Ч. 41 Судьба флота решалась в горах

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/11/17/1380

В 1942 году противник планировал выйти к Волге и взять Кавказ. 17 июля на рубеже реки Чир началась Сталинградская битва, а 25 июля – битва за Кавказ. Так сложилось в исторических трудах и в политике, что решающим сражением на суше во Второй мировой войне называют Сталинградскую битву.

Но ей нисколько не уступает по значению битва за Кавказ. Немцы планировали захватить нефтепромыслы, оставить Красную Армию без топлива и ликвидировать Черноморский флот.

Захватив Кавказ с его нефтяными промыслами, они могли продолжить наступление на Ближний Восток с огромными запасами нефти, а затем продолжить наступление в Индию.

К сожалению, далеко не все читатели знают о боевых действиях в Африке и на Ближнем Востоке, уверенные в том, что война шла только на территории нашей страны.
 
В случае захвата Кавказа немецкими войсками Турция,  по договорённости с правительством Германии, вступила бы в войну на стороне стран оси. На границе с Советским Союзом она сосредоточила 26 дивизий.

Когда вся мощь советской пропаганды была брошена на возвеличивание роли Леонида Ильича Брежнева во время войны и начались анекдоты - вот уж правильно сказано, что от великого до смешного один шаг - тень легла и на боевые действия на Кавказе, которые стали восприниматься чуть ли не с ухмылкой.

Это особенность нашей страны, потому что вся пропаганда сосредоточена в руках чиновников соответствующих ведомств, никакие альтернативные мнения не допускались и не допускаются.

Страшно вспомнить 1970 год, когда СМИ просто обезумели со столетием Ленина. Тогда впервые стали говорить, что пропаганда лилась даже из утюгов.

Сейчас в некоторых исторических трудах критике подвергаются всё и все. Можно прочитать, что, мол, нужно было сдать Ленинград и избежать невероятных жертв.

При этом не понимают, что весь Балтийский флот был заперт в Кронштадте и на Неве. С падением Ленинграда Советский Союз лишился бы этого флота.

Кстати, и сейчас положение Балтийского флота далеко не блестящее: он имеет только две базы – Кронштадт и, в анклаве, - Балтийск. Выход в океан находится под контролем НАТО, как и черноморские проливы.
 
После взятия немецко-румынскими войсками Севастополя и всего Крымского полуострова, в случае захвата противником Новороссийска и Туапсе, удержать Поти и Батуми было бы нереально.

Тогда Черноморскому флоту оставалось бы только погибнуть или быть интернированным в портах Турции, если та ещё продолжит сохранять нейтралитет. Судьба страны и Черноморского флота решалась в Сталинграде и в горах Кавказа.

Оборона Кавказа возлагалась на Северо-Кавказский фронт, которым командовал один из двух уцелевших  от расстрела маршалов Советского Союза – Семён Михайлович Будённый, а его заместителем по морской части был начальник Главного морского штаба адмирал Иван Степанович Исаков.

Черноморский флот по мощи многократно превосходил флот противника. Превосходство у фашистов было только в авиации: РККФ (Рабоче-Крестьянский Красный флот) имел 216 самолётов, а противник – свыше 300 самолётов (точная цифра в различных источниках не приводится).

Должен признаться, мне так и не удалось разобраться, как было организовано взаимодействие с авиацией Красной Армии: почему, чьи только мемуары ни читаешь, все пишут об абсолютном превосходстве в воздухе немцев.

В оперативном отношении Северо-Кавказскому фронту подчинялись Черноморский флот и Азовская флотилия.

Азовской флотилией командовал контр-адмирал Сергей Георгиевич Горшков, начальником штаба был капитан 2 ранга  Аркадий Владимирович Свердлов.
 
Между прочим, в Высшем военно-морском училище, которое я окончил, начальником минно-торпедного факультета был его однофамилец, капитан 1 ранга Герой Советского Союза Абрам Григорьевич Свердлов - во время войны он воевал на торпедных катерах.

 В своих воспоминаниях Сергей Георгиевича Горшков  писал, что «потеря Крыма – это результат серии ошибок командования войсками фронта». Бойцы у нас были хорошие, а командиры – все под впечатлением расстрелов и лагерей, в которые отправили многих сослуживцев. Немало генералов и командиров расстреляли и в начале войны.

Командующий фронтом поставил перед Горшковым задачу: «Защищайте берега Дона. Смотрите, чтобы ни один вражеский солдат не переправился через реку. Своими кораблями поддерживайте силы Ростовского оборонительного района.

Прошу вас помогать всеми возможностями 56-й армии. Ну и помните – с вас не снимается обязанность противодействовать форсированию Керченского пролива. Учитывая это, с умом распределите свои силы…».

Было бы что распределять! Ударную силу Азовской флотилии составляли сторожевые корабли, тральщики и бывшие грунтовозные шаланды. Ознакомившись с их вооружением, маршал заметил: «Слабоваты пушечки. Да и мало их».

При этом в воздухе хозяевами были немецкие лётчики. Контр-адмирал видел выход только в заблаговременной инженерной подготовке противодесантной обороны и в постановке мин на вероятном пути  вражеского морского десанта. Этим он и занялся со свойственной ему энергией.

Однако все планы приходилось непрерывно менять из-за меняющейся боевой обстановки. Противник обошёл Ростов с востока, прорвав позиции 56-й армии, и вышел к Дону.

В Азове дислоцировался отдельный Донской отряд, которым командовал капитан 1 ранга И.А. Фроликов. Сергей Георгиевич Горшков срочно отправил отряд в помощь частям 56-й армии. Корабли занимались переправой войск, артиллерии и техники.

24 июля немцы взяли Ростов. Аркадий Владимирович Свердлов в книге «Воплощение замысла» рассказал, что отряд бронекатеров под командой капитана 3 ранга Сергея Павловича Шулика оказался отрезанным от моря.

Моряки расстреляли все снаряды по противнику, затопили катера, забрали личное оружие и пулемёты. С боями они прошли до станции Сальск, где обнаружили брошенных на произвол судьбы 470 раненых красноармейцев и командиров, которых сопровождали несколько человек врачей и медсестёр.

Моряки во всей царившей сумятице нашли исправный паровоз, прицепили несколько вагонов, в которые перенесли раненых,   и сумели доехать до станции Кавказская, где раненых передали в госпиталь. Затем они прошли 200 километров до реки Кубань, где соединились с частями флотилии.

25 июля противник перешёл в наступление. 28 июля вражеские войска взяли Азов. Оставшиеся корабли Донского отряда перешли в Ейск. Моряки упорно сражались за каждый пункт. Ейск обороняли шесть суток.

5 августа 1942 года контр-адмирал Горшков получил приказ Военного Совета Северо-Кавказского фронта эвакуировать Ейск и главную базу флотилии в Приморско-Ахтарской станице. В этот день немецкие войска уже ворвались в Ворошиловск (Ставрополь).

1-я немецкая танковая армия наступала на Майкоп и Туапсе, чтобы отрезать группировку войск Красной Армии в районе Краснодара и Новороссийска. Противник мог прорваться к Чёрному морю севернее Новороссийска.
 
10-го августа немцы заняли Майкоп, а через два дня – Приморско-Ахтарскую станицу. Теперь штаб флотилии переместился в Темрюк.

Продолжение http://proza.ru/2022/11/26/966 

На фотографии: капитан 1 ранга А.В. Свердлов


Рецензии
Читая Вашу работу, ловлю себя на мысли, что география диктует ход событий, опираясь на компетенции командиров.
Вот и нынешние события подтверждение тому.
И Турция так же настороже.
И моря нам мало доступны. Только Тихоокеанские гавани да южный берег Ледовитого.
С уважением.
Галина.

Галина Санарова   30.11.2022 19:39     Заявить о нарушении
А Ледовитый океан мелкий, основную мощь флота составляют подводные лодки, для которых плавание в тех водах крайне сложное.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   30.11.2022 23:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.