Дорога домой

   Последняя ночь в казарме, через несколько часов Витька будет далеко от Москвы, от своих сослуживцев, с которыми он прослужил три года. Он не услышит привычной команды- "Подъём", и ему не придётся поднимать с кроватей солдат своего отделения после трудного караула или зимних тактических учений. Всё останется в прошлом.

 Но сегодня солдаты его отделения проснулись раньше  и теперь ожидали общего подъёма. Это была последняя ночь, когда они были все вместе, в одной казарме рядовые  и он сержант , их командир. Как и все солдаты роты, они ждали общего  построения на плацу, прощания со старослужащими, отслужившими свой срок. С прибытием нового пополнения солдаты второго года службы станут старослужащими, со всеми вытекающими отсюда последствиями, и это радовало их.

   Радостное чувство свободы распирало грудь сержанта. Вот он день, о котором мечтают все солдаты на протяжении всей службы. Сейчас старшина, а он тоже сегодня прибыл в роту раньше обычного, в последний раз назовёт своих солдат по их воинскому званию и пожелает им счастливого пути, и дальнейшей успешной и счастливой жизни на гражданке.

  Командир роты с офицерами уже собрались  на плацу. После завтрака весь батальон будет выстроен на плацу. Демобилизованным солдатам третьего года службы должны были объявить приказ и вручить проездные документы.
 При появлении командира батальона дежурный офицер подал команду - Смирно! Строй замер. Изредка кто-то переминался с ноги на ногу, но все разговоры стихли.
Последовал доклад дежурного командиру части. После чего командир батальона объявил приказ министра обороны. Потом поздравив старослужащих с уходом в гражданскую жизнь произнёс напутственную речь и вручил проездные документы.

  Как и все, стоявшие в строю, Виктор понимал, что у демобилизованных старослужащих начнётся новая жизнь. А все остальные солдаты будут нести обычную службу, которая в этот день заканчивалась для демобилизованных.

 Сибиряков было всего четверо и все сразу же решили ехать за билетами. Воинское требование позволяло  взять билет как на поезд, так и на самолёт. Выбрали последнее. В компании уже не было сержантов и рядовых, были однополчане - земляки, которые возвращались домой после трёх годичной разлуки. Что их ждёт на гражданке? Родные и близкие, которых они не видели три года, любимые девушки,друзья. Ясно было одно - встречи будут радостными.

  Всего один месяц отпуска положен солдату после окончания службы. А что потом?
Эта мысль неизбежно придёт к каждому, поскольку все демобилизованные уже вольны распоряжаться своей судьбой. Как сложится судьба друзей, с которыми спал рядом на кровати три года, ходил в увольнение и мёрз на плацу в зимнее время?  Сейчас об этом никто не думал, мысль была об одном - скорей бы оказаться дома.

  Виктор вспоминал  солдат своего отделения,- кто у них будет командиром, сможет ли он найти общий язык с солдатами. Солдаты второго года службы, ставшие "стариками" должны переслуживать почти пол года и командовать ими будет не просто. Вместе с Виктором подлежал демобилизации и заместитель командира взвода Евгений. Вместе с ним они были в сержантской школе. В последнее время Виктору довольно часто приходилось командовать взводом, поскольку Евгений охладел к службе и просто дослуживал свой срок. Мог даже позволить себе выпить с солдатами.

  Спустя пятнадцать лет Виктор, будучи в командировке, попытался встретиться с Евгением. Адресами они обменялись в последний месяц перед демобилизацией. Евгений был призван из города Горького. Дом и квартиру его он нашёл быстро. Позвонил в дверь,но дома никого не оказалось. Он пытался узнать о дальнейшей судьбе сослуживца но оказалось, что по этому адресу он не проживает. Из дальнейших разговоров он понял, что у него не всё сложилось гладко. Евгений стал  выпивать. А кто-то даже сказал, что его нет в живых. И тогда Виктор вспомнил, что Евгений пользовался особым расположением у командира взвода, поскольку его отец был начальником на производстве и мог кое-что привезти своему командиру.

Виктор не был  уверен, но предполагал, что  это сыграло решающую роль в назначении его заместителем  командира взвода.  Возможно свою роль сыграл новогодний караул, в котором Виктор выполнял обязанности разводящего. В ту новогоднюю ночь "старики" решили встретить год их дембиля за общим столом с выпивкой. Но затея закончилась шмоном со  всеми вытекающими отсюда последствиями.

 
  Но сейчас о службе уже  никто не думал. А может кто-то и думал, но своим мыслями не хотел делиться. В этом и не было необходимости, каждый думал о своём. Но все твёрдо знали, что им не придётся  ходить в караулы, на патрульную службу. Ждать очередного праздника, когда вместо "кирзы" на  обед  будут макароны с тушёнкой и кисель.
 Не будет на столе бака с первым блюдом, из которого старослужащий разливал содержимое на десять тарелок своего отделения, потом кусок масла делить на десять человек своего отделения.
  Как же все соскучились по обычной пище, нормальной посуде, из которой они на гражданке принимали пищу! Вернутся на гражданку и через месяц, другой забудут всё : и бессонные ночи в караулах, строевую подготовку на плацу зимой, когда мороз доставал руки и ноги, разве что  самоволки вспомнят, в которые иногда убегали к девчатам, живущим вблизи воинской части.

  Рёв двигателей ТУ-154 нарушил  молчание друзей и отвлёк мысли Виктора. Откинувшись на спинку сидения он каким-то другим взглядом смотрел на своих товарищей по оружию. Сейчас они выглядели как-то по иному. Хотя все оставались в солдатских мундирах, но  на их лицах светилась неподдельная радость.

Сергей - коренной житель Новосибирска, в армию пришёл с первым разрядом по лыжам. Был постоянным противником Виктора  на кроссах, проводимых в батальоне. Юра - Ротный рекомендовал его в школу сержантов. Вместе с ним Виктор  проходил врачебную комиссию.

   Виктор радовался, что  вместе с Юрой будут  вместе в учебном полку и они демобилизуемся сержантами. Но судьба распорядилась по иному. Юра  не прошёл комиссию по зрению. Дальтонизм! Под этим предлогом ему было отказано. Командир не сможет руководить солдатами, так как не различит цвет выпущенной сигнальной ракеты. Но на третьем году службы ему было присвоено воинское звание ефрейтор.

 Если в части мы были на разных должностях, то  сейчас мы были обычными
солдатами, на которых другие пассажиры почти не обращали внимания. Шла повсеместная демобилизация и встретить  военнослужащих в форме можно было где угодно: на железнодорожном вокзале, в аэропорту и даже в пригородной электричке.

Аэропорт Домодедово, автобус до райцентра и лишь попутка доставила Виктора домой к матери. Радостные встречи с друзьями, с одноклассниками. Некоторых он не видел после того как уехал в город и поступил в училище.

  Три недели прошли быстро. Но перед Виктором не стоял вопрос, что делать дальше. Он твёрдо решил вернуться в Москву и поступить на службу в милицию.
2022г. ноябрь.

 






   


Рецензии