Размышления о процессе получения знаний - очерк
Когда я был студентом и жил в общежитии, то мне часто приходилось помогать товарищам, выполнять домашние задания. И делал я это с большим удовольствием. Мне порою казалось, что это мне нужно больше, чем тому, кому я оказывал помощь. Во время объяснений, как нужно решать ту или иную задачу, либо трактовать то или иное явление, я сам у себя в сознании систематизировал объясняемый предмет, раскладывал его на простые составляющие, которые становились понятными как тому, кому объяснял, так и самому себе. Эти, как бы дополнительные разговоры о предмете, по-видимому, давали мне возможность включать в процесс освоения темы другие части головного мозга, кроме тех, которые задействованы, например, только при чтении. Результатом такого освоения материала являлось глубокое его понимание и сохранение в памяти на долгое время.
Система образования в Советском Союзе максимально использовала именно такие методические подходы при проведения обучения учеников в школах и студентов в институтах, академиях и университетах. Там, где ограничивались лишь самостоятельным изучением предмета без последующего его обсуждения, полученные знания были поверхностными и быстро забывались. Я это всё примеряю на себя и на тех, с кем приходилось обсуждать эту тему. В качестве примера, который отложился у меня в памяти, скажу, что максимально долго и подробно в моём сознании оставались и остаются до сих пор познания, полученные при изучении устройства и работы танка на военной кафедре в институте. Поскольку кроме лекций по этой тематике приходилось практически пощупать очень многие элементы танка, получить информацию, почему так или иначе выполнена каждая деталь, из которой состоял этот танк, а очень часто удавалось услышать и проблемы при создании того или иного элемента этой серьёзной машины. Преподаватели на кафедре были профессионалы высшей категории. Кроме того, очень важным является практическое применение услышанной или изученной теории при создании чего-то нового. Долгое не использование уже полученных теоретических знаний приводит к тому, что эти знания забываются, но если при их изучении были задействованы разные способы восприятия, то этот процесс идёт намного медленнее. Мало того, и процесс восстановления знаний в этом случае идёт существенно быстрее. И это тоже я испытал на себе, выполняя в различные промежутки жизни исследования новых физических явлений, когда приходилось привлекать полученные в ВУЗе знания.
В связи с этим я с беспокойством отношусь к сегодняшней системе образования, внедрённой как в школах, так и в высших учебных заведениях страны. На мой взгляд, обучение, построенное на максимальном самостоятельном изучении предмета и проверке знаний путём тестирования, создаёт у обучаемого поверхностное запоминание отдельных элементов изучаемого предмета, и формирует знание, нацеленное на выбор правильного ответа из группы предлагаемых при тестировании, а не познание сути явления, эффекта, процесса и прочее. И это не просто сомнения – это результат выборочной проверки мною знаний у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана, которые проходили преддипломную практику на предприятии, которое я возглавлял. Они не могли ответить ни на один вопрос, заданный им мною, по предметам, которые они изучали на первом и втором курсах университета. Ещё более грустно то, что они не могли ответить и на вопросы по физике из школьного курса. А они учились на техническом факультете. И, что меня удивило, никто из них при этом не испытывал угрызения совести или ещё какой-либо тревоги. Общий ответ был простым:
– Если будет надо, мы найдём нужное в интернете!
– А что вы будете делать, если перестанет работать интернет, будут проблемы с электроэнергией? – пытался я их вернуть на Землю. В ответ был только смех и рассуждения, что такого никогда не будет. Эти общения со студентами вызывают у меня озабоченность сложившейся в стране обстановкой с системой обучения.
С одной стороны вроде бы, да, сегодня в интернете можно быстро найти нужную информацию на многие вопросы. Но ведь такой подход, кроме условия уже названного выше, напрочь, отбрасывает возможность людей с такими знаниями создавать что-то новое, неизвестное на сегодняшний день. Сплошная увлечённость компьютерами, быстрым обменом информацией не даёт возможность людям самостоятельно думать, исследовать явления и процессы, с целью выявления новых закономерностей, пригодных для применения в практической жизни. Сегодня умение быстро и правильно нажимать нужные клавиши на компьютере стало мерилом технической грамотности молодёжи. А умение человека какой-то технологический процесс выразить в виде компьютерных программ автоматически переводит его в разряд суперспециалистов. Такие люди максимально востребованы. Видимо, поэтому сегодняшний прогресс резко рванул в область компьютерных технологий. Многие процессы, которые были разработаны ранее, в настоящее время активно переводятся в цифровую форму и автоматизируются с помощью оргтехники, в том числе с помощью компьютеров. Но ведь такое состояние дел не есть движение вперёд в процессе познания законов природы и их использования для нужд людей. Это модернизация уже изученного и освоенного. Видимо отчасти поэтому за последние несколько десятков лет, по моим наблюдениям, не открыто новых либо более менее значимых законов в физике, химии, математике, биологии и в других науках. То, что преподносится рекламой на различных уровнях в виде научных достижений, является лишь практическим применением отдельных закономерностей из уже открытых законов, явлений и эффектов. В связи с этим, прогресс в техническом развитии общества можно считать условным, заключающемся в переводе известных технологий в цифрой вид, что естественно даёт прирост в производительности выполняемых операций. Уверен, что этот процесс – временное явление. Причём полезность его спорна. Его расширение приводит к сокращению занятости людей производительным трудом, дающим им право чувствовать себя полезными в обществе. А это может привести к социальным взрывам.
Для прогрессивного развития человечества необходимы исследования в различных областях науки. А это смогут делать только люди, которые приходят в науку не на основе тестов, а на основе знаний, выстраданных самим человеком, с учётом уже имеющихся достижений.
Поголовное общение людей между собой с помощью мобильных телефонов и других устройств сделали общество чувствительным к информации, поступающей к ним через эти устройства. Общество стало зомбированным. Через такие средства связи в обществе можно подогревать любые настроения, в том числе противоправные. Особенно этому влиянию подвержены молодые люди, как более чувствительные к этой цифровой информации. И сегодняшнее обучение школьников и студентов в связи пандемией, вызванной эпидемией вируса COVID-19, является элементом сплошного перевода обучающихся не к получению знаний путём изучения предмета, а к умению нажимать нужные кнопки в телефоне при тестировании. Примерно к такому же эффекту привела система оценки знаний школьников путём тестирования при сдаче единого государственного экзамена, пресловутого ЕГЭ.
Полагаю, что от таких способов обучения необходимо как можно быстрее отказаться и максимально использовать систему обучения, применяемую в советской школе. Именно советская школа создала лучшую в мире науку и позволила советским людям всесторонне развиваться во всех отношениях. Достижения советских людей за время существования СССР не оспоримы. И главное, считаю, что образование в стране, в том числе и высшее, должно быть бесплатным! Исключить любую форму коммерциализации образования! Платным обучение может быть только для иностранных граждан. Финансовых средств в стране на обучение хватит!
2020 год
Свидетельство о публикации №222112200989