Вся королевская рать. Содержательный анализ романа

Литературный проект 1000 дней и ночей с Поэзией и Прозой

и

"Книга и Фильм"

Содержание:

Заметки о романе Р.П.Уоррена "Вся королевская рать" и кинокартине":
1. "Содержательный анализ романа"
2. "Книга и фильм: "Вся королевская рать"


Заметка
"Содержательный анализ романа "Вся королевская рать"

Применение подхода ценностно-нравственного содержания в анализе романа «Вся королевская рать» Р.П. Уоррена

И вместо эпиграфа первую мысль о ходе времени и человеческой жизни можно выразить, составив ее из цитат самого автора:

    Пока «часы роняют на нас редкие маленькие катышки времени»,
    а «река жизни переходит в пески вечности»,
    «ничего не понимаю, - сказал я,
    обращаясь к черному межзвездному пространству»
    («Вся королевская рать» Р.П. Уоррена)


С помощью разработанного мной подхода ценностно-нравственного содержания литературного произведения рассмотрим отделенную от контекста суть в продолжение ранее начатого анализа романа «Вся королевская рать» Роберта Пенна Уоррена. Достоинство произведения также заключается в том, что автор сумел рассмотреть человеческую сущность не в экстремальных условиях, какими может быть, например, война, а в обычной жизни, хотя и в контексте политики. И я с удовольствием дополняю предыдущую статью записями, сделанными во время чтения и повторного перечитывания «Всей королевской рати».

Так, с помощью разработанного мной подхода к анализу произведения, можно рассмотреть само ценностное и нравственное содержание. Когда вы оставляете политическую среду вне сюжета романа, перед вами сам человек и его человеческая жизнь, один на один с собой и в обществе таких же людей, «в пустоте, которая вокруг вас». И вот они, мысли писателя о соотношении справедливости, добра и дела, для одного человека и всего общества, а далее мы рассмотрим их через цитаты главного героя романа. По мнению писателя, общество ставит дело выше, свое собственное, общественное благо, и поэтому изобретает нормы о морали, нравственности и правде, соотносясь с этим делом-благом-целью.

Но и среди таких высказываний писателя я нашла множество светлых мыслей. Когда я вновь перечитывала «Всю королевскую рать», где, казалось бы, речь в основном идет о политике и этой махине - левиафане - о человеческом обществе, с которым его сравнивали правоведы, и среди всех строк я нахожу то реальное, выраженное простым языком, чувство любви, которое к настоящему человеку я узнаю в своем сердце, и лучше понятия не нужно: люблю «так, что живу будто во сне, и в этом сне мое сердце готово разорваться, потому что в нем живет весь мир и рвется наружу, чтобы стать настоящим миром»... Как прав автор. Действительно, и сердце и душа полнятся энергией, светом, но таким сильным, что разрывают это сердце и эту душу самого любящего человека... Так чувствую я. И так действительно чувствовал когда-то в своей жизни сам писатель, который выразил это чувство через мысли и от лица главного героя о его любви, - это узнаешь и не можешь ошибиться.

Но это человек один на один с собой. Рассмотрим теперь его во взаимоотношении с обществом и самой жизнью, и, главное, отношение разных людей к этой жизни и обществу и понятию долга. Вновь, абстрагируясь от сюжета, сосредоточимся на смысле: как же быть человеку в его жизни и со своим долгом - менять и себя, и общество к лучшему. Так, в романе «Вся королевская рать» Роберта Пенна Уоррена можно выделить три типажа таких людей в их взаимоотношениях с обществом:

1. человек, который стремится все изменить своими руками, создавать лучшее пусть даже из грязи – главный герой Уилли Старк, делающий добро из зла, который в итоге «принял муку, но не за правое дело, а за некоторое самосознание будущей дальше правоты и неправоты» (здесь и далее в кавычках приводятся цитаты из книги "Вся королевская рать" Р.П. Уоррена). Это человек, который должен «в условиях всеобщей несправедливости творить хоть какую-то справедливость». И вот цитаты самого главного героя, которые более отражают его сущность и характер. Он - юрист, тот, кто идеально изучил ту же теорию государства и права, что и автор заметки, - эту матрицу человеческого общества, - объективно указывает на проблемы с разницей бегущего времени и с запозданием принимаемых законов, по которым приходится жить людям, и точно сравнивает право с одеялом на двуспальной кровати, на которой трое – «одеяла не хватает, … кому-то с краю не миновать воспаления легких. Законы – это штаны, купленные мальчишке в прошлом году, а у нас нынешний год, и штаны лопаются по шву… Законы всегда тесны и коротки для подрастающего человечества». А о любом человеке, то есть о всех людях, он считает, что «всегда что-то есть… человек зачат в грехе и рожден в мерзости, и путь его – от пеленки зловонной до смердящего савана». И его харизматичные высказывания сильны правдой жестокого мира людей, как, например, о понятии морали человеком. «Когда твой прадедушка слез с дерева, у него не было понятий о добре и зле, и он стал по ходу дела изобретать Добро», так как по его мнению «добро нельзя получить в наследство» – поэтому приходится «сделать добро из зла». И вот Уилли Старк сам берет на себя обязанность: «Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать».

2. человек, разделяющий все только на белое и черное, на добро и зло, и боящийся «замарать» чистые руки – еще один главный герой, антитеза политика Уилли Старка, - Алан Стэнтон. В отношении романтика-Алана говорит друг его детства Джек Берден, облекая мысль в пространную форму о всех идеалистах и романтиках: «романтик создал в своей голове картину мира, и когда мир не похож на эту картину, ему хочется послать его», и «… прожил жизнь с мыслью, что такой век, когда всем распоряжались возвышенные симпатичные люди в чулках и башмаках с серебряными пряжками…». Но он - друг детства - и этим все сказано: «друг Детства навсегда становится единственным Вашим другом, так как ему нет дела ни до своей выгоды, ни до ваших достоинств».

3. и человек, пытающийся быть объективным наблюдателем, историком общества, с принципом невмешательства, и который «… вглядывался в другие лица и смотрел на них в с величайшей откровенностью и любопытством», - главный герой, от имени которого идет повествование, - репортер Джек Берден. Его можно охарактеризовать цитатой писателя от его же лица, что он жил во времена «великой спячки… в таком сне Вам ничего не снится, но Вы постоянно ощущаете присутствие сна, словно Вам давно снится, что Вы спите, и в этом внутреннем сне Вам тоже снится, что Вы спите, спите и видите сон о сне – и так без конца до самой сердцевины». И вот его собственный «урок истории», этой жизни: «Нам, историкам, полагается знать, что человек очень сложная штука, и что он не бывает ни плохим, ни хорошим, но и плохим и хорошим одновременно, и плохое выходит из хорошего, а хорошее – из плохого … и не разобрать, где конец, а где начало» - таковы убеждения героя Джека Бердена, и как он говорит, «Я не мог перекраивать истину, поэтому придется подгонять свои представления под истину. Истина сделает Вас свободным».

И все типажи терпят неудачу в своих отношениях с обществом и с другими людьми, как в попытках преобразовать его грязными или чистыми руками, так и отстраняющиеся от обязанности менять общество к лучшему. Главный герой политик делает все для простого народа, но наживает врагов в элите и среди своей «королевской рати». Отстраненный и объективный историк-репортер теряет всех родных из-за своего принципа невмешательства: отца, друга детства и любимую. «Белоручка» с высокоморальными принципами и черно-белым восприятием мира сам берется за оружие против «делающего из грязи добро» политика. И вот он, главный вопрос: если все герои основных типажей в своем пути проваливаются в своих попытках изменить или не менять неправильный уклад общественной жизни, то как же быть, или это все, по выражению самого Уоррена, «метафизическая ничья», или это в нашей человеческой природе, и люди не могут справиться с этим, только если все общество будет как один.

Эти пути живо воплощены в произведении, и мы можем с вами проследить основные мысли по цитатам из «Всей королевской рати», к которым я сделала комментарии. И начнем мы с вами с цитаты, в которой заключается то, как и следует нам, людям, относиться друг другу: «Всякий акт чистого восприятия – подвиг». Пока люди и общество не научатся уважать каждую индивидуальную жизнь и жизнь в целом, нам с вами нечего ждать лучшего – так давайте постараемся каждый сделать все, что возможно, чтобы исправить эту поломку чувств, и, как герой кинокартины "Жестокий романс", "выучиться прежде понимать, а уж затем разговаривать". Понимание, простое приятие истины такой, какая она есть, добра и зла, всего мира, - это и есть "акт чистого восприятия".

Писатель сравнивает жизнь и смерть с существом и темнотой вокруг: «В темноте, которая внутри Вас». О жизни человека он также замечает от лица главного героя, что «человек должен вынести из пучин и дебрей времени что-нибудь помимо изъеденной печени», и сравнивает самого человека и ту самую пустоту вокруг со «знанием и незнанием обо всем и о внутреннем мире человека». Далее автор соединяет эти мысли о жизни, силах окружающего и отдельной личности и вновь говорит через впечатления и чувства одного из главных героев «…чей-то огромный неподвижный глаз смотрит сквозь пространство и темноту… и видит, как Вы съежились внутри в темноте, которая и есть Вы». И вот она, эссенция мысли, понимает ли человек смысл своей жизни – в цитате о человеческой жизни и непостижимости ее смысла и о самом человеке: «он (человек) погибнет…, но так и не узнает, что его погубило: знание, которым он овладел, или то, которое от него ускользнуло и спасло бы его, если бы он им овладел».

И аккуратно, через своих героев, писатель высказывает мысли о Боге. Так, о Боге и сотворении мира Р.П. Уоррен пишет: «Для Совершенного создать простое совершенство было бы делом пустячным и смехотворно легким, это не было бы сотворением, а самораспространением. Обособление есть индивидуальность». Отсюда и сотворение добра и сотворение зла. В устах другого героя, отца Джека Бердена, писатель возражает, что «Бог – совершенство небытия». Но тут же в ответ от лица главного героя вновь возражает, будто самому себе в споре с сами же собой, что «Бог – это полнота бытия», и «кто возлюбил Бога, тот волей своей вызывает его к бытию». И далее цепочка мыслей движется через весь роман, от одного героя к другому: «Ничто не пропадает бесследно … и все времена – одно время, и все умершие не жили до тех пор, пока мы не дали им жизнь, вспомнив о них – вот во что мы верим, историки. И мы любим истину», и «чем бы ты ни был жив, все равно это – жизнь». И далее можно продолжить цепочку вновь цитатой из романа: «Если бы человек знал, как жить, то никогда бы не умер». А вся жизнь – «это движение к знанию. Если Бог – полное знание, то он – Полная Неподвижность, Безжизненность, Смерть» - страшное заключение, это снова из уст героя отца Бердена, но цепочка рассуждений интересная, но опять-таки «…если вообще что-нибудь можно объяснять физическими причинами, так как физический мир никогда не бывает причиной, он – только результат, симптом, глина под пальцами гончара, а мы…»

С этим связаны и мысли писателя о любви, о которой Р.П. Уоррен пишет: «Тот, кто тебя любит, отбирает тебя из огромных залежей первозданной глины – человечества, чтобы сотворить из нее нечто, и ты, бесформенный комок этой глины, маешься, хочешь узнать, во что же тебя превратили. В то же время, любя кого-то, ты становишься одушевленным, перестаешь быть частью первовещества, в тебя вселяется жизнь, и ты начинаешься. Ты создаешь себя, творя другого, кто, в свою очередь, сотворил тебя».

И еще - о человеке и его изменении в жизненном пути, на чем я и завершу эту статью – снова – предложением из романа: «Если ждешь чего-то слишком долго, с тобой что-то происходит. Ты становишься тем и только тем, кем хотел стать, и ничем больше, ибо заплатил за это слишком дорогой ценой – слишком долгим ожиданием, слишком долгой жаждой, слишком долгими усилиями».

Я прочла книгу в переводе, затем смотрела кинокартину по ее мотивам в оригинале, и читаю книгу в оригинале, чтобы прочувствовать писательский стиль и понять мыслящий ум. Надеюсь, и Вам будет интересно прочесть «Всю королевскую рать» - в ней вне сюжета и контекста так много объективного о субъективной человеческой жизни. Именно – понять, стараться понять человека, и именно поэтому «всякий акт чистого восприятия – подвиг» должен быть не подвигом, а нормой...


Заметка
"Книга и фильм: "Вся королевская рать"

Литературный проект «Книга и Фильм»

«Вся королевская рать»


    «Всякий акт чистого восприятия – подвиг»
                Роберт Пенн Уоррен

    В рамках литературного проекта «1000 и один день с поэзией и прозой» открыта рубрика «Книга и Фильм». В литературном проекте не ставится целью сравнить произведение и кинокартину – мы стараемся проникнуть в первозданную суть авторской идеи, и по возможности увидеть новое и большее, чем мысль может содержать, анализируя произведение в целом и в деталях. И конечно читайте книгу – всего не отразить в краткой статье, а Роберт Уоррен о многом заставляет задуматься.

    Книгу «Вся королевская рать» (“All the King’s Men”) Роберта Пенна Уоррена я прочла в переводе и буквально зачитывалась «кубофутуристическим» слогом, а фильм смотрела в оригинале, и мне понравилась сила воплощения. Как и свойственно разным художественным произведениям, в книге – сила слова, в кинокартине – все, что можно передать также и без слов, а вместе оба произведения соединены авторским замыслом, режиссерским видением, и читательским и зрительским воображением.

    Произведение основано на реальных событиях, о политической кампании выдвинувшегося в кандидаты на пост губернатора человека из народа без политического прошлого, и сокрушающей людской машине власти. И, как и можно ожидать, о других аспектах многообразной жизни, потому что сама человеческая жизнь – «знание и незнание обо всем и о внутреннем мире человека». В книге на ход сюжета накладываются рефлексирующие переживания автора-журналиста, что добавляет амплитуду пульсу повествования. Это было время «великой спячки», как он сам выразился, когда сознание работает, но Вы становитесь наблюдателем событий, ход которых неумолимо движется – те самые изменения, которые мы называем словом «время».

    Уже в названии «Вся королевская рать» заложен мощный литературный прием – перенесение смысловой нагрузки с одного объекта на другой. Внимание акцентируется как на самой «королевской рати», как и в известной свите Воланда, на всей политической команде и титанических силах жизни, так и на центральной фигуре – на личности политика. Прием изящный, он позволяет говорить о человеке, не называя его. Действительно, чья же это команда?

    Писателю удалось окружить личность главного героя, Уилли Старка, загадочностью благодаря некоторой недосказанности - все для размышления читателя. Этой таинственности немало служит и повествование от лица созерцательно, объективно и одновременно критически мыслящего молодого человека, Джека Бердена, историка, журналиста, ставшего приближенным баллотирующегося политика. Увы, несмотря на отстраненность настоящего историка, «искусство управления» затронуло и самого Бердена, а также друзей детства Алана и Анну Стэнтонов, молодого мужчину и женщину с блестящим происхождением и скромной жизнью, детей бывшего губернатора, и всех ближних действующих лиц, несмотря на принцип кажущегося «невмешательства» Джека: Анна, детская любовь Бердена, становится любовницей политика, а интеллигентный и добрый Алан берётся за оружие. Невозможно быть не вовлеченным в незамкнутую систему, жизнь - не эксперимент.

    Главный герой Уилли Старк неимоверно харизматичен, его цитаты – с полным пониманием человеческого мира и его приятием, каков он есть, действия – открыты, зачастую эксцентричны, и будто изобличают пороки других людей - человеком с такой же грешной земли. Чего стоит пример с публичным разоблачением менеджера его первой кампании, после того, как Уилли Старк узнал, что его «используют» для отвлечения внимания (менеджер, запуганный натиском обличительной речи политика, метафорично рухнул с открытой сцены в загон со свиньями и грязью). С этого разоблачения началось восхождение Старка, как человека прямого и борца, на политической арене. Он не делает исключений людям в их пороках и добродетелях: «Всегда что-то есть… Человек зачат в грехе и рожден в мерзости, и путь его – от пеленки зловонной до смердящего савана».

    В фильме роль Уилли Старка блестяще исполняет Шон Пенн, не говоря уже о звездном составе кинокартины, в который вошли Энтони Хопкинс, Джуд Лоу, Кейт Уинслет. Главный герой сам «из народа», помогал отцу содержать ферму, а ночью учил право… Как потом, умудренный опытом применения теории на практике, он сравнивал право с одеялом на двуспальной кровати, на которой приходится спать троим, а «одеяла не хватает, … и кому-то с краю не миновать воспаления легких…, а законы – это штаны, купленные мальчишке в прошлом году, а у нас нынешний год, и штаны лопаются по шву… Законы всегда тесны и коротки для подрастающего человечества».

    И в книге, и в фильме все передано с трогающим ум и душу реализмом - смешение контрастов, как оно есть в жизни человеческой: провозглашение обещания выполнить политическую программу и коррумпированность системы, понятие морали, есть ли оно, или все относительно, и человечество само изобрело границы нравственности. Так, ведущая тема соотношения добра и зла и их смешения развивалась в диалогах двух противоположностей по убеждениям – Старка, который «делал добро из зла», когда ничего другого не оставалось, и романтика Алана. И они оба правы. Первый – в том, что все именно в человеческом мире так устроено, второй – что есть и объективное представление о данных понятиях. Что правда, Уилли Старк не гнушается таких средств в достижении целей, как шантаж, но что-то все же отличает его от других политиков. Алан явно упрекает его, но Старк сурово замечает, что все мы появились от земли, из «грязи», и кто-то должен лепить и создавать из этого материала своими руками, уж точно не «белоручка» с представлениями о том, что со злом можно разобраться, не испачкавшись об это зло, будь это хоть светлейшее добро, хоть другое зло. И что есть само добродетельное и порочное? На это он также указывает Алану, что есть такое сами представления людей о добром и злом: «Когда твой предок слез с дерева, у него не было понятий о добре и зле, и он стал по ходу дела изобретать Добро».

    Обе стороны будто примиряет точка зрения Бердена, что он не может «перекраивать истину, поэтому придется подгонять свои представления под истину. Истина сделает Вас свободным».

    Сюжет также пронизан одной из глобальных проблем, которая волнует людей, как одних из представителей живого, - это тема жизни. «Человек должен вынести из пучин и дебрей времени что-нибудь помимо изъеденной печени», - говорит главный герой. А Берден, наблюдая за занятиями «великих» и «обычных» людей приходит к выводу, что «чем бы ты ни был жив, все равно это – жизнь». А после решает, что «если бы человек знал, как жить, то никогда бы не умер».

    И вот, казалось бы, все размышления сосредотачиваются на источнике жизни, но ей всегда сопутствует ее антитезис – смерть. Политиком и его «королевской ратью» строятся дороги, создаются бесплатные больницы, но он уже «принадлежит» не народу, а политике, хотя и верен себе. Предчувствие грядущего и суть личностей двух главных героев можно выразить в одной фразе: «он принял муку, но не за правое дело, а за некоторое самосознание будущей дальше правоты и неправоты». Или он был действительно тем, кто призван «в условиях всеобщей несправедливости творить хоть какую-то справедливость».

    Внутренняя напряженность и внешняя наэлектризованность, в конце концов, выливаются в катастрофу: погибают и «хозяин», и лучший друг Бердена: Алан, участвовавший в открытии больницы имени Старка, не выдерживает моральных переживаний и застреливает политика, и «река жизни переходит в пески вечности»…
Так заканчивается фильм, но книга продолжается – не стало главного героя, и его «королевская рать» должна решить, в каком направлении двигаться дальше. Все держалось на личности одного человека, и «люди короля» расходятся – каждый своей дорогой жизни. «Ничто не пропадает бесследно … и все времена – одно время». Все оставляет след, и эти события тем более легли глубокими шрамами на сердце Бердена.

    Книга заставляет думать бесконечно, и можно и нужно многие мысли развивать дальше. Пока что я завершаю эту статью, и вновь цитатой из книги, «уроком истории» от повествователя, о человеке как таковом и о главном герое в частности: «Нам, историкам, полагается знать, что человек очень сложная штука, и что он не бывает ни плохим, ни хорошим, но и плохим и хорошим одновременно, и плохое выходит из хорошего, а хорошее – из плохого … и не разобрать, где конец, а где начало…».

Продолжение см. в заметке "Содержательный анализ Всей королевской рати"

Ксения Мира, литературный проект "Книга и Фильм"

Материалы:

Р.П.Уоррен. Вся королевская рать. Книга
Вся королевская рать. Фильм


Рецензии