Элементы культуры - очерк
С приходом в Россию законов капитализма, когда-то активный советский народ к культурным ценностям охладел: во-первых, потому что предлагаемые культурные действия сегодняшних деятелей культуры увлекают мизерную долю населения; во-вторых, коммерциализация культуры не всем по карману, и не всеми приемлема; а в-третьих, надо честно признаться, в основном уровень сегодняшних культурных мероприятий, как по содержанию, так и по исполнению, очень низок. Я – это, в первую очередь, примеряю на себя, как на среднестатистического гражданина своей страны. И могу сказать, что при социализме я бывал в театрах несколько раз в год. Причём, часто выезжая в командировки в разные города СССР, я успевал сходить и посмотреть спектакли в театрах этих городов. За последние 25–30 лет я, к сожалению, ни разу не заходил ни в один театр, и пока не испытываю такого желания. И вся моя семья, и множество моих знакомых придерживаются такой же точки зрения. Хотя театры работают, как старые, так и новые. Кто-то ведь ходит на показываемые там представления? Раньше в театре можно было встретить людей разного возраста, различных профессий и сословий. Какая часть общества остаётся приверженцем сегодняшних театральных представлений – мне не известно. Но судя по телевизионным рекламным показам этих представлений артисты там очень сильно щеголяют голыми частями тела. В многомиллионных городах, наверное, всегда найдутся любители и такой «клубнички». И у них своё представление и о жизни, и о культуре, и они не переживают, что об этом думает основная масса населения города, да и страны в целом.
Но вот кино люди ещё смотрят. И какое бы кино не было, его воздействие на формирование мировоззрения человека осталось, и оно существенно.
В большой степени через кино Советская власть формировала в стране сообщество новых людей, одержимых идеей справедливости, равенства и братства. И эта идея овладевала огромными массами людей. Герои советского кино способствовали созданию в стране новой общности людей – советского народа. А героев таких было предостаточно. Среди них были люди, которые своим самоотверженным трудом в различных областях жизни создавали мощь страны, люди, которые, не щадя себя, защищали страну от врагов, внутренних и внешних. И кино – советское кино – умело выносило эту героику на экран, делая её доступной миллионам людей по всей нашей стране и за её рубежами. Показывая, порой может романтически, как можно жить в свободной от эксплуатации стране. Я полагаю, что именно наличие, теперь уже остатков, в России такой общности людей позволяет нынешней России иметь свою цивилизационную идентичность, противодействует появлению среди жителей России резких, антагонистических противоречий, способных привести к междоусобице. И главное, героика Победы в Великой Отечественной войне, народная жертвенность во имя победы, пожалуй, единственное, что осталось у нас общего от того важного советского, позволяющего нам оставаться пока единым народом. Поэтому фильмы о нашей Победе над фашизмом востребованы. Но, конечно, не такая халтура, какую мы видим сегодня!
Надо отметить, что, если раньше в стране показывались в основном фильмы, созданные в Советском Союзе, и лишь небольшая часть зарубежных фильмов, прошедшие строгую проверку специалистов на предмет морали и других признаков, то сегодня всё информационное пространство России открыто для любых кинофильмов со всего мира. Если в СССР кинофильмы были интересны практически всем, то сегодня в России разные возрастные группы людей смотрят разное кино. Именно группы, поскольку кино можно сегодня посмотреть как минимум в трёх местах: классически в кинотеатре, по телевизору и через систему интернета. И эти места доступны именно отдельным группам людей.
В кинотеатры сегодня ходит в основном только молодёжь. Они смотрят всё подряд. Но вот оценку просмотренным фильмам, как правило, они делают по тому, как об этом говорят умники в телевизоре или в интернете. Им сложно оценить, каким должно быть кино как произведение искусства – нет базы для сравнения. Поскольку в кинотеатрах идут в основном дешёвые импортные фильмы или пародии на них, поставленные российскими режиссёрами, и, как правило, намного хуже. Я не говорю здесь о содержании, я говорю лишь о качестве съёмки, звуковом, световом оформлении, игре артистов, реквизиту, декорациям и прочее. Советские фильмы, которые могли бы выступить в качестве примера для сравнения, в кинотеатрах практически не показывают. Поэтому считаю фильмы, показываемые сегодня в российских кинотеатрах, губительными для формирования мировоззрения молодых людей, проживающих в России.
А вот по телевизору и через интернет фильмы смотрят все: от мала до велика. К сожалению, телевизор сегодня превращён в рекламный ящик, в котором в маленькие промежутки от рекламы показывают кусочки фильмов. Человек не может сосредоточиться и понять о чём фильм. В интернете не каждый может посмотреть, да и туда уже реклама добралась, либо за просмотр надо платить деньги.
Считаю, что государство должно запретить прерывать рекламой советские фильмы при любой форме их показа! Пусть рекламой заполняют современный киномусор.
Но главным во всём этом является качество показываемых фильмов. Качество, с точки зрения, обеспечения формирования через кино личности в духе добра и справедливости. Ведь именно к этому всегда стремилась прогрессивная часть человечества.
А вот здесь как раз и проблемы!
С уходом из жизни Станислава Говорухина, на мой взгляд, в России исчезли режиссёры, которые хотя бы немного приблизились к постановке фильмов соответствующих, снятым в советский период. Низкое качество поставленных фильмов их создатели, как правило, объясняют экономическими трудностями. При этом напрочь забывают притчу о плохом танцоре. А среди возрастных деятелей на этом поле в основном такие, которых, оказывается, в Советском Союзе притесняли, не давали им снимать так, как они хотели. Но у меня сразу же напрашивается вывод. И правильно делали: не пускали низкопробные работы на экран. Поэтому, на мой взгляд, фильмы, снятые в Советском Союзе (без вот этих, обиженных деятелей), являются образцом, каким должно быть кино. И таких же их последователей также нужно бы подальше держать от съёмочной площадки.
Можно было бы особенно и не обращать внимание на качество, поставленных ими фильмов, если бы они снимали эти фильмы на собственные средства. Пожалуйста, ставьте и доказывайте, что они чего-то значат! Так нет же, они все требуют бюджетного финансирования. Отсюда вопрос к чиновникам, которые занимаются этим выделением средств. Это Вы заказываете такие низкопробные фильмы? Это Вы заказываете фильмы, в которых сплошь неприкрытая клевета на наше социалистическое прошлое? В этих фильмах руководители-коммунисты, как правило, негодяи. Милиционеры и чекисты – садисты. И что страна Советов стала могучей не благодаря таким людям, а вопреки. Потери во время Великой Отечественной войны объясняют некомпетентностью командиров, как будто война ведётся примерно так, как в их боевиках – один супермен уничтожает врагов сотнями! Такая идеологическая направленность фильмов вызывает негодование у поколения людей, которые ещё помнят, как это было на самом деле, а у молодёжи формируется негативное отношение ко всему советскому. Казалось бы, перед постановкой фильма о Великой Отечественной войне можно посмотреть документальные съёмки, например, в архиве кинофотодокументов, находящемся в городе Красногорске Московской области и во множестве мест, где есть архивные документы времён войны. Посмотреть фильмы про войну, снятые советскими режиссёрами. Там можно увидеть, как были одеты солдаты и офицеры, в каких условиях им приходилось воевать. Ведь известна же старая пословица: «По одёжке встречают». Поэтому уже первые кадры таких фильмов, где одежда не соответствует времени, петлица на гимнастёрке пришита не так и прочее, вызывает отрицательную реакцию к фильму у тех, кто смотрит фильм серьёзно. А ведь фильмы про войну смотрят серьёзно! Нельзя относиться к зрителю как к чему-то тупому, который всё «схавает». Нет, «не схавает»!
К слову сказать, что телевизионные сериалы про современных бандитов, проституток, наркоманов, банкиров, бизнесменов близки к реальности, сказывается, что это современники. Но ведь не на таких же фильмах, не на таких героях можно формировать сознание людей, особенно молодых, которые будут по жизни защищать добро от зла? Хотя в этих фильмах порой снимаются талантливые актёры, но складывается впечатление, что все они снимались в одной комнате либо в одном и том же сарае.
Исходя из сказанного, полагаю, что государство должно осуществлять финансирование только таких работ в области кинематографии, за которые не будет стыдно ни перед современниками, ни перед потомками. Будет мало фильмов, но зато за них будет не стыдно! А всякие международные и самостийные премии в современном обществе не являются критериями качества снятого кино. И те, кому положено об этом знать, знают, что это так! А вот методики выделения средств и их учёта, а также методики оценки художественной ценности и правдивости показываемой в фильмах информации должны разрабатывать чиновники Министерства культуры страны. Уверен, что такие методики наверняка существуют в архивах министерства культуры СССР. Чиновникам нужно немного поработать и не стесняться использовать разработки предшественников, а заодно и посмотреть фильмы, соответствующие тем методикам. Во всяком случае, не поступать так, как ведомство выделяло средства на создание фильмов в 2020 году. А в 2020 году Министерство культуры определило только основные принципы, в каком объёме они будут поддерживать кинопроизводство фильмов, и утвердило эти принципы господдержки кинопроизводства приказом ведомства, который вступил в силу 18 апреля. Речь идёт о частичном финансировании кинопроизводства из расчёта до 2/3 сметной стоимости проекта. Один проект социально значимого фильма в 2020 году мог получить от министерства до 70 млн рублей, а сериал или детское кино ; до 50 млн рублей. При этом, 50 млн рублей готовы выделять на каждый полнометражный мультфильм, а также по 300 тысяч рублей ; за минуту короткометражного проекта. На минуту анимационного сериала ведомство готово выделять до 200 тысяч. Каждому проекту авторского и экспериментального кино могут выделить до 40 млн рублей. Документальное кино или спецпроекты хронометражем более 52 минут, рассчитанные на показ в кинозале, смогут претендовать на суммы от 2 млн до 8 млн рублей. До 15 млн рублей можно было получить на завершение производства полнометражного фильма. Как видно из приведённой информации определяется только тип проекта и сумма. А где художественная ценность? С кого спрос за принятую продукцию? Вопросов больше, чем ответов!
А ведь из бюджета страны на эти цели выделяются немалые суммы. Как сообщает ТАСС, со ссылкой на имеющуюся в распоряжении редакции пояснительную записку к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы: «Бюджетные ассигнования по разделу – «Культура, кинематография» в 2021 году составят 134 492,8 млн рублей; в 2022 году – 124 132,3 млн рублей и в 2023 году – 121 980,0 млн рублей», – говорится в документе. Цифры впечатляют – есть над чем подумать!
2020 год
Свидетельство о публикации №222112200971