Псалмы наказательные

«Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною [и] побори борющихся со мною. Избавь меня... от человека злого; сохрани меня от притеснителя. Да постыдится... и покроется безчестием умышляющий мне зло» и «да покроет голову» его «зло собственных уст его». «Да будет он, как прах пред лицем ветра, и Ангел Господень да прогоняет его; да будет путь его темен и скользок, и Ангел Господень да преследует его» (XXXIV:5–6). «Да падут на него горящие угли; да будет он повержен в огонь, в пропасти, так, чтобы не встал». «Да придет на него гибель неожиданная». «Поставь над ним нечестивого, и дьявол да станет одесную его. Когда будет судиться, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его – вдовой; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя его в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будет он всегда в очах Господа, и да истребит Он память его на земле за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа...»

Параллельно чтению псалмов весьма важное значение в настоящем последовании усвояется, затем, произнесению «тропаря Иуды»: «Днесь Иуда оставляет учителя и приемлет дьявола, ослепляется страстью сребролюбия, отпадает света омраченный, како бо может зрети, светило продавый за тридесятих сребренницех; но нам возсия (страдавый за мир, к нему же возопиим:) пострадавый и сострадавый человеком: (Господи) слава тебе».

псалом Суди Господи обидящих мя, побори 34 псалом
При совершении литургии, сверх того, предлагается еще на выбор – «когда поминаешь мертвых, если хочешь, чтобы он (отлучаемый) помер, – помяни и его в ряду мертвых; если же желаешь ему жить, – помяни его в ряду живых».

Владыко всевидче, блаженное Божестве, неусыпающее око, ведый вся тайная и испытуяй утробы и познаваяй сердца а), внемли, Господи, всякому слову уст наших, каковые с болью ныне приносим Тебе [и преклонись гласу моления нашего, яко Ты еси царь и Бог наш], и к Тебе молимся и Тя умоляем, яко благий и благопослушествующий и отомститель всем обиженным от невидимых врагов, ибо «не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже беззаконницы пребудут пред очима твоима; возненавидел еси вся делающие беззаконие [и] погубиши вся глаголющие лжу; [гнушается Господь] мужа кровей и льстива», «яко несть [истины] во устех их, [ибо сердце их] суетно, гроб отверст гортань их, и язык их преисполнен всякого коварства. Посему и молю Тя, многомилостиве, «да отпадут они от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я», и «да возвеселятся все уповающие на Тя» б). И «не премолчи, ниже укроти, Боже» [наш], ибо творящие беззаконие и «на люди Твои лукавноваша волею на народ Твой и совещаша ему погубление»; и «сотвори им, яко Мадиаму и Сисаре», и «да будут, яко гной земный, и положи я яко коло», вечно вертящееся и колеблющееся, – «яко трость пред лицем ветра [и] яко огнь попалиши их [и] яко пламень пожжеши и обратишь их в пепел и «пожени их зело бурею и смути их гневом твоим» и «исполни лица их бесчестия, да постыдятся» в), и да будут потоплены и «да изыдут осужденными». И «да будут дни их мали и епископство [и богатство] их да примет ин, и да будут сынове его сири и жена его вдова» и «да изгнаны будут из домов своих, и да восхитят чуждии труды их и да не будет им заступника» и «да будут чада их в погубление» г), и «да потребится имя их от книги живых» д), «и да потребится от земли память их, [занеже] не спомянули сотворити милость» и не пощадили труды и приобретения других, но и тайно [некако], и явно похищают и берут вещи других, кои они приобрели с таким усилием и со многим трудом, и преследовали так творящие беззаконие, «и погна человека нища и убога умертвити» его, и «возлюбиша клятву».

Отче Вседержителю «удали благословение Твое от них и облачи их клятвой, яко ризою, да внидет, яко вода, во утробы их, и яко елей в кости их», и да будут они облечены «срамотою» и одеты «студом» их е). И «изми нас [Господи] от человека лукава», «и падут на них углия огненная [и] низложиши я» ж). «Блесни молнию и разженеши я» з). И «суди, Господи, борющего (ны) и побори обидящыя ны», яко да побораются от нас; «изсуни меч» и сотри их за противление их. «Да будут яко прах пред лицем ветра, и ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и ангел Господень погоняяй их. Да приидет им сеть, юже не весть» и «да «обимутся» и в сеть их да впадут в ню», «и ловитва, юже скры, да обимет и» и); «да облекутся, в студ и срам лукавнующие злая против ближних их» i) и «замышляющие беззаконие» свое отнять достояние других, и «яко трава скоро да изсшут», «и еще мало и не будет грешника, и, взыщется место его и не будет обретен», и «меч», который привлекают так от Господа поразит их неправедных, «да внидет им в утробы их и да сокрушатся» к), и «яко исчезает дым, да исчезнут» л), «и мимо прейдяху, и не обрящется место их», и «все беззаконницы потребятся» м) на нем, [и] «аще не обратятся: очистит оружие свое Господь Бог, лук свой напряжет, и уготовит их смерти», ибо «се болеша неправдою и зачаша беззаконие и родиша болезнь», – «ров тако изрыша и закопаша и – и впадут в яму, юже соделаша. Да обратится болезнь их на главу их и на верх их неправда их снидет» н), и «даждь им, Господи, по делом их и по лукавству начинаний их» и «по делом руку их даждь им», так как «злая в сердцах их» о) и в мыслях их, и «во обличениих о беззаконии их накажи их» и «истай яко паучину душу их. Услыши молитву нашу, внуши и слез наших не премолчи» н). «Да постыдятся и возвратятся вспять ищущие» похищения и «да удержатся от стяжания стыдом их» р), и беззаконная «неправда весь день помышляется бо ими» с); [и] «яко бритву изощренну... возлюбиша злобу паче благостыни», – «пресели их от селения их и корень их исторгни от земли живых» т), … и посмейся (им) и уничижи их у), «ибо в сердце своем беззаконие творят, неправдою руки их исполнены, ибо заблудиша от чрева матери своея, глаголаша лжу. Боже, сокруши зубы их во устех их и уничижи их, яко воду мимотекущую, и яко воск растаяв да истребятся, и огнь с неба да падет на них и да «пожрет я», и тьма и буря да покрыет их, «и да не увидят солнца» и земля да поглотит их на поношение и поругание, и «да не ущедриши вся делающие беззаконие яко «возвратятся на вечер и взалчут яко пес», и да осмеются и да поругаются от всех, [и] «расточи я силою твоею», Боже наш, «во гневе кончины, и (да) не будут», «мы же воспоем силою Твоею и возрадуемся заутра о милости Твоей, яко был еси заступник, и прибежище наше в день скорби нашей» х), [и] к Тебе поем и воспоем силы Твоя, яко Тебе подобает хвала и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Рецензии