Вся королевская рать. Содержательный анализ романа
и
"Книга и Фильм"
Содержание:
Заметки о романе Р.П.Уоррена "Вся королевская рать" и кинокартине"
Заметка
"Содержательный анализ романа "Вся королевская рать"
Применение подхода ценностно-нравственного содержания в анализе романа «Вся королевская рать» Р.П. Уоррена
И вместо эпиграфа первую мысль о ходе времени и человеческой жизни можно выразить, составив ее из цитат самого автора:
Пока «часы роняют на нас редкие маленькие катышки времени»,
а «река жизни переходит в пески вечности»,
«ничего не понимаю, - сказал я,
обращаясь к черному межзвездному пространству»
(«Вся королевская рать» Р.П. Уоррена)
С помощью разработанного мной подхода ценностно-нравственного содержания литературного произведения рассмотрим отделенную от контекста суть в продолжение ранее начатого анализа романа «Вся королевская рать» Роберта Пенна Уоррена. Достоинство произведения также заключается в том, что автор сумел рассмотреть человеческую сущность не в экстремальных условиях, какими может быть, например, война, а в обычной жизни, хотя и в контексте политики. И я с удовольствием дополняю предыдущую статью записями, сделанными во время чтения и повторного перечитывания «Всей королевской рати».
Так, с помощью разработанного мной подхода к анализу произведения, можно рассмотреть само ценностное и нравственное содержание. Когда вы оставляете политическую среду вне сюжета романа, перед вами сам человек и его человеческая жизнь, один на один с собой и в обществе таких же людей, «в пустоте, которая вокруг вас». И вот они, мысли писателя о соотношении справедливости, добра и дела, для одного человека и всего общества, а далее мы рассмотрим их через цитаты главного героя романа. По мнению писателя, общество ставит дело выше, свое собственное, общественное благо, и поэтому изобретает нормы о морали, нравственности и правде, соотносясь с этим делом-благом-целью.
Но и среди таких высказываний писателя я нашла множество светлых мыслей. Когда я вновь перечитывала «Всю королевскую рать», где, казалось бы, речь в основном идет о политике и этой махине - левиафане - о человеческом обществе, с которым его сравнивали правоведы, и среди всех строк я нахожу то реальное, выраженное простым языком, чувство любви, которое к настоящему человеку я узнаю в своем сердце, и лучше понятия не нужно: люблю «так, что живу будто во сне, и в этом сне мое сердце готово разорваться, потому что в нем живет весь мир и рвется наружу, чтобы стать настоящим миром»... Как прав автор. Действительно, и сердце и душа полнятся энергией, светом, но таким сильным, что разрывают это сердце и эту душу самого любящего человека... Так чувствую я. И так действительно чувствовал когда-то в своей жизни сам писатель, который выразил это чувство через мысли и от лица главного героя о его любви, - это узнаешь и не можешь ошибиться. Любовь - это дар, её нельзя исследовать и изучить, любовью можно только жить.
Но это человек один на один с собой. Рассмотрим теперь его во взаимоотношении с обществом и самой жизнью, и, главное, отношение разных людей к этой жизни и обществу и понятию долга. Вновь, абстрагируясь от сюжета, сосредоточимся на смысле: как же быть человеку в его жизни и со своим долгом - менять и себя, и общество к лучшему. Так, в романе «Вся королевская рать» Роберта Пенна Уоррена можно выделить три типажа таких людей в их взаимоотношениях с обществом:
1. человек, который стремится все изменить своими руками, создавать лучшее пусть даже из грязи – главный герой Уилли Старк, делающий добро из зла, который в итоге «принял муку, но не за правое дело, а за некоторое самосознание будущей дальше правоты и неправоты» (здесь и далее в кавычках приводятся цитаты из книги "Вся королевская рать" Р.П. Уоррена). Это человек, который должен «в условиях всеобщей несправедливости творить хоть какую-то справедливость». И вот цитаты самого главного героя, которые более отражают его сущность и характер. Он - юрист, тот, кто идеально изучил ту же теорию государства и права, что и автор заметки, - эту матрицу человеческого общества, - объективно указывает на проблемы с разницей бегущего времени и с запозданием принимаемых законов, по которым приходится жить людям, и точно сравнивает право с одеялом на двуспальной кровати, на которой трое – «одеяла не хватает, … кому-то с краю не миновать воспаления легких. Законы – это штаны, купленные мальчишке в прошлом году, а у нас нынешний год, и штаны лопаются по шву… Законы всегда тесны и коротки для подрастающего человечества». А о любом человеке, то есть о всех людях, он считает, что «всегда что-то есть… человек зачат в грехе и рожден в мерзости, и путь его – от пеленки зловонной до смердящего савана». И его харизматичные высказывания сильны правдой жестокого мира людей, как, например, о понятии морали человеком. «Когда твой прадедушка слез с дерева, у него не было понятий о добре и зле, и он стал по ходу дела изобретать Добро», так как по его мнению «добро нельзя получить в наследство» – поэтому приходится «сделать добро из зла». И вот Уилли Старк сам берет на себя обязанность: «Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать».
2. человек, разделяющий все только на белое и черное, на добро и зло, и боящийся «замарать» чистые руки – еще один главный герой, антитеза политика Уилли Старка, - Алан Стэнтон. В отношении романтика-Алана говорит друг его детства Джек Берден, облекая мысль в пространную форму о всех идеалистах и романтиках: «романтик создал в своей голове картину мира, и когда мир не похож на эту картину, ему хочется послать его», и «… прожил жизнь с мыслью, что такой век, когда всем распоряжались возвышенные симпатичные люди в чулках и башмаках с серебряными пряжками…». Но он - друг детства - и этим все сказано: «друг Детства навсегда становится единственным Вашим другом, так как ему нет дела ни до своей выгоды, ни до ваших достоинств».
3. и человек, пытающийся быть объективным наблюдателем, историком общества, с принципом невмешательства, и который «… вглядывался в другие лица и смотрел на них в с величайшей откровенностью и любопытством», - главный герой, от имени которого идет повествование, - репортер Джек Берден. Его можно охарактеризовать цитатой писателя от его же лица, что он жил во времена «великой спячки… в таком сне Вам ничего не снится, но Вы постоянно ощущаете присутствие сна, словно Вам давно снится, что Вы спите, и в этом внутреннем сне Вам тоже снится, что Вы спите, спите и видите сон о сне – и так без конца до самой сердцевины». И вот его собственный «урок истории», этой жизни: «Нам, историкам, полагается знать, что человек очень сложная штука, и что он не бывает ни плохим, ни хорошим, но и плохим и хорошим одновременно, и плохое выходит из хорошего, а хорошее – из плохого … и не разобрать, где конец, а где начало» - таковы убеждения героя Джека Бердена, и как он говорит, «Я не мог перекраивать истину, поэтому придется подгонять свои представления под истину. Истина сделает Вас свободным».
И все типажи терпят неудачу в своих отношениях с обществом и с другими людьми, как в попытках преобразовать его грязными или чистыми руками, так и отстраняющиеся от обязанности менять общество к лучшему. Главный герой политик делает все для простого народа, но наживает врагов в элите и среди своей «королевской рати». Отстраненный и объективный историк-репортер теряет всех родных из-за своего принципа невмешательства: отца, друга детства и любимую. «Белоручка» с высокоморальными принципами и черно-белым восприятием мира сам берется за оружие против «делающего из грязи добро» политика. И вот он, главный вопрос: если все герои основных типажей в своем пути проваливаются в своих попытках изменить или не менять неправильный уклад общественной жизни, то как же быть, или это все, по выражению самого Уоррена, «метафизическая ничья», или это в нашей человеческой природе, и люди не могут справиться с этим, только если все общество будет как один.
Эти пути живо воплощены в произведении, и мы можем с вами проследить основные мысли по цитатам из «Всей королевской рати», к которым я сделала комментарии. И начнем мы с вами с цитаты, в которой заключается то, как и следует нам, людям, относиться друг другу: «Всякий акт чистого восприятия – подвиг». Пока люди и общество не научатся уважать каждую индивидуальную жизнь и жизнь в целом, нам с вами нечего ждать лучшего – так давайте постараемся каждый сделать все, что возможно, чтобы исправить эту поломку чувств, и, как герой кинокартины "Жестокий романс", "выучиться прежде понимать, а уж затем разговаривать". Понимание, простое приятие истины такой, какая она есть, добра и зла, всего мира, - это и есть "акт чистого восприятия".
Писатель сравнивает жизнь и смерть с существом и темнотой вокруг: «В темноте, которая внутри Вас». О жизни человека он также замечает от лица главного героя, что «человек должен вынести из пучин и дебрей времени что-нибудь помимо изъеденной печени», и сравнивает самого человека и ту самую пустоту вокруг со «знанием и незнанием обо всем и о внутреннем мире человека». Далее автор соединяет эти мысли о жизни, силах окружающего и отдельной личности и вновь говорит через впечатления и чувства одного из главных героев «…чей-то огромный неподвижный глаз смотрит сквозь пространство и темноту… и видит, как Вы съежились внутри в темноте, которая и есть Вы». И вот она, эссенция мысли, понимает ли человек смысл своей жизни – в цитате о человеческой жизни и непостижимости ее смысла и о самом человеке: «он (человек) погибнет…, но так и не узнает, что его погубило: знание, которым он овладел, или то, которое от него ускользнуло и спасло бы его, если бы он им овладел».
И аккуратно, через своих героев, писатель высказывает мысли о Боге. Так, о Боге и сотворении мира Р.П. Уоррен пишет: «Для Совершенного создать простое совершенство было бы делом пустячным и смехотворно легким, это не было бы сотворением, а самораспространением. Обособление есть индивидуальность». Отсюда и сотворение добра и сотворение зла. В устах другого героя, отца Джека Бердена, писатель возражает, что «Бог – совершенство небытия». Но тут же в ответ от лица главного героя вновь возражает, будто самому себе в споре с сами же собой, что «Бог – это полнота бытия», и «кто возлюбил Бога, тот волей своей вызывает его к бытию». И далее цепочка мыслей движется через весь роман, от одного героя к другому: «Ничто не пропадает бесследно … и все времена – одно время, и все умершие не жили до тех пор, пока мы не дали им жизнь, вспомнив о них – вот во что мы верим, историки. И мы любим истину», и «чем бы ты ни был жив, все равно это – жизнь». И далее можно продолжить цепочку вновь цитатой из романа: «Если бы человек знал, как жить, то никогда бы не умер». А вся жизнь – «это движение к знанию. Если Бог – полное знание, то он – Полная Неподвижность, Безжизненность, Смерть» - страшное заключение, это снова из уст героя отца Бердена, но цепочка рассуждений интересная, но опять-таки «…если вообще что-нибудь можно объяснять физическими причинами, так как физический мир никогда не бывает причиной, он – только результат, симптом, глина под пальцами гончара, а мы…»
С этим связаны и мысли писателя о любви, о которой Р.П. Уоррен пишет: «Тот, кто тебя любит, отбирает тебя из огромных залежей первозданной глины – человечества, чтобы сотворить из нее нечто, и ты, бесформенный комок этой глины, маешься, хочешь узнать, во что же тебя превратили. В то же время, любя кого-то, ты становишься одушевленным, перестаешь быть частью первовещества, в тебя вселяется жизнь, и ты начинаешься. Ты создаешь себя, творя другого, кто, в свою очередь, сотворил тебя».
И еще - о человеке и его изменении в жизненном пути, на чем я и завершу эту статью – снова – предложением из романа: «Если ждешь чего-то слишком долго, с тобой что-то происходит. Ты становишься тем и только тем, кем хотел стать, и ничем больше, ибо заплатил за это слишком дорогой ценой – слишком долгим ожиданием, слишком долгой жаждой, слишком долгими усилиями».
Я прочла книгу в переводе, затем смотрела кинокартину по ее мотивам в оригинале, и читаю книгу в оригинале, чтобы прочувствовать писательский стиль и понять мыслящий ум. Надеюсь, и Вам будет интересно прочесть «Всю королевскую рать» - в ней вне сюжета и контекста так много объективного о субъективной человеческой жизни. Именно – понять, стараться понять человека, и именно поэтому «всякий акт чистого восприятия – подвиг» должен быть не подвигом, а нормой...
Материалы:
Р.П.Уоррен. Вся королевская рать. Книга
Вся королевская рать. Фильм
Свидетельство о публикации №222112301646
