Прямо на нас смотрящее

Портрет Ф.М.Достоевского

Недавно на «Проза ру» я наткнулась на высказывание одного «умника», который не понимает – зачем некоторые люди на Прозе, вместо резюме, размещают цитаты писателей.
По его мнению, люди с цитатами в резюме, неинтересны, своего мнения не имеют, и желание читать их у него пропадает, как только он заходит на подобную страницу.
Ну, совсем, как про меня.
У меня же вместо резюме – цитата из произведения Фёдора Михайловича Достоевского.
Но я совсем не расстроюсь, если этот молодой человек читать меня не будет.
У меня тоже не появилось желания прочесть его перлы.
И тоже первое впечатление о нём сложилось, как о человеке недостаточно образованном и скудо мыслящем.

А для меня всегда иные цитаты были не просто словами, а открытиями.
Я и сейчас удивляюсь, и радуюсь, когда писатель может глубоко и просто описать какое-то явление нашей жизни, вокруг которого много толкований, разговоров, и вдруг находится человек, который коротко и ясно может «разжевать» это явление, заглянуть в самую суть.

«…Живая жизнь есть нечто, до того прямое и простое, до того прямо на нас смотрящее, что именно из-за этой-то прямоты и ясности и невозможно поверить, чтобы это было именно то самое чего мы всю жизнь с таким трудом ищем.
Самое простое принимается всегда лишь под конец, когда уже перепробовано всё, что казалось мудрёнее или глупей.»

Вот эти слова у Достоевского я вычитала в произведении «Подросток», когда мне было 20 с небольшим лет – время открытий и формирования умозрения.
Эти слова учили девушку мечтательную, чувственную… уметь не улетать куда-то в грёзы, не ждать кораблей с алыми парусами, не идеализировать жизнь, но и не драматизировать её.
Жить просто, понятно, честно.
Это перекликалось со словами: «Говори да – да, и нет – нет, а что сверх того, то от лукавого».
Я сразу запомнила эту цитату о жизни, и помню её более 40 лет, и до сих пор она не потеряла для меня своей актуальности.
23. 11 2022


Рецензии
Вечера доброго Вам, Галина!

Знаете, как мне кажется, подобные претензии характерны для тех людей, которые просто не могут понять, в силу каких-то особенностей мышления, что сущность человека иногда лучше всего выражается именно подобными высказываниями. Что именно в сути приведенной цитаты кроется мироощущение человека, его разместившего, отношение этого человека к жизни, к пониманию происходящего вокруг.
Вполне вероятно, что для самого "критика" произведения классиков просто прошли мимо...(

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   29.12.2022 20:48     Заявить о нарушении
Про "суть" - вы правильно.
Спасибо.

Галина Шевцова   30.12.2022 05:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.