О Николае Константиновиче Стромилове

К 100-летию моего отца, человека советской эпохи, с ранних лет познавшего крестьянский труд, выдержавшего испытания войной,утраты мирного времени и сохранившего верность своим идеалам

В декабре, 19-го, 2022 г. 100 лет со дня рождения Николая Константиновича Стромилова, педагога, организатора народного образования, заслуженного учителя школы РСФСР (1969), почетного железнодорожника (1976), Персонального пенсионера республиканского значения (1983).
 
По документам родился 6 декабря. Родители посчитали, что дату необходимо перевести в соответствии с новым стилем, не разобравшись, что 1922 год новому стилю соответствует. Поэтому с детства дни рождения Николая Константиновича Стромилова отмечались 19 декабря.

Родился в с. Жипковщина, что в 50 километрах от Читы, в семье крестьян Константина Аполлинарьевича Стромилова и Матрены Николаевны, в девичестве Кузнецовой. Кроме него, старшего из детей, были еще три сестеры --  Нина, Мария и Галина. Его прадед, отец большого семейства Алексей Стромилов, слыл в Жипковщине работящим и вполне обеспеченным хозяином, подавая пример своим многочисленным сыновьям. Один из его сынов, дед Николая Константиновича, Аполлинарий, в самом начале Первой империалистической войны был призван в армию, под Перемышлем получил ранение, и за стойкость и мужество награжден солдатским Георгием 4-й степени. Во время Брусиловского прорыва с одной из групп оказался в окружении и попал в плен. Только в 1918 г. был освобожден и полгода добирался до дома. Отца – Константина Аполлинарьевича, работавшего в Жипковщинском колхозе «Новая жизнь»,  когда началась Великая Отечественная война, призвали в армию и отправили на трудовой фронт: всю войну он служил на руднике Калангуй, где добывали флюоритовую руду для фронта, там же после войны ему пришлось охранять работавших в шахтах пленных японцев.

Николай рос смышленым, любознательным мальчиком. Обучаясь в сельской школе, много читал, о чем рассказывал так: «Поздним вечером, как все управятся с домашними делами, и моей помощи по хозяйству уже не требуется, иду с книгой и керосиновой лампой под крышу и читаю до петухов. Это летом, а в зиму – на печке за занавеской». Поэтому-то часто просыпал и опаздывал на уроки. Детскую страсть к книгам подкрепил учитель литературы и русского языка Николай Иванович Токмаков, ведавший   школьным литературным кружком в Новокукинской семилетке. Сюда после Жипковщинской начальной школы (тогда школа 1 ступени) за четыре километра стал бегать Николай. Вместе с другими учениками под  руководством любимого учителя постигал русскую поэзию и литературу. А в 1937 г., когда отмечалось 100 лет со дня смерти Пушкина, с другими кружковцами участвовал в проведении Дня памяти поэта. Позже он признался, что любовь к Пушкину, к русской литературе во многом предопределила его дальнейшую судьбу учителя: «Каждую годовщину вместе с учениками готовил Пушкинский вечер или утренник. Всякий раз за образец брал тот далекий юбилей, который с нами подготовили учителя Н.И. Токмаков, И.А. Ким и сестра будущего детского писателя – Л.Р. Граубина».
Когда в том же, 1937 г., поступил в Читинское педучилище (тогда училище располагалось в здании бывшей учительской семинарии, которую когда-то окончил и его учитель Н.И. Токмаков; сейчас здесь школа № 3), был вполне убежден:  пошел в учительскую профессию, чтобы «вытянуть людей к свету, к образованию, без чего нельзя строить новую жизнь». Считал, что именно этим сможет больше принести пользы людям. И уже юношей-первокурсником внес свою лепту в дело школьного образования города Читы: участвовал в комсомольской стройке школы № 1. В 1984 г. в память о пребывании его в стенах столь знаменитого здания был занесен в Книгу славы историко-революционного музея средней школы № 3 г. Читы. Ну а благодаря своей юношеской шалости еще в 1938-м, когда училище готовилось к переезду в город Сковородино (в те годы Сковородино было в составе Читинской области, сейчас в составе Амурской области), сам увековечил свое имя – «Коля Стромилов» – на кирпичной стене парадного балкончика этого здания. Выпускаться с квалификацией «учитель начальных классов» в 1940 г. пришлось уже из Сковородинского педучилища. Экзамены – и почти все на «отлично» – сдавал экстерном: из-за нехватки в начальных школах учителей, будучи студентом последнего курса, 17-летним юношей Николай начал учительствовать в сельской Домно-Ключевской начальной школе, где обучалось 200 ребятишек, а когда ее заведующего Д.М. Шишова призвали на финскую войну, заступил на его место. Уже тогда доказал свою товарищескую верность: должен был работать в родной Жипковщинской школе, но дал возможность учительствовать здесь своему детскому и юношескому другу Борису Лукьянову, у которого была больна мать и который не мог поддержать ее, постоянно добираясь за десятки километров из Домно-Ключей.
 
По завершению учебы в 1940 г. его призвали на срочную службу в Приморский край. Вспоминая о своей комсомольской юности, пришедшей на 1930-е гг., в своих публикациях он позже писал: «Будучи призванным в пограничные войска, я знал устройство винтовки и ручного пулемета Дегтярева, умел стрелять, пользоваться противогазом, действовать в строю, мог оказать помощь при ранении себе и товарищу, обезвредить зажигательные бомбы, знал, как вести себя при налете вражеской авиации. Мы оказались выносливыми и достаточно подготовленными солдатами. Все эти знания и умения, приобретенные в училище, мне пригодились на границе, а потом на войне».  Николай попал в Гродековский погранотряд, который нес службу на самых горячих участках дальневосточной границы, где в 1930-е гг.  сотнями совершались японские провокации, и где отличились с ними в борьбе советские пограничники во главе с В. Котельниковым, А. Агеевым, Н. Карацупой. Не раз приходилось действовать в составе тревожных групп,   быть старшим в наряде и участвовать в задержании нарушителей, нередко оказывавших вооруженное сопротивление. Здесь на уроках боевой подготовки пришлось лично слушать легендарных Агеева и Карацупу,  который был его кумиром. Здесь надо отметить, что Н.Ф. Карацупа за 20 лет погранслужбы в 1930 – 1950-х гг. со своей служебной собакой участвовал в 120 боевых схватках, задержал 338 лазутчиков, уничтожил 129 шпионов и диверсантов.

Николай Стромилов узнал о начале войны, возвращаясь из пограничного дозора в тот же день – 22 июня, когда застава была уже в полной боевой готовности. Его направили на ускоренную учебу в военное пограничное училище им. С.М. Кирова в Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР, и уже в феврале 1942 г. в звании младшего лейтенанта был на фронте. Служил в погранвойсках по охране тыла действующей армии: боролся с фашистской разведкой, диверсантами и провокаторами. Но это лишь общая фраза. На самом деле была ожесточенная борьба и с бандеровцами, зверства которых в последнее время замалчивались и широко известными стали сейчас, и с польской Армией Крайовой, антисоветская направленность которой была  также рассекречена в последние годы. Стромилов был командиром взвода, приходилось быть и за комбата. Обладая аналитическими способностями и высокой грамотностью, служил помощником начальника штаба батальона, затем  старшим помощником начштаба полка по оперативным вопросам, и, как позже признавался, был вооружен большим объемом оперативных данных.  В сентябре 1943 г. вступил в партию (был кандидатом с октября 1942-го), верность которой, как рядовой коммунист, пронес даже через годы ее гонений: «Пройдя тысячи километров с тяжелыми оборонительными боями от Рубежного Ворошиловградской области до чеченского Гудермеса, будучи участником битвы за Кавказ, принимая участие в освобождении Белоруссии и Польши, закончив войну в Пруссии, мне и в голову не приходила мысль как-нибудь схитрить, не точно выполнить приказ или уклониться от боя. Ни разу не получил замечания от командиров о  невыполнении боевого задания. И это не от боязни наказания руководителя, а от осознания звания коммуниста. Для меня и моих товарищей слова о том, что мы победили под руководством партии, не пустой звук. Так оно и было». Боевые медали «За оборону Кавказа» (19 ноября 1944 г.), «За боевые заслуги» (12 сентября 1945 г.), а также «За победу над Германией» – говорят сами за себя. Когда в 1946 г. в звании старшего лейтенанта окончил военную службу, а было это в польском городе Лигница, предложили учиться в военной академии. Не стал: тянуло к мирной жизни в Забайкалье.

По возвращении домой в 1946 г. учли опыт руководителя в сфере народного образования и назначили директором школы в Атамановке, но вскоре перевели на руководящую комсомольскую работу, и Николай Стромилов стал первым секретарем Читинского райкома комсомола. Зная жизнь и заботы сельчан с раннего детства, как мог, старался облегчить их труд. Не засиживался в кабинетах и не застревал на трибунах, а пешком с куском хлеба, что давали по карточкам, в полевой сумке вместе с блокнотом и газетами да с полотенцем и предметами туалета – прошел от села весь район. Был на полевых станах, в тракторных бригадах, в эмтээсовских мастерских, на фермах и конных дворах, в сельских клубах и школах. Его знали не только в родной Жипковщине и Новой Куке, где учился в школе, во многих селах района – в  Шакше, Преображенке, Амодово, Сивяково, Еремино, Беклемишево. Но когда избрали вторым секретарем Читинского обкома ВЛКСМ, кто-то бдительный из коллег, не считаясь с фронтовым прошлым Николая Стромилова, указал на «пятно» в его биографии (родственники  подвергались репрессиям), и перспективный работник был снят с должности и выведен из всех общественных партийно-советских учреждений. «Я то знал, что вины моей не было никакой, и преданность Родине доказал на фронте. Озлобленности не было, была обида на бездушное отношение некоторых товарищей». Один такой «друг» с трибуны пленума обвинил обком комсомола в том, что вовремя  не разоблачили Стромилова как враждебного элемента. Его коллега по комсомольской работе А. Бородин позже говорил, что помнит этот пленум, что может подтвердить, что Н.К. Стромилов среди комсомольцев и молодежи слыл человеком честным и достойным, что все были в недоумении: как же так, ведь Сталин сказал: «Сын за отца не отвечает». Н.К. Стромилов вернулся в школу и три года (1948 – 1951)  был учителем семилетки большого железнодорожного поселка  Яблоновая, а в следующие три года (1951 – 1954) возглавлял им же организованную такую же школу на станции Лесная Заб. ж.д. Была уже своя семья: жена Антонина Сергеевна, тоже школьный учитель-историк,  трое детей – Саша, Володя и Наташа, а сам заочно обучался на историко-филологическом факультете Читинского пединститута (окончил в 1957 г.). И уже прочно связал себя с профессией учителя и педагога.

В 1955 г. семья поселилась в Чите,  и Н.К. Стромилов стал завучем во вновь построенной средней школе № 122 (здание этой школы находилось у подножия Титовской сопки; позже здесь была средняя школа-интернат № 3, а сейчас – Кадетская школа). Когда в 1959 г. на Чите-1 в системе народного образования Забайкальской железной дороги открылась восьмилетняя школа-интернат № 4, его назначили сюда завучем, а в 1962 г. – директором (типовое школьное здание, такое же, как здание средней школы № 48, находится рядом с этой школой). Пришел в эту школу – столовая, общежитие – деревянные устаревшие постройки, когда ее возглавил, занялся строительством, но и учительствовать не перестал.  Вскоре и школьное  здание, и столовая с общежитием отвечали всем требованиям того времени: классы с обилием света и воздуха, оборудованные учебные кабинеты, большой спортзал, теплое, благоустроенное  общежитие со столовой и спальными комнатами. О его директорском служении писали в газетах: «Директора бывают разные: один – весь поглощен хозяйственной деятельностью, другой – просветительской работой среди учителей, третий влюблен лишь в свой предмет. В Стромилове сочетаются все эти качества. Сверх того – он депутат райсовета, пропагандист райкома партии… Стромилову его широкие обязанности не мешают работать, сосредоточиться, потому что он всегда умеет подчинить их главному. Да, человек интересен, прежде всего, в главном деле своей жизни, в том, чем он увлечен без остатка. Среди таких-то людей чаще всего и встречаются одержимые. Они, словно пришельцы из будущего охвачены нетерпением скорее приблизить его». В 1969 г., когда его детище школа-интернат № 4 готовилась к встрече 10-летнего юбилея, по радио сообщили: Н.К. Стромилову, как одному из лучших педагогов и воспитателей, грамотных учителей-методистов, школьных организаторов  присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Его подопечные участвовали в значимых делах на пользу города: на средства от собранного ими металлолома были выпущены трактор, автобус, троллейбус; такие же средства пошли в пользу Вьетнама; они высадили деревца вдоль шоссе напротив Соцгородка, на берегу Кенона. Начав депутатскую деятельность в Железнодорожном районе Читы, Н.К. Стромилов стал инициатором строительства в Карповке пионерского лагеря для школьников района.  За эти реальные дела на пользу городского района и родной школы Николай Константинович Стромилов был занесен в Книгу Почета Железнодорожного района (1969) и позже в Книгу Почета школы-интерната № 4.
   
Как опытный, с большим практическим педстажем, Н.К. Стромилов в апреле 1970 г. был назначен начальником отдела учебных заведений Забайкальской железной дороги. В его бытность начальником дорожных школ здесь в пять раз сократилось второгодничество, успеваемость с 1971 по 1977 год поднялась с 96,6 до 99, 3 процента. Треть всех школьников учились на «4» и «5»; благодаря его усилиям обновилась материальная база школ и детских садов, строились новые учебно-воспитательные учреждения.  На этой должности он проработал до 1983 г. и после выхода на пенсию трудился в Читинском областном управлении образования. Был председателем Совета ветеранов управления Заб. ж.д. (1995–1999), а также помощником члена Федерального Собрания  РФ  А.И. Довгялло. Как избранный в 1990 г. председателем Совета ветеранов войны и труда управления дороги отдавал все силы и этой общественной деятельности. Никто не требовал, чтобы он регулярно приходил в управление, но почти ежедневно в начале рабочего дня был на рабочем месте. В его блокноте были десятки фамилий тех ветеранов дороги, кто нуждался в помощи, о ком предстояло похлопотать. Несмотря на то, что вся его трудовая деятельность ранее была связана со сферой образования, знал имена ветеранов других подразделений железной дороги, откликался на их  заботы. Писал о них и их проблемах в дорожную газету «Забайкальская магистраль». Не случайно соратники пытались добиться для членов Совета и его председателя зарплаты, но все они категорически отказались, заявив, что выполняют общественные поручения. Когда предложили их премировать, председатель предложил решить этот вопрос на общем собрании пенсионеров.

В своих зрелых годах Николай Константинович проявился как журналист, недаром в пору своего профессионального роста считался одним из лучших пропагандистов в Чите. Вначале в «Забайкальском рабочем» печатались его статьи об учителях и воспитанниках подведомственной ему школы-интерната,  о системе обучения в подобных учреждениях, о передовом педагогическом опыте, а с 1980-х гг. в ведомственной газете «Забайкальская магистраль», газете Читинского района «Знамя коммунизма» (позже «Ингода») одна за другой стали появляться статьи-воспоминания о  деревенском   детстве, школьных товарищах и об односельчанах-тружениках. Многие его публикации посвящены русским писателям и поэтам, инженерам-строителям железных дорог, ветеранам Забайкальской железной дороги. Откликнувшись на перестройку, он в начале 1990-х активно высказывался в печати о том, почему партия и коммунисты потеряли авторитет в народе, кто является хозяином в деревне и есть ли там Советская власть, что она мало стала влиять на улучшение жизни людей, что не смогла быть полновластной в условиях административно-командной системы и всевластных аграрно-промышленных предприятий и партаппарата. С болью воспринял так называемые демократические реформы, развал СССР и роспуск Компартии.

Помимо названных наград,  как ветеран Великой Отечественной войны и труда, Н.К. Стромилов награжден медалями: «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»; отмечен орденом Отечественной войны 2-й ст., «Медалью Жукова»; в 1998 г. –  медалью «За заслуги перед Читинской областью».
Умер Николай Константинович 27 января 2004 г. после перенесенных трех инсультов.


Рецензии