Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери мне довелось увидеть в  2006 году.
http://proza.ru/2006/09/05-175

А ныне я смотрела документальный фильм "Собор Парижской
Богоматери. Тайны средневековых зодчих".
Начиналось строительство Собор Парижской Богоматери в XII веке, в период 1163—1345 годов,   по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли . 
Париж в то время еще не был столицей страны, и его население составляло
около 40 тысяч человек.

Строили собор мастера. Творцы, художники. Слово "архитектор" тогда еще не использовали. Оплата труда строителей  была небольшой, могла быть и в натуральном выражении:  еда, одежда, предоставление жилья. Не осталось никаких документов. Бухгалтеров в то время еще не было... Но историки нашли документы в других соборах более позднего времени (1253 год). Каменотесы ставили  знаки-метки на камне, что означало:  заплатили за труд. 

 Бухгалтерского учета еще не существовало. Трудно найти современный эквивалент оплаты строительства. Примерно 150 тысяч ливров. Епископ Морис де Сюлли пожертвовал на строительство 100 ливров.
После пожара 2019 года пожертвования на восстановление собора составили 1 млрд долларов.

Священники находили меценатов, не брезговали индульгенциями. Кроме того,  священники  получали доход с принадлежащих им земель и  лесов. 

Основным строительным материалом был камень, известняк. Его добывали в разных местах, в Иль де Франц, например. Для колонн использовали один вид известняка, для стен - другой. На обработку одного камня уходил  день, а то и два. 
Скрепляющий камни раствор состоял из песка, воды и извести. Возникали сложности при смене погоды, в жару, во время дождей.

Древесину использовали для  подмостков, орудий труда, из дерева  были сооружены своды Храма. Для облицовки древесины использовали цинк.  Из дерева сооружали  арк-бутаны -  специально выставленные напоказ наружные дугообразные  подпорные арки, выполняющие функцию распределения нагрузки, позволяющие освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы.

Позже в арк-бутанах были сделали  углубления для отвода дождевой воды от крыш и стен Собора. Помогали отвести воду и скульптуры: гаргульи (драконовидные змеи), они  выпускали изо рта водную струю!­
Собственно, gargouille переводится с французского как «желоб, водосточная труба».
Гаргульи - образное завершение водосточной трубы -  защищали фундамент храма  от его разрушения.

Для работы на высоте использовали подвесные конструкции,которые закрепляли в углублениях на стене "пальцами" из дерева, их и сегодня можно увидеть на стенах храма.

Через десять лет строительства храм уже возвышался над ближайшими домами.
Чтобы понять тайны строительства Нотр-Дам, нужно пройти через века...

...Мой знакомый был с женой в Париже в 2019 году. Жили они в высотном отеле.
Вышел на балкон подышать воздухом  и -  увидел пламя над Нотр-Дам...
Щемящее чувство грусти.


Часть вторая
1859 шпиль

Вторая часть фильма"Собор Парижской Богоматери. Тайны средневековых зодчих" рассказывает о мастерах, которые реконструировали Храм, привносили новое, свое. Жан де Шелль был одним из архитекторов собора Парижской Богоматери. С 1258 года он возводил  северный и южный порталы. Затем  де Шелля сменил зодчий Пьер де Монтрёй.
 
Постоянно что-то менялось: разобрали каркас, сделали окна в стенах, на два метра подняли стены. Над стенами взмыли ввысь на 65 метров две башни. Здание накренилось сантиметров на тридцать. Пришлось сбалансировать землю под стенами.

Постоянно совершенствовались технологии строительства. Совмещали искусство кладки камня с использованием металла.

В сравнении с собором Сент-Шапель - рождение лучистой готики -  Нотр-Дам был мрачен. Тогда  и появились  окна-розы фасадов  Нотр-Дама.

Первые витражи Нотр-Дама. Каменные каркасы окон удерживали железные обручи.  Стекловары изготовляли диски из цветного стекла. Стекольщики вставляли диски  витражей в окна.
Витражи Нотр-Дама подверглись коренным изменениям после 1300 года.
В пожаре 2015 года выстояли именно древние витражи Нотр-Дама.

 Свет, льющийся в окна, позволяет иначе воспринимать окружающий мир. И в этом глубокий смысл. Сегодня в  Соборе более сотни  застеклённых витражами окон, через которые льётся дневной свет.

В 1400 году в Нотр-Дам установили орган.

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд выше порталов и ниже яруса с окнами-розами, изображали царей из Ветхого Завета. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке.

На смену Средневековью пришло Возрождение, которое ценило античность. В XV веке  строились замки Луары. Вазари считал средневековые пропорции варварскими - перерыв в строительстве Собора Нотр-Дам.

В 1804 году в Соборе Парижской Богоматери короновался Наполеон Бонапарт. Он выбрал не Реймсский собор, в котором  со времён раннего Средневековья проходили  коронации практически всех французских монархов. Обветшавшие стены Собора завесили портьерами на время церемонии.

 В XIX веке Собор находился в таком плачевном состоянии, что ставился вопрос о его сносе. Своим спасением, своей необычной судьбой  Нотр Дам обязан писателю замечательному писателю Виктору Гюго (1882- 1885).
 В марте 1831 года Гюго   опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери». Роман был написан  с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа. Средневековые лавочки у Нотр- Дама, прекрасная цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, испытывающий страсть к девушке, да не он один... 
  Роман Гюго многократно экранизировался (впервые — в 1905 году). Также на основе «Собора Парижской Богоматери» были написаны музыкальные произведения, наиболее известное из которых — мюзикл «Нотр-Дам де Пари», поставленный в 1998 году во Франции.

 Реставрация  Собор Парижской Богоматери, который  лежал в руинах, началась в 1841 году. Для руководства реставрацией парижские власти выбрали молодого архитектора Эжена Эмманюэля Виолле-ле-Дюка . Архитектор не только восстановил, но и изменил форму средневекового собора.

Ле-Дюк был сторонником неоготики, ему принадлежит такое понимание-определение реставрации:
"Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать; это значит — восстанавливать его завершённое состояние, какого оно могло и не иметь никогда до настоящего времени". Реставрационный подход Виолле-ле-Дюка находили  слишком свободным. 54 скульптуры химер Собора - из его воображения.

Завершающая мысль второй части несет нотки оптимизма:
"Какой след оставит наше время на Соборе?". Вопрос!

Источники:
1.Документальный фильм "Собор Парижской Богоматери. Тайны средневековых зодчих" (2017).
2. Википедия
3. Интернет-сайты
https://kulturologia.ru/blogs/261021/51343/


Фото из  из википедии.


Рецензии
Благодарю, вспомнила своё путешествие во Францию, жару, Париж и, конечно, Собор. Он прекрасен! Ощущение нереальности, священного трепета при виде его.

Очень жаль, что пожар повредил Собор, но если собраны такие средства, то восстановление - лишь вопрос времени.

С теплом
~*

Вера Петрянкина   28.11.2022 13:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Верочка, И я вспомнила своё путешествие в Париж. Собор Парижской Богоматери прекрасен! Чудо теплого песочного цвета, зеркало времени.
Вокруг особая аура, так и хочется быть возле Собора.
Виктор Гюго прославил Нотр Дам в одноименном романе.

Валентина Томашевская   28.11.2022 19:30   Заявить о нарушении
В XIX веке Собор находился в плачевном состоянии. Ставился вопрос о его сносе.
В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», написав в примечании: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Валентина Томашевская   29.11.2022 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.