История церкви... не в брёвнах, а в рёбрах

(Наша совместная с моим мужем и соавтором Виктором Дубовицким статья, созданная на материалах Оренбургского Государственного архива и опубликованная в местной прессе).

История большинства православных храмов на окраине нашей необъятной России часто запутанна и неясна не только прихожанам, но и историкам Церкви. Оренбуржье, осваиваемое Россией начиная с первой трети XVIIIв., полно такими историями, спорными и часто трагическими. Возможно, все было бы понятнее, если бы не было антирелигиозной борьбы с Церковью в XXв., прокатившейся страшным огненным катком и по храмам, и людям…


«Церковь сия приличной утварью снабдена»...

В судьбе храма имени преподобного Сергея Радонежского в  Новосергиевке, тоже немало загадок. В начале XVIIIв. он был у Русской Православной Церкви одним из первых во вновь присоединенном крае. Первоначально на этом месте, на берегу р.Самарки, появилась казачья крепость Тевкелев брод. Практически сразу после основания, ее перенесли чуть повыше, на холм над рекой – мешали весенние половодья. Здесь на самой его верхушке и построили первый деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Согласно Клировым ведомостям Самарской Епархии, в ведении которой в то время находилась крепость Новосергиевка: «Церковь вспоминовения   преподобного   отца   нашего Сергия Радонежского чудотворца деревянная без предела в 1748 году казенным коштом на принадлежащей крепости и жителям земле по примеру прочих восточных грекороссийских православных церквей построенная и сим приличество благолепием украшена сосуды серебряные с позлащением книгу всего церковного  округа  имеются церковную приличную ризничею утварью, и прочим, что потребно для церкви снабдена. При сей церкви по благоместному 1732 года штату был наблюдать одному священнику, одному дьячку и одному пономарю».
К великому сожалению, история не оставила нам имен первых священнослужителей храма преподобного Сергия Радонежского. А первый доподлинный документ о церкви под названием «Клировые ведомости Самарской епархии Бузулукского округа крепости Новосергиевской единокомплектной деревянной церкви вспоминовения преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца штатных и заштатных священно и церковнослужителях и детях их за 1825 год» отстоит от даты ее первоначальной постройки на целых 57 лет!
Относительно же Георгия Епатьевича Маврицкого - настоятеля храма, эти самые ведомости составившего – известно, что это был: «Священник 36 лет. 1817 года июля 22 дня произведен священником в Новосергиевскую крепость к церкви преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца и на оный чин ставленную грамоту и указ имеет». Здесь же сообщалось, что Г.И.Маврицкий был отцом четверых детей.
О диаконе церкви по тем же Ведомостям известно и того меньше: «Федор Лаврентьев, 54 лет. Жена его того же уезда той же крепости умершего казака Якова Коркина дочь Евдокия Яковлевна. У них: сын Захар 26 лет. Жена его того же уезда той же крепости умершего казака Ивана Овчинникова дочь, Марья Ивановна, 24 лет; дочь Устинья (полугода); Василий (22 лет); Стефан (19лет); Алексей (14лет); Марья (14лет); Екатерина (6лет); Прасковья (2года)».
Известно и имя служащей просвирни. Это - «Вдовствующая крепости Новосергиевской казачья жена Катерина Иванова, 40 лет».
Судя по упоминаемому документу, церковь была полностью замкнута на «крепостную» жизнь, и не имела никакой собственности: «При оной церкви преподобного отца нашего Сергия Радонежского чудотворца 33-х десятинной пахотной и сенокосной земли не имеется. Священно и церковнослужители получают штатной государственное жалованье каждо год по расписанию Оренбургской казенной палаты… священник 28 рублей и 20 копеек, дьячок и пономарь по 9 рублей 60 копеек».
По сведениям из данных Ведомостей известен и количественный состав прихода церкви в 1825г.: «В приходе дворов 226. Кроме духовных в них душ мужеска пола 590, женского 580; обоего пола 1140, в том числе прихожане: военных, принадлежащих ведомству Оренбургской канцелярии 160 + 413 душ мужеска , 407 женского и обоего 814».
Однако Клировые ведомости за 1825г. – далеко не единственный из известных авторам источник, характеризующий жизнь данной церкви в середине XIXв.: в документах за 1829г. храм преподобного Сергия Радонежского упоминается, как один из храмов Епархии, вовремя не подавший «духовные росписи» священников; данные о нем появляются и в следующем, 1830г.: по свидетельству «Экстракта», составленного по духовным росписям церквей и направленного в Оренбургскую Духовную Канцелярию, храме уже имелось, - «…845 душ мужского и 841 женского пола. На этот год из числа священно и церковнослужителей, их жен и детей исповедовались и причащались 7 душ мужского и 6 – женского пола. Из числа штаба обер-офицеров, урядников, солдат и начжен (жен офицеров-ред.) и детей исповедовались и причащались 142 души мужского и 173 – женского пола. Далее – статские, посадские, дворовые, поселяне и даже раскольники».
Сведения о церкви Преподобного Сергия Радонежского, несколько отличные от ранее приведенных, имеются и в книге «Православные исторические храмы Оренбуржья». По мнению составителей монографии, «Церковь в с.Новосергиевка Бузулукского уезда построена в 1887г. на средства прихожан» (для сравнения: по сведениям Клировых ведомостей за 1825г.она  была «…в 1748 году казенным коштом…построенная…»).
Чем вызвано данное разночтение, сказать трудно. Возможно – дело в частых пожарах деревянных строений. По материалам книги «Православные исторические храмы Оренбуржья», в то время «…не только бузулукские церкви страдали от пожаров. В описях фонда Оренбургского духовного правления встречаются дела, которые свидетельствуют о пожарах в Сорочинской, Ольшанской и Тоцкой крепостях. В 1742 году со всей утварью сгорела церковь в Сорочинской крепости». Таким образом, возможно, речь идет о восстановлении или реставрации новосергиевского храма – более чем за век он вполне мог разделить судьбу других пострадавших от пожаров деревянных церквей.
Далее в книге приводятся данные о храме, ранее не упоминаемые в приведенных источниках, так как речь идет о более позднем времени: «Церковно-приходская школа открыта в приходе в 1891г., в ней обучались 70 девочек. Доход от кружечного сбора в 1912г. составил 1500 рублей. В ведении церкви находилось 67 десятин земли. При церкви действовала библиотека, содержащая 195 томов книг религиозного содержания. Численность прихода составляла 4300 человек».
Здесь надо отметить, что не только этот храм активно способствовал повышению уровня религиозного образования русского православного мира. К октябрю 1917г. чисто верующих (на территории нынешней Оренбургской  области) составляло 1 млн. 680 тыс. человек, которые посещали 916 храмов. Действовало 11монатырей (7 – мужских и 4 – женских). Церковь играла важную роль в ликвидации неграмотности и в общеобразовательной подготовке населения. В 1890г. при церквах Оренбургской епархии работало 250 библиотек, в 1905г. – 560, в 1915г. уже 650! В эту деятельность вносила свою посильную лепту и Новосергиевская церковь.


Малограмотные, но активные

Практически сразу после Октябрьской революции в России, антирелигиозная борьба стала одним из приоритетных идеологических направлений деятельности  новой власти. В его орбиту вовлекались, как   правило, малограмотные, но весьма активные молодые люди.
Так,  новосергиевский кружок сформированного в 1924г. Общества друзей газеты «Безбожник»  на девять  десятых состоял из крестьян и рабочих, из которых некоторые в анкетах даже точно не могли назвать своего социального  положения. «…Бедняк», - писал в этой графе житель села Осип Данилович Петров 1894 года рождения; «женат, 3 детей» - писал Александр Кузьмич Мещеряков; «дом и корова», - сообщал о себе в этом разделе Святиков Владимир Федорович. Тем не менее, имея часто «низшее» образование, как, к примеру, Иван Широнин, они, по их собственному мнению, были готовы вести культурно-просветительскую работу, «проводить отдельные беседы…против служителей церковного культа.
В 1937г. их деятельность перешла на новый уровень. В результате здание  церкви Преподобного Сергия Радонежского в Новосергиевке было разрушено до основания и на его месте построен клуб.
Некоторые послабления в гонениях на церковь были сделаны в тяжелую годину Великой Отечественной войны: был избран Патриарх, открыты сотни приходов, но фактически, с 1953г. притеснение церкви снова стало государственной политикой.
Постановление СНК 213 7-546-с от 2  августа 1945г. предлагало СНК республик, областным (краевым) исполкомам «…не препятствовать церковным общинам проводить церковный колокольный в звон в городах и селах, используя имеющиеся колокола и не препятствовать их приобретению». Однако на местах оно не реализовывалось. И верующих приходилось собирать на службы ударами в кусок подвешенной рельсы. Духовенство предпринимало безуспешные попытки выкупить находившиеся в распоряжении местных органов власти колокола. В частности, неудачей закончилась попытка передачи двух двадцати пяти пудовых колоколов бывшей Новосергиевской церкви, находившихся на балансе пожарной охраны. Председатель Новосергиевского райисполкома Марков на просьбу духовенства отреагировал следующим образом: «Хотя религия Советском Союзе и свободна, но мы  имеем указание от партии и правительства вести упорную борьбу с ней».
Упоминание в данном контексте «бывшей» новосергиевской церкви и ее колоколов, проливает слабый свет на некоторые аспекты ее жизни в ту трагичную для русского православного мира эпоху. Так как в других источниках есть лишь лаконичное сообщение на сей счет о том, что, - «…по сохранившимся данным, закрытие храма Преподобного Сергия Радонежского, не выявлено». А именно, из документа становится ясно не только, какие конктерно колокола она ранее имела, но и то, что какие-то представители духовенства обращались в Новосергиевский райисполком с просьбой об их передаче...
Куда? Кому? Ведь известно, что самого здания церкви, того самого - «деревянного без предела на каменном фундаменте» - к тому времени уже не существовало.
Яркое тому свидетельство – наличие Поклонного Креста, находящегося в нескольких десятках метрах от современного Новосергиевскиго храма, у  подножия которого на мраморной табличке выбито: «На сем месте стоял храм в честь покровителя поселка преподобного Сергия Радонежского, разрушенного большевиками в 1937 году. Преподобный отче Сергие, прости наших предков за сей великий и страшный грех». Кто же и где здесь служил во времена гонений?
В архивных документах значится, что «на территории Чкаловской (ныне Оренбургской) области в 1947 году без регистрации  функционировала  Никольская церковь в с.Краснохолм. В большинстве районов действовали незарегистрированные общины верующих, возглавляемые «заштатным духовенством и монашествующим элементом». В селах Старые Узели и Мордово-Бокла Мородово-Боклинского района в течение длительного времени не прекращались службы, которые совершали заштатные священники Звенигородский и Евдокимов. Нелегальные богослужения проводились в селах Колтубановка Бузулукского района, Городище, Николка и Нижне-Озерное Краснохолмского района, Кардаилово Илекского района. В Новосергиевке отправляли религиозные требы Соколов и Локтин, не имевшие священного сана». Всплывают и имена других людей, осуществлявших в тот период в Новосергиевке церковные требы: «… в п.Ново-Сергиевка службы проводили  К.Соколов и Е.Богданов».
Есть свидетельства того, что требы здесь не прекращались и ранее, даже в год разрушения храма. Однако фамилия священника, осуществлявшего их в тот период и даже местность, из которой он в 1937г. приехал сюда для совершения треб, неизвестна: «…В Ново-Сергиевке целый день верующие таскали священника по кладбищу, а никто не поинтересовался, откуда он приехал…». Совершенно очевидно, что это был не собственно новосергиевский священник, который к моменту составления протокола собрания  «Общества безбожников», уже был арестован ОГПУ: «Бардин Федор Спиридонович, 1891г.р., священнослужитель с.Новосергиевка  Сорочинского р-н.; осужден тройкой ПП ОГПУ по СВК. 27.04.30 на 10 лет ИТЛ. Дальнейшая судьба  его неизвестна». Такие же примерно данные есть и об осужденном той де «тройкой» другом новосергиевском священнике  - Николае Клавдиевиче Зефирове.
Да… жизнь храма, несмотря ни на что продолжалась. Но «в бревнах», вернее на этот раз в камне, она была восстановлена лишь в 2013г. Строили ее, кстати, по благословению Церкви строители-узбеки. Это были специалисты-каменщики, занимающиеся  реставрацией минаретов и медресе средневековой Хивы.
Вот таковы перипетии непростой и трагической истории небольшой церкви в районном центре Оренбуржья. Завершая рассказ о ней, мы смиренно повторяем слова, начертанные на поклонном кресте, - «Преподобный отче Сергие, прости наших предков за сей великий и страшный грех»….


Рецензии