Газета Правда
Правда, в речах его правды – на ломаный грош:
«Чистая правда со временем восторжествует –
Если проделает то же, что явная Ложь!»
В. Высоцкий (с)
Улица «Правды», то есть улица Газеты «Правда», она же Улица Правды…
Улица между Белорусским и Савёловским вокзалами – 2-я улица Ямского поля.
2-я улица Ямского Поля возникла в начале XIX века, когда на пахотном поле Тверской ямской слободы было распланировано строительство жилых кварталов.
Переименована 3 марта 1934 года в связи со строительством здесь издательского комплекса комбината «Правда» по проекту архитектора П. А. Голосова.
Улица Правды, один километр с четвертью, ведёт от Ленинградского проспекта на северо-восток — на стыке улиц Нижняя Масловка и Сущевского Вала. С юго-востока к улице Правды примыкает 3-я улица Ямского Поля, с северо-запада — переулок Расковой, далее улица пересекает 5-ю улицу Ямского Поля. Нумерация домов начинается от Ленинградского проспекта.
Перед поворотом на улицу Правды, на Первой улице Ямского Поля, в доме 10, работал Второй Московский Часовой завод.
История часов «Слава» берёт начало в 1924 году, с основания Второго Московского часового завода. На Ленинградском проспекте.
Во второй половине 1950-х годов появилась линейка женских наручных часов. Позже под этим названием выпускаются механические и кварцевые наручные часы, будильники, карманные и настенные часы.
В 2008 году были снесены цеха по производству будильников на площадке возле метро Белорусская, на их месте по утвержденному градостроительному плану должен быть построен бизнес-центр.
Второй Часовой завод с 1-й улицы Ямского Поля, дом 10, перенесли в Чертаново.
Время бежит, и теперь уже наручные часы, как и в семнадцатом веке, стали украшением, и одновременно, предметом роскоши - в них нет потребности. Часы сейчас, и настенные, и встроенные в электронные приборы и сотовые телефоны – смартфоны везде. Поднимать руку и смотреть на стрелки ни к чему, лишь бы покрасоваться дорогим украшением.
У меня женские часы, «Чайка» в золотистом корпусе долго не прожили, сломались.
Сущёвский вал в городских легендах известен Демоном Савёловского мусоровоза, просыпавшимся при определённом ветре. Под мостом стояли автомобили, в которые иногда ни один водитель мусоровоза не мог сесть за руль, даже зайти на парковку - чувствовал панический ужас. Инфразвук с частотой до двадцати герц! Инфразвук возникает при землетрясениях, когда всё живое разбегается, куда может.
После реконструкции демон угомонился и спрятался ото всех. Но до Сущёвского Вала ещё надо добраться.
Предлагаю пройти по улице…
На нечётной стороне улицы Правды:
• № 1 стр.1 — Китайский Культурный Центр (изначально особняк промышленников Рябушинских постройки 1898 года, перестроен в 1914 году для музей иконописи, в советское время — Дом культуры авиаработников им. Чкалова, в клубе работал тренер по вольной борьбе, Феликс Зигмундович Падуа, 1937-го года рождения, те, кто его знал, слышали, что он как-то Али Алиева на мост поставил. Его ученики за ним ходили толпами.
Другие известные спортивные сооружения, стадион «Динамо», и, расположенный слегка в стороне на Беговой улице, Московский Ипподром, о котором рассказывает краевед Михаил Жебрак, находятся дальше по Ленинградскому проспекту.
№ 1а — школа № 155 построено в 1937 году, сейчас школа присоединена к гимназии № 1570, а здание снесено.
№ 15 стр.2 — производственные и вещательные помещения телеканалов, входящих в «СТС Медиа» - канал «Домашний» и другие.
№ 21 стр.1 — Дом культуры «Правда» (1935—1937)
С сентября 2016 года в здании проходят съёмки общественно-политического ток-шоу «60 минут», идущего на телеканале «Россия-1».
По чётной стороне улицы:
№ 2 — семиэтажный жилой дом завода «Авиахим» (1931—1937, архитектор Н. А. Метлин) - сталинка.
№ 4 — жилой дом 1958 года постройки.
№ 6 — Центральное хранилище Центрального банка РФ. Не попадёшь туда, да и не надо.
№ 24 стр.1 — Полиграфический комбинат газеты «Правда» (1929—1935, архитектор П. А. Голосов); памятник архитектуры.
Одно из крупнейших производственных зданий своего времени.
Издавали там главные советские газеты, на только «Правда» с отдельным шрифтом «Times New Roman» - другие таким элегантным шрифтом не печатали, статусом, да и заоблачным тиражом, не выходили. Ещё и газеты «Московская Правда», «Комсомольская Правда», «Советская Россия», «Советская Культура», «Сельская Жизнь», журнал «Огонёк» с цветными вкладками.
Приложения к журналу «Огонёк» - собрания сочинений литературных классиков. Журнал подписать было не так просто, но в 1960-м году выпустили двадцатичетырёхтомное собрание сочинений Оноре де Бальзака, ровесника Александра Сергеевича Пушкина: «Евгения Гранде», «Шагреневая кожа», «Утраченные Иллюзии», … тираж 350 тысяч экземпляров. Просветительство на марше!
В «Утраченных Иллюзиях» (1843 года первого издания) герой - изобретатель, Давид Сешар, сын типографа, продумывал новую технологию удешевления печатной продукции. И пресса, и просветительство одновременно.
Издательство «Правда» эти задачи и решало.
Публиковало правду. Узнавало и публиковало. Но не всю.
Сотрудники комбината в советское время держались за такое место – со своим буфетом с вкуснейшей варёной колбасой с Останкинского комбината, сосед, работник комбината, приносил. Про детский сад возле комбината и домов для сотрудников уже не пишу, это для тех времён дело привычное, как и пионерский лагерь для детей сотрудников летом.
Ещё и сотрудники за своё рабочее место держались. У корректора газеты «Советская Культура», Маргариты Николаевны, соседские дети спрашивали ответы во всех кроссвордах – всё она знала, не ошиблась ни разу.
13 февраля 2006 года сильный пожар, возникший вследствие перегрузки электрической сети современным отопительным оборудованием, уничтожил треть помещений исторического здания. С сентября 2012 года здание используется для съёмок ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьёвым» для канала «Россия-1».
№ 24 стр.3 — бывшая типография, ныне лофт-клуб «Правда».
Уже бумажная пресса не так требуется, миллионных тиражей теперь не будет. Есть радио, телевидение, потом Интернет на смартфоне в руке в любой точке.
Время бежит, и теперь уже наручные часы, как и в семнадцатом веке, стали украшением, и одновременно, предметом роскоши - в них нет потребности. Часы сейчас, и настенные, и встроенные в электронные приборы и сотовые телефоны – смартфоны везде. Поднимать руку и смотреть на стрелки ни к чему, лишь бы покрасоваться дорогим украшением.
Свидетельство о публикации №222112200992
Тираж Крокодила в Союзе был 3 млн экз, сейчас едва 3 тыс. Газеты уже анахранизм, как и журналы, как и кулинарные книги, роскошь, прихоть.
С интересом
Искандар
Заметки Географа 11.12.2022 12:04 Заявить о нарушении
Я, как старая, замшелая консерваторша, жалею часы с автоподзаводом при ходьбе:((((((
Или это ностальгия?
С большим уважением, Елена.
Местиа-Тау 11.12.2022 13:33 Заявить о нарушении