уже в Евгении Онегине (после убийства Ленского, «окровавленная тень ему являлась каждый день»), и даже как будто наперед произносил суд над собой.
Отсечем пушкинское: Религия. Смерть. Это код к тропам мыслей АСП. Религия (связь с неким Всевышним, Судией, Саваофом) связана с мыслями о смерти = обращение к ней от страха смерти? Отчего С. Булгаков для названия доклада выбрал термин Жребий?
alex: очевидно считал произошедшее цепью случайных событий, если со стороны АСП, или, если это Заговор (сговор), то АСП попал туда случайно из списка нескольких претендентов
serjeo: это пишет богослов (и оч. мудрый..) - тогда в его толковании Жребий д.б. от исходного для судьбы АСП Промысла Бога, т.е. не спичку тянули. Жребий АСп был от Промысла.
aleх: всё от промысла : если всё от Промысла, то что бы АСП ни делал, конец один и КОПАНИЕ становится не интересным
serjeo: э, не так просто.. составив РОЦ, мы могли заметить: тема Религия - Судьба - Смерть нарастали в голове АСП и превратились в 1836 в смертельную лавину и сплошную поэтическую молитву : тайное имя картины: А мне писец... Жеребьевку провели без меня... сделав из меня Гения - Козла Отпущения.
***
РОК – рождение и развитие Духовной темы
Юрьева И.Ю.: до 1830 в литературной критике АСП не встречается рассуждений на духовные темы. Эта тема мощно вступает в работу болдинской осенью 1830! Отчего так? (Это враки — а Демона 1823 г куда тогда деть!?) Да еще и Героем = Апокалипсической песнью! Из рецензии на Историю русского народа Ник. Полевого: «История древняя кончилась богочеловеком. Справедливо. Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. Истрия новейшая есть история христианства. ГОРЕ СТРАНЕ, НАХОДЯЩЕЙСЯ ВНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ!». Пока АСП говорил как ученый-историк. Это еще не сама литература. Первое лит-критич. исследование на христианскую тему появится в 1832, когда АСП готовил рецензию на книгу Муравьева А. «Путешествие к святым местам в 1830г» (дневник паломника). Затем в первом томе Современника АСП публикует рецензию на собр.соч. архиепископа Кониского. Круг затронутых религиозных тем: искупление грехов (!) - путь к спасению в вере – бессмертие души – Царство Небесное – уединенная молитва. Темы говорят сами за себя: это то, что волновало душу внутреннего АСП. Это показательно. Работа на духовные темы остановлена в 1836 – рецензией на Словарь о Святых кн. Эристова и Яковлева Мих. Плетнев П.А. к Я. Гроту о разговоре с Пушкиным «У Обухова моста во время прогулки» (за неск. дней до смерти): У него тогда было какое-то высокорелигиозное настроение. Он говорил со мною о судьбах Промысла…о благоволении…».
Грибоедов А.С.: В русской церкви я в Отечестве, в России. Мы русские только в церкви.
***
Кончина
Нет, мне тут не житье - АСП Далю на совет не отчаиваться...
ТУТ не житье...
К 1836 он свою обитель уже нашел и ушел.
Вот и все.
Свидетельство о публикации №222112200466